Цены на бензин в Кыргызстане зависят от закупочных цен на НПЗ. А они в России выросли, особенно на дизтопливо
Фото: Светлана МАКОВЕЕВА
Потребности кыргызстанского потребителя в ГСМ в основном покрываются за счет привозного топлива. Это практически 80%. Ведь нефтеперерабатывающих заводов у нас всего два. Поэтому бензин, дизтопливо и авиатопливо привозится в основном из России. Есть даже специальная договоренность о беспошлинных ставках на определенное количество. Этот индикативный план на поставку подписывается каждый год. В прошлом году его подписали поздно. Поэтому Ассоциация нефтетрейдеров даже прогнозировала рост цен на бензин аж на 2,5-3 сома. Потом план все же подписали, и прогнозы, аллилуйя, не оправдались. Скорее, наоборот. Но не все так однозначно!
БЕНЗИН ДЕШЕВЕЕТ, НО РАДОВАТЬСЯ РАНО
За первые два месяца 2019 года наблюдается снижение розничных цен на топливо. Так, в среднем по стране бензин подешевел на 1,5 сома, а средняя стоимость дизтоплива снизилась на 1,3%. По данным GlobalPetrolPrices, еще в декабре 2018 года бензин в Кыргызстане стоил 46,5 сомов. В конце февраля 2019 года - 43,9 сома за литр.
За январь-февраль в Кыргызстан было импортировано 164,6 тыс. тонн нефтепродуктов. Бензина из этого количества было 88,9 тыс. тонн, дизтоплива - 75,6 тыс. тонн. Дефицита ГСМ в стране не наблюдается.
Ассоциация нефтетрейдеров обращает внимание на тот факт, что подобное снижение цен не может продолжаться вечно. Ведь закупочные цены на нефтеперерабатывающих заводах в марте выросли. Поэтому это явление недолговечно. Так, закупочная цена на бензин уже выросла на 3%, а дизтоплива - на 6%. Причина ожидаема. Начинаются весенне-полевые работы. Спрос велик.
Уже сейчас некоторые нефтетрейдеры работают себе в убыток, говорят в ассоциации. А некоторые лица продолжают нагнетать обстановку, вводя общественность в заблуждение, что якобы перевозчики на разнице закупочных и розничных цен хорошо зарабатывают. Но это не так, спешит объяснить Ассоциация нефтетрейдеров. Дело в том, что закупочные цены на дизельное топливо сейчас даже выше, чем цены на бензин Аи-92. Поэтому дизтопливо на АЗС в Кыргызстане реализуется с убытком либо с нулевой рентабельностью. Лишь бы не спугнуть потребителя.
ПОЧЕМУ ДЕШЕВЫЙ - ЭТО ПЛОХО?
Несмотря на то, что легально работающие нефтетрейдеры обеспечивают 100% потребности кыргызстанцев в ГСМ, в стране много и контрабандного топлива. Его привозят из Казахстана, где бензин стоит почти на 10 сомов дешевле. По данным GlobalPetrolPrices, на 25 февраля 2019 года средняя цена на бензин у соседей составляла 0,48 доллара США. Или чуть больше 33 сомов за литр. В Кыргызстане бензин в среднем стоит около 44 сомов за литр.
Общий объем нелегального импорта ГСМ, по данным Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана, составляет 250-300 тыс. тонн ежегодно. А это порядка 20% от всего объема рынка нашей страны.
Кроме того, бензин поставляется в страну под видом различных химических веществ, не облагаемых налогом. Например, это растворители, газоконденсаты, углеводы, присадки и многое другое. По сути же, объясняют нефтетрейдеры, это тот же бензин, который импортируется под кодами ТНВЭД, чтобы не приобретать акцизные марки и не платить другие налоги.
Поэтому Ассоциация нефтетрейдеров начинает бить в колокола, опасаясь, что рынок Кыргызстана может потерять добросовестных нефтетрейдеров, платящих налоги и отвечающих за качество своего товара. Рынок заполонят нелегальные поставки, бюджет страны недосчитается налоговых отчислений. В убытке будут многие.
А КАК У НИХ?
Сравним цены на бензин в мире (данные на 25 февраля 2019 года).
Самый дешевый в Венесуэле - 0,01 доллара (около 70 тыйынов за литр).
Из стран Центральной Азии самый дешевый бензин в Туркменистане - 0,43 доллара (30 сомов), затем идет Азербайджан - 0,47 (33 сома), Казахстан - 0,48 (33,4 сома), Узбекистан - 0,54 (37,6 сома) и потом Кыргызстан - 0,63 (44 сома).
В России средняя цена на бензин составляет 0,68 доллара (47,4 сома). В Китае бензин стоит 1,03 доллара (71,7 сома).
А самый дорогой бензин в мире в Зимбабве - аж 3,34 доллара (почти 233 сома) за литр.