Кыргызстан
+10°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика25 мая 2023 12:55

Надвигающийся дефолт – экономика Пакистана на грани

Ожидается гиперинфляция, обесценивание валюты и высокий уровень безработицы.
Источник:kp.kg
Местная финансовая система, особенно коммерческие банки, столкнутся с трудностями.

Местная финансовая система, особенно коммерческие банки, столкнутся с трудностями.

Фото: из соцсетей

Призрак потенциального дефолта нависает над и без того хрупкой экономикой Пакистана, поскольку надежды на возрождение кредитной программы Международного валютного фонда (МВФ) угасают. Последствия дефолта были бы ужасными: гиперинфляция, значительная девальвация рупии, почти полное прекращение импорта, закрытие большего числа заводов, резкий рост безработицы и потенциальные социальные и политические беспорядки.

Экономические показатели уже ухудшились, сигнализируя об углублении кризиса, с которым в настоящее время сталкивается страна. Местная финансовая система, особенно коммерческие банки, столкнутся с трудностями, поскольку в последние годы они в значительной степени финансировали испытывающее нехватку денежных средств правительство.

Перед лицом такого бедствия Пакистан надеется на поддержку со стороны дружественных стран, таких как Китай, Саудовская Аравия и ОАЭ, чтобы пережить кризис. Во всеобъемлющем отчете под названием «Экономика Пакистана: что, если Пакистан объявит дефолт?» экономиста Arif Habib Limited (AHL) Research Саны Тауфик подчеркивается значительный рост риска дефолта Пакистана из-за отсутствия прогресса с МВФ.

Хотя правительство утверждает, что оно не отказывается от продолжающейся приостановленной кредитной программы МВФ на сумму 6,7 миллиарда долларов, агентство Moody's Investors Services недавно предсказало, что без программы МВФ страна объявит дефолт по своим долговым обязательствам после июня 2023 года.

В отчете отмечается, что валютные резервы Пакистана находятся на опасно низком уровне в виде 4,3 миллиарда долларов, и стране предстоит выплатить значительные долги до июня 2024 года. Для удовлетворения потребности в обслуживании внешнего долга в размере 27 миллиардов долларов в 2024 финансовом году Пакистан по-прежнему сталкивается с дефицитом в размере 5 миллиардов долларов. С 2024 по 2027 финансовый годы общая потребность страны в обслуживании внешнего долга составит 73 миллиарда долларов.

Суверенные дефолты часто приводят к сокращению валового внутреннего продукта (ВВП). В случае Шри-Ланки ВВП сократился на 7,8% после ее дефолта в 2022 году. Согласно исследованию Центра исследований экономической политики (CEPR), среднее сокращение ВВП сразу после дефолта составило 1,6%, увеличившись до 3,3% через два года.

Государственный банк Пакистана (SBP) недавно объявил, что экономический рост будет значительно ниже, чем прогнозировалось ранее, при этом AHL Research прогнозирует темпы роста всего на 1% в текущем финансовом году. Некоторые местные исследовательские центры даже прогнозируют экономический спад до того, как произойдет возможный дефолт.

По словам Тауфик, при сценарии дефолта уровень инфляции в Пакистане, который и без того высок и составляет 37%, может вырасти еще больше. Так, после дефолта в 2017 году уровень инфляции в Венесуэле превысил трехзначные цифры, и правительство печатало деньги для финансирования своих расходов и погашения долговых обязательств. Аналогичным образом, в Зимбабве дефолт в 2000 году и последующая гиперинфляция привели к удваиванию цен каждые 24 часа, что сделало валюту практически бесполезной.

Дефолт также затруднил бы Пакистану импорт товаров первой необходимости, таких как нефть, оборудование и медикаменты. Примерно 73,4% от общего объема импорта приходится на товары первой необходимости. Экспортеры также могут столкнуться с трудностями из-за отсутствия сырья, нехватки энергии и переноса экспортных заказов к более стабильным конкурентам.

По словам эксперта, после дефолта Аргентина и Греция столкнулись со снижением конкурентоспособности в торговле и сокращением экспорта. Она также ожидала резкой девальвации пакистанской рупии по отношению к доллару США после дефолта. Безработица, вероятно, увеличится, усугубив социальные волнения, а нехватка товаров первой необходимости еще больше усугубит трудности, с которыми сталкивается население.

Экономист также напоминает, что что шри-ланкийская рупия (LKR) обесценилась до 370 по отношению к доллару США в период после дефолта в мае 2022 года по сравнению с 202 шри-ланкийскими рупиями за доллар в период до дефолта в марте 2022 года. Однако с тех пор валюта восстановилась на фоне прорыва в программе EFF МВФ. В эти дни он торгуется на уровне 304 норвежских крон за доллар США. Греция и Аргентина служат предостерегающими примерами, поскольку в обеих странах наблюдаются значительные всплески безработицы и растущий уровень бедности.

Сценарий после дефолта потребует масштабной реструктуризации долга Пакистана, учитывая огромные потребности в обслуживании долга в ближайшие годы. Следуя примеру Шри-Ланки, Пакистану необходимо будет провести отдельные переговоры с Китаем, другими двусторонними кредиторами и Парижским клубом для разработки плана реструктуризации. Затем, чтобы достичь макроэкономической стабильности, Пакистану пришлось бы принять новую долгосрочную программу МВФ. Путь к восстановлению и предотвращению дефолта остается сложным, и экономическое будущее страны висит на волоске.