Кыргызстан
Политика5 октября 2021 6:51

Бездействие властей как приговор парламентской системе Кыргызстана

Без правильных выводов страна обречена на повторение своих ошибок
В идеале, Кыргызстан должен стать не только на бумаге социально-ориентированным государством. Стратегически важные решения чиновников должны быть продиктованы требованием времени и нуждами страны.

В идеале, Кыргызстан должен стать не только на бумаге социально-ориентированным государством. Стратегически важные решения чиновников должны быть продиктованы требованием времени и нуждами страны.

Фото: kenesh.kg

Народный бунт, госпереворот или революция - октябрьским событиям 2020 года в Бишкеке до сих пор не дана официальная оценка. Да и дискуссий на этот счет было не много. Возможно, не столь важно навесить ярлык. Куда важнее извлечь урок.

Свержение народом третьего президента в Кыргызстане должно стать серьезным предупреждением для действующей и будущей власти. И если объективную дачу оценки произошедшему можно оставить истории, то без правильных выводов страна обречена на повторение своих ошибок.

Сегодня, спустя год, когда стихли эмоции, мы объективно можем говорить о причинах октябрьских событий. Ведь как известно, осознание и принятие проблемы - первый шаг к ее решению.

ИТОГИ ВЫБОРОВ

Первое, что необходимо отметить, недовольство властью - конкретным чиновником, государственной системой в целом - у населения есть всегда. Принцип «верхи не могут, низы не хотят» продолжает действовать. Но для совершения переворота нужен веский повод, чтобы подтолкнуть людей от критики к действию. И таким поводом политологи, все как один, считают прошедшие 4 октября выборы депутатов Жогорку Кенеша. Когда 91 место в парламенте взяли две партии, в составе которых до 70% были те же «старые» депутаты. Грубые нарушения при голосовании, повальный подкуп голосов и использование административного ресурса толкнули граждан на массовые митинги. Чем закончились эти протесты известно.

Нечестные выборы всегда являлись детонатором революции, так было и в 2005, и в 2010 годах. Затем также были недовольства, недоверие к итогам голосования. Опять же факты подкупа и использования админресурса никуда не делись. Но на протяжении 10 лет политические элиты понимали, что нужно уметь договариваться: с оппозиционными силами, с кланами по принципу север-юг (это разделение есть, что нужно признать), с народом в конце концов. Тем самым создавалась видимость справедливого распределения власти. На прошлогодних выборах в Жогорку Кенеш маски были сорваны.

Амбициозные политики из старой обоймы даже не пытались прикрыть свое «превосходство» перед молодыми партиями, хотя бы симулируя честную борьбу за мандаты. Не желая расставаться с насиженными местами в Жогорку Кенеше, а равно с неограниченными государственными благами, они поступились всеми нормами и правилами, негласными в том числе, о балансировке сил во власти.

Результат разнузданных нарушений на выборах партиями-кандидатами не заставил себя ждать. Народ четко дал понять власти, что не потерпит несправедливость. На площади Бишкека 5 октября мы увидели не протест сторонников той или иной партии, проигравшей на выборах, а социальный взрыв. Люди, уставшие от несправедливой системы госуправления, требовали перемен.

Справедливости ради стоит сразу отметить, что первые после октябрьских событий выборы в Кыргызстане - президента - прошли на качественно новом уровне. ЦИК зарегистрировала единичные случаи нарушений выборного законодательства, существенно не повлиявшие на исход голосования.

БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ

По мнению тех же политологов, итоги выборов в ЖК стали последней каплей в чаше терпения народа. Протестное настроение граждан копилось давно. И причины его более глубокие, чем кажется на первый взгляд.

Можно рассуждать витиевато и говорить о неэффективном управлении, нерешаемых социальных вопросах, слабой экономике и прочее. Но надо понимать четче, что за каждым неэффективным управлением стоят конкретные действия или бездействие властьимущих.

Будучи парламентской страной нынешний состав Жогорку Кенеша дискредитировал себя в глазах общественности на столько, на сколько это было возможно. Сидевшие в креслах депутатов олигархи забыли о народе. Они все больше переживали за собственное благополучие, принимая законы в защиту своего капитала или спущенные «сверху» - в угоду ограниченной группе лиц. В то время как проблемы государства и простого населения в частности росли как снежный ком. Это и приграничные вопросы, и энергетическая безопасность, и коррупция, достигшая небывалого уровня. Кроме того, обрушившаяся на мир пандемия коронавируса обнажила и без того острые проблемы в здравоохранении, образовании и социальном секторе.

Спасаться людям, выживать приходилось самим, не рассчитывая на помощь властей. Тогда-то и стала окончательно ясна несостоятельность госуправленцев. Правительство полностью провалило подготовку к борьбе с COVID-19, а Жогорку Кенеш, решив не нарушать сложившийся график, в полном составе ушел на каникулы. Стоит ли говорить о президенте, который по Конституции не отвечал за исполнительную власть и решение внутренних проблем страны. Хотя мог бы вмешаться, но это уже другой вопрос.

И, по сути, реакция властей на локализацию последствий пандемии стала приговором не только действующей власти, но и вообще всей нашей парламентской системе. Бездействие власти подтолкнуло народ к решительным переменам. У общества был запрос на ответственную власть. И именно тогда встал вопрос об усилении президентской ветви власти, чтобы вернуть гаранта исполнения всех конституционных прав.

Парламентская система, действующая в Кыргызстане, развратила властьимущих. Партии занимались лишь дележкой сфер и ресурсов, а отвечать за принятые или непринятые решения было некому.

Как известно, безответственность порождает безнаказанность и вседозволенность. Именно эта порочная практика завела страну в тупик. И именно это привело к накалу общественного протеста.

Снизить его можно было только свернув с неоправдавшего надежды народа пути. Видимо, поэтому возвращение к президентской форме правления, как и новую Конституцию в целом, поддержало на референдуме большинство кыргызстанцев.

ДИАЛОГ С НАРОДОМ

Еще одной причиной стала безответственность по отношению к избирателям - отсутствие диалога с народом. Эта пропасть между властями и простыми гражданами выросла до небывалых масштабов. Люди перестали понимать принимаемые чиновниками решения, а те, в свою очередь, были оторваны от нужд народа. И это несмотря на то, что у нас в стране достаточно сильное гражданское общество, которое напоминает властям об их предназначении.

Неудивительно, что народ заговорил о восстановлении такого института, как Курултай. Он должен стать той недостающей диалоговой площадкой, мостиком между правящей элитой и простыми гражданами.

Согласно новой Конституции Курултай - это конституционный орган, который носит рекомендательный характер. Однако его функции важны как уравновешивание президентской формы правления.

Как минимум, властям должно быть интересно, что думает народ относительно государственной политики. В идеале Кыргызстан должен стать не только на бумаге социально-ориентированным государством. Стратегически важные решения чиновников должны быть продиктованы требованием времени и нуждами страны. А равно ее народа.

При этом институт Курултая успешно заработает лишь в том случае, если в нем не будут представлены только «угодные» люди. Курултай не должен превращаться в нынешний «мини-парламент». Где заинтересованные лица будут продвигать инициативы в угоду определенной группы.

Сегодня стране нужны справедливые решения и объективные суждения.

ВЫВОДЫ

Историю правления новой власти, установившейся в Кыргызстане после октябрьских событий, можно отсчитывать со дня проведения досрочных выборов президента в январе. Именно они стали лакмусовой бумажкой политических изменений в стране. И стоит отметить, тогда государство показало, что способно на мирные выборы без грубых нарушений.

Избрание депутатов местных кенешей также показало твердое намерение бороться с подкупом и применением админресурса. Отмена итогов выборов в Бишкеке, Оше и Токмоке тому подтверждение.

Страна взяла курс на президентскую форму правления. В соответствии с ожиданием народа это должно персонализировать ответственность властей.

С принятием новой Конституции появляется институт Курултая. По идее, он должен стать той самой связующей нитью между обществом и властьимущими. Как на самом деле будут работать все эти преобразования, учитывая что реализовывать их предстоит «старым кадрам» - люстрации как таковой не произошло, покажет только время.

Как ни банально, но время - главный сподвижник и одновременно враг действующей власти. С одной стороны понятно, вывести страну из кризиса, в который она погружалась долгие годы, невозможно по щелчку пальца. С другой стороны, люди так долго ждали перемен к лучшему, что им не терпится увидеть результаты.

А такие факторы, как пандемия коронавируса, мировой экономический кризис, теперь еще и дестабилизация в Афганистане со всеми вытекающими последствиями для стран ЦА, продолжают влиять на настроение народа. Протестный накал в обществе хоть и снизился по сравнению с прошлым годом, однако по-прежнему высок. И в преддверии парламентских выборов, назначенных на 28 ноября, он будет только повышаться. Поэтому важно, чтобы все участники выборного процесса проявили сознательность и действовали в рамках закона. А власти обеспечили равные права для каждого кандидата в депутаты и избирателя, проведя честные, справедливые выборы, свободные от подкупа и админресурса.

В любом случае риски есть. Борясь за голоса избирателей, политики часто прибегают к даче несбыточных обещаний народу и критике действующей власти. Здесь стоит напомнить, что каждый должен быть ответственным за стабильность в стране. Еще одного переворота Кыргызстан точно не выдержит.