Кыргызстан
+22°
Boom metrics
Сегодня:
Общество30 июля 2020 6:51

Пандемия COVID-19: как по Кыргызстану расползался смертельный вирус

В республике 30 июля чтили память жертв коронавируса, унесшего за пять месяцев жизни 1 364 человек. «Комсомолка» вспоминает, как начиналось самое тяжелое для кыргызстанцев лето 2020-го
Эта война с опасным невидимым врагом пока еще не выиграна.

Эта война с опасным невидимым врагом пока еще не выиграна.

Фото: Султан ДОСАЛИЕВ

Еще в начале лета эти цифры казались бы невероятными. 35 143 заразившихся с регистрацией в сутки по тысяче и более человек. 1 364 смерти - в отдельные дни черного июля регистрировалось более 80 летальных исходов. В числе погибших - известные общественники и деятели культуры, военнослужащие, политики и медики-солдаты в белых халатах, ринувшиеся на борьбу с невидимым врагом…

Еще более маловероятным и таким далеким казалось новое никому неизвестное заболевание, вспышка которого произошла в китайском Ухане в конце 2019 года. Понадобилось совсем немного времени на то, чтобы вирус вырвался из города и полыхающими дорожками разбежался по странам мира.

В Кыргызстан он проник с наступлением весны.

18 марта на брифинге в правительстве Космосбек Чолпонбаев, занимавший в ту пору пост министра здравоохранения страны, рассказал о трех заразившихся жителях Сузакского района Джалал-Абадской области. Паломники вернулись несколькими днями ранее из Саудовской Аравии…

В тот же день Кыргызстан закрывает границу для въезда иностранцев. На проведение массовых мероприятий официально вводится запрет, а школы и вузы Совбез распускает на трехнедельный карантин. Кто бы тогда мог подумать, что он затянется до наступления летних каникул, школьникам, не выходя из дома, придется сидеть на видео-уроках, и даже первая четверть в новом учебном году начнется дистанционно

Но маховик уже был запущен. Из-за тревожных новостей вспыхивает ажиотаж на продукты. Народ сметает с прилавков все. Ситуацией умело пользуются спекулянты, начиная ломить цены за мешок муки. Правительство вынужденно вводит госрегулирование цен на отдельные виды продуктов…

Первых двух заразившихся в Бишкеке выявляют 21 марта (сегодня в столице 15 381 заболевших). При единичных случаях заражения - на 24 марта их было 16 по республике - власти страны сначала вводят режим чрезвычайной ситуации, а следом и ЧП в трех городах: Бишкеке, Оше, Джалал-Абаде и трех районах: Ноокатском, Кара-Суйском и Сузакском.

В столице Кыргызстана начинает действовать комендантский час. Бишкекчанам запрещают появляться на улице с восьми вечера до семи утра и вообще выходить из дома без острой необходимости. Останавливает работу бизнес, из-за критического положения многих семей, и до карантина с трудом сводивших концы с концами, власть и волонтеры начинают раздавать гуманитарную помощь оставшимся без каждодневного заработка.

К 31 марта число заболевших превышает уже 100 человек. Первую смерть от коронавируса в Кыргызстане регистрируют 3 апреля. Эпидемиологи с головой уходят в работу по установлению круга контактных. В больницы забирают всех подряд, включая тех, кто переносит болезнь легко или совершенно бессимптомно.

Из-за усугубляющейся ситуации «летят» первые головы. Своих постов лишаются вице-премьер Алтынай Омурбекова и министр здравоохранения Космосбек Чолпонбаев (на одном из брифингов еще в феврале он сам говорил, что головой отвечает за предотвращение проникновения вируса в страну). Аргументы власти, комментирующей эти увольнения, оказались более чем убедительными. Выяснилось, что за 2,5 месяца ничего не было сделано для подготовки к проникновению вируса в страну. На первых порах лаборанты даже не могли провести тесты пациентам с подозрением на коронавирус. Не было тест-систем и реагентов. Анализы просто брали и замораживали до лучших времен…

Как показали дальнейшие события, никаких выводов и уроков из этой ситуации извлечено не было.

4 апреля новый министр здравоохранения Сабиржан Абдикаримов обратился к кыргызстанцам с призывом не паниковать, но «рассчитывать на худшее».

Понимали ли это сами власть предержащие?

Когда спустя два месяца 25 мая в Кыргызстане сняли последние ограничения, люди вернулись к привычному образу жизни, словно ничего и не было. А уже спустя пару дней в Штабе по борьбе с ковидом заговорили о росте количества очагов в Бишкеке. Ничего неожиданного в этом не было: горожане гуляли как ни в чем ни бывало на семейных праздниках, собирались большими компаниями в кафе и ресторанах, которые после карантина были забиты под завязку.

Не отставали от простых кыргызстанцев чиновники и политики: проводили поминки в ресторане, при проводах экс-премьера Мухаммедкалыя Абылгазиева сделали совместный коллективный снимок без масок и соблюдения социального дистанцирования.

Полумеры и двойные стандарты дали свой результат.

16 июня в Кыргызстане зафиксировали первый «круглый» антирекорд - 100 зараженных за сутки, и с этого момента число заболевших начало неуклонно расти. Вирус проникает в аппараты правительства и президента. Прилетевший на парад Победы в Москву Сооронбай Жээнбеков вынужден отказаться от участия в нем из-за того, что у двух представителей кыргызской делегации нашли коронавирус.

Последние дни июня медленно превращаются в ад. Горячая линия «118» по самодиагностике ковида захлебывается от звонков. «Скорая» не успевает на вызовы. Многим пациентам отказывают в госпитализации из-за вмиг переполнившихся больниц. И теперь на первый план выходит другая напасть - большинство пациентов попадают в больницы с двусторонней внебольничной пневмонией, вспышка которой приходится на начало июля. Уровень смертности от этого заболевания резко растет. Чтобы хоть как-то помочь пациентам, мэрия открывает на базе спорткомплексов и ресторанов дневные и ночные стационары во всех районах Бишкека. Первые две недели люди выстраиваются в очереди возле них, чтобы получить капельницу или консультацию специалиста.

Повторяется печальный опыт - теперь вспыхивает ажиотаж вокруг лекарств. Пока кто-то покупал жизненно необходимые при лечении ковида и пневмоний препараты про запас, а другие и вовсе наваривались на чужом горе, перепродавая медикаменты втридорога, близкие тяжелобольных пациентов метались из аптеки в аптеку в поисках дефицитных антибиотиков и антикоагулянтов.

В середине месяца Минздрав официально признал, что внебольничная пневмония - это последствие ковида. Статистику по двум заболеваниям объединили. Новая цифра шокировала: на 17 июля число заразившихся в Кыргызстане коронавирусом и внебольничной пневмонией, которую причислили к ковиду под кодом U07.2, достигло 23 783. К 30 июля эта цифра превысила уже 35 тысяч.

Сегодня власти спешно готовятся к возможной повторной волне коронавируса, которую специалисты прогнозируют осенью. Президент дал задание построить в Бишкеке и Оше больницы в рекордно сжатые сроки. Строительство должны завершить уже к концу августа. Такие же «инфекционки» появятся в регионах. Пока же, чтобы потушить пожар там, где он разгорается, власти на местах экстренно перепрофилируют в клиники пустующие здания, делают лекарственные запасы и закупают компьютерные томографы.

...Пока еще есть надежда на то, что опираясь на пережитую Бишкеком трагедию и опыт других стран, власти не допустят печального повторения событий в регионах республики, и Кыргызстан больше не будет экспериментировать с выбором «своего пути».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Жээнбеков: Борьба за жизнь граждан еще не окончена, но мы обязательно победим эту болезнь [ПОДРОБНОСТИ]