Кыргызстан
+18°
Boom metrics
Сегодня:
Политика25 декабря 2019 8:46

Жээнбеков: Я знал, что бороться с коррупцией будет трудно, но не предполагал, что настолько

На итоговой встрече с журналистами президент рассказал о борьбе с коррупцией, своем отношении к бывшим оппонентам и соратникам и о положении свободы слова в стране
Большая пресс-конференция президента продлилась три часа. За это время Сооронбаю Жээнбекову успели задать около 50 вопросов.

Большая пресс-конференция президента продлилась три часа. За это время Сооронбаю Жээнбекову успели задать около 50 вопросов.

Фото: Султан ДОСАЛИЕВ

В канун Нового года президент провел свою вторую ежегодную итоговую пресс-конференцию. Возможность задать вопросы главе государства получили 188 журналистов - ровно столько представителей местных и зарубежных СМИ аккредитовались на конференцию.

После получасового доклада Сооронбая Шариповича о его достижениях на президентском посту встреча перетекла в формат «вопрос-ответ».

«Комсомолка» приводит самые яркие высказывания из трехчасового общения президента с журналистами.

О ГРОМКИХ АРЕСТАХ

- Во время моего визита в Германию мне задали вопрос о политической подоплеке ареста бывших руководителей госведомств, в том числе премьер-министров [по делу о модернизации ТЭЦ суд первой инстанции приговорил Сапара Исакова к 15 годам заключения, а Жанторо Сатыбалдиева - к 7,5]. Но разве можно сказать, что тот, кто украл сумму, равную 5% ВВП, вывел 111 млн долларов из бюджета по одному проекту, подвергается политическим преследованиям? Я знал, что бороться с коррупцией будет трудно, но не предполагал, что настолько.

О «КОШЕЛЬКАХ» ПРЕЗИДЕНТОВ

- Таможня с 90-х годов была центром притяжения для коррупционеров. В этой области у каждого президента Кыргызстана был свой «кошелек». И я напомню, что бывший зампредседателя таможенной службы Райымбек Матраимов работал во время президентства Атамбаева. Кто-то создал и усилил Райыма, а отвечать теперь мне. Но как президент я буду участвовать в решении любых политических и социальных вопросов. Народ не будет смотреть, до меня это было или сейчас. Прошли митинги [против коррупции и в поддержку свободы слова], идет расследование по озвученным журналистами фактам [коррупционным схемам на кыргызской таможне и выводу из Кыргызстана 700 млн долларов], работает межведомственная комиссия. Если у вас еще есть факты, дайте их, помогите правоохранительным органам. Но нужно все юридически обосновать. Сегодня же не 37-й год, чтобы сажать только на основании того, что кто-то что-то сказал.

ОБ ИСКЕ МАТРАИМОВЫХ К МЕДИАРЕСУРСАМ

- Они могли бы подать иск и на меньшую сумму [семья Матраимовых требует с «Азаттыка», Kloop и 24.kg 60 млн сомов после журналистского расследования по коррупции]. Как гарант Конституции я буду всегда защищать свободу слова в стране. Вы пишете о чем хотите. За это время ни я, ни мой аппарат ни разу не предъявили претензии ни одному СМИ. Я считаю, что только когда у нас будут сильный парламент, независимые журналисты и свободное гражданское общество, страна начнет развиваться. Но и представители СМИ должны придерживаться законов и чувствовать большую ответственность, возложенную на них.

ОБ УХОДЕ БАБАНОВА ИЗ ПОЛИТИКИ

- О том, что на съезде партии «Республика» Омурбек Бабанов передал лидерство Мирлану Жеенчороеву, я узнал в командировке. Ситуация с Бабановым - самый яркий пример того, что происходит, когда сталкиваются интересы большого бизнеса и большой политики. Всем известно, что он был моим основным конкурентом на президентских выборах. Сейчас пусть разбирается следствие [бывший политик ходит на допросы пока в качестве свидетеля по делу о своих высказываниях в Оше во время президентской кампании и рейдерском захвате банка «Кыргызстан»]. У него есть возможность доказать свою правоту. Время покажет, во что это выльется.

О СУДЬБЕ АЛМАЗБЕКА АТАМБАЕВА

- Мне небезразлична его судьба. Мы были соратниками, вместе держались в самые трудные годы для него, для меня, для нашей страны. Вместе боролись с теми режимами, которые не воспринимал наш народ. После того как я стал президентом, ничего не отвечал на его публичные нападки. Единство общества и народа, стабильность в стране важнее и выше личных интересов. Атамбаев привел и меня, и себя в тупик. Черта, когда это можно было решить вдвоем, пройдена. Теперь вопросы должны решаться по закону при участии правоохранительных органов и судов. Вы все слышали выводы [заключение комиссии по кой-ташским событиям], озвученные в парламенте. Ни убавить, ни прибавить. Мне нелегко наблюдать за этим. Но я должен защищать народ и страну.

О ВЫГОДАХ ОТ ВСТУПЛЕНИЯ В ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ

- Мы правильно поступили, присоединившись к Евразийскому экономическому союзу. Кыргызстан от этого только выиграл. Предприятия, выходившие на рынки с большими объемами экспорта, раньше можно было по пальцам посчитать, не было фитосанитарной лаборатории. За два года после интеграции экспорт местной сельхозпродукции увеличился в пять раз. Пока у нас мелкотоварное производство, но мы хотим это изменить. Правительство поддерживает малый и средний бизнес и те предприятия, которые выходят на экспорт с внутренней продукцией.

Большую помощь оказывает российская сторона. Наша продукция начала беспрепятственно экспортироваться на рынки союза, убрано много препятствий. И в России знают, что Кыргызстан - стратегический партнер и близкий союзник. Слава богу, к нашим мигрантам там очень хорошо относятся, создаются все условия. Со своей стороны мы тоже должны уважать и соблюдать законы страны пребывания.

В завершении пресс-конференции президент пообещал, что выборы в парламент в следующем году пройдут прозрачно и честно - «для этого будут созданы все условия». Работу СМИ он оценил на твердую четверку и попросил освещать даже те события, о которых он не знает - «все факты проверим». А борьба с коррупцией, по его мнению, даст эффект после цифровизации таможни - «будем стараться работать справедливо и строить развитый Кыргызстан».

На встречу с главой государства пригласили 188 журналистов.

На встречу с главой государства пригласили 188 журналистов.

Фото: Султан ДОСАЛИЕВ

СКАЗАНО

На последних минутах пресс-конференции Сооронбая Жээнбекова попытались спросить о продлении срока президентских полномочий. Президент не дослушал вопрос:

- Нет, не надо. Спасибо! Заканчивайте. Одного срока хватит...