Кыргызстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика23 октября 2022 6:41

МТК «Север-Юг»: Что делает Индия для укрепления связей между странами Индийского океана и Евразийским регионом, СНГ и Россией

Ученые из России, Ирана, Казахстана, Узбекистана, Армении, Польши, Швеции, Англии, Индии и Кыргызстана отмечают важность и преимущества МТК и порта Чабахар для стран Центральной Азии, СНГ и России, не имеющих выхода к морю.
Источник:kp.kg
Концепция экономического коридора Индии направлена на то, чтобы Международный транспортный коридор «Север-Юг» заработал в полную силу.

Концепция экономического коридора Индии направлена на то, чтобы Международный транспортный коридор «Север-Юг» заработал в полную силу.

В Бишкеке на международной конференции по Центральной Азии «Международный транспортный коридор "Север-Юг" и порт Чабахар в Иране: альтернатива "Поясу и пути"», организованной Университетом «Ала-Тоо», обсудили важность МТК и для Центральной Азии.

Видные ученые из России, Ирана, Казахстана, Узбекистана, Армении, Польши, Швеции, Англии, Индии и Кыргызстана представили доклады, в которых подчеркивались важность и преимущества МТК и порта Чабахар для стран Центральной Азии, СНГ и России, не имеющих выхода к морю. В организации мероприятия 21 октября «Ала-Тоо» помогали исследовательский центр «Silk Road» и институт «Бурана». Часть участников подключилась онлайн, но это не помешало им активно участвовать в конференции и дискуссиях.

Например, профессор Агнешка Кушевска из польского Института Ближнего и Дальнего Востока рассказала об экономических коридорах в контексте политики безопасности Индии. Экономические коридоры являются важными инструментами взаимодействия, а также соперничества за власть, и их значение выходит далеко за рамки экономических и торговых аспектов. Разработка таких новых рамок сотрудничества стала ключевым элементом геоэкономической дипломатии государств и их многомерных стратегических усилий. Это особенно заметно в Азии, где два гиганта, Китай и Индия, предпринимают различные инициативы для реализации своих амбициозных целей и укрепления своих региональных позиций.

Исторически унаследованные и нынешние проблемы безопасности, с которыми сталкивается Индия, включая затяжной индо-пакистанский конфликт, который не дает особых надежд на разрешение в обозримом будущем, и растущие планы Китая по гегемонии, вносят существенный вклад в то, как Индия определяет свои дилеммы в области безопасности и преследует цели, связанные с торговлей. Подверженное конфликтам соседство вдохновляет Нью-Дели на создание широкой цепочки альянсов, которые включают сотрудничество в рамках проектов экономического коридора.

Кушевска отметила, что «Север-Юг» протяженностью 7200 км, по сути, геостратегическая альтернатива китайскому «Новому шелковому пути» в рамках инициативы «Один пояс – один путь», и имеет потенциал для существенного усиления геостратегических позиций Индии в регионе. Это повышает ее шансы противостоять экспансионизму Китая, а сотрудничество с Ираном и Центральной Азией позволяет Индии обойти Пакистан в части транспортировки грузов. Концепция экономического коридора Индии направлена на то, чтобы Международный транспортный коридор «Север-Юг» заработал в полную силу. Инициативы и взаимодействие Индии с ключевыми партнерами в проекте стоит рассматривать на фоне текущей международной динамики, поскольку многочисленные проблемы безопасности влекут за собой существенные препятствия для реализации проекта.

Так, Кушевска напомнила о соседнем Пакистане. Сотрудничество Пакистана с Китаем по линии Китайско-Пакистанского экономического коридора (КПЭК), который входит в «Один пояс – один путь», в Нью-Дели рассматривается как посягательство на сферу интересов Индии. Ни один проект, предполагающий сотрудничество между Индией и Пакистаном, пока не может быть реализован в ближайшем будущем, особенно с конца 1990-х годов.

«Раздел британской Индии был неудачным решением, и Пакистан всегда является источником проблем с точки зрения Индии», – сказала она.

Сам Китай сталкивается с проблемами со стороны местного населения при внедрении КПЭК в Пакистане. Жители Гилгит-Балтистана, через который осуществляется КПЭК, протестуют против работ по проекту. Кроме того, действия Великобритании, которые разделили те земли, до сих пор предмет споров между Пакистаном и Индией.

После приостановки санкций, последовавших за ядерной сделкой 2015 года, Индия начала предлагать крупную транспортную схему с Ираном и Афганистаном. Но это продолжалось недолго из-за изменения политики США. Индия вновь сосредоточилась на достижении прогресса в Чабахаре до захвата власти в Афганистане террористическим движением, но ситуация в области безопасности изменилась. Продолжение проекта «Север-Юг» в качестве собственной независимой политики Индии стало бы показателем того, что Индия является важным региональным и даже глобальным игроком. Это связано с тем, что этот проект будет иметь большое стратегическое значение в Евразии.

Расширение сотрудничества с Ираном и Россией является свидетельством многосекторальной международной стратегии Индии, направленной на преодоление географических расстояний. Она отметила, что МТК может стать предпочтительным сухопутным коридором для эффективной торговли с Россией и Центральной Азией. Коридор также существенно снижает стоимость транспортировки товаров из Индии в Евразию и прилегающие регионы. Реализация МТК и коридора из порта Чабахар также является способом уравновесить китайскую инициативу «Пояса и пути».

Эксперт отмечает, что Россия, Индия и Иран являются государствами-основателями МТК «Север-Юг». И влияние российско-украинского конфликта на этот проект еще предстоит оценить, как и то, как на него повлияли события в Афганистане. Но как Индия будет согласовывать сотрудничество как с Западом, так и с Россией? Следование многовекторной стратегии и диверсификация сотрудничества являются потенциальным ответом: от неприсоединения во внешней политике к многоуровневости. Профессор Кушевска утверждает, что Иран «обладает большими возможностями и может стать более мощным союзником» в евразийском регионе, чем Саудовская Аравия. Индия должна воспользоваться возможностью проложить свой собственный путь и не прислушиваться к стратегиям Запада и США, которые включали санкции. Она также предположила, что Индия, как крупнейшая демократическая страна, должна больше инвестировать в Иран, и, возможно, Индия заинтересована в многополярной стратегии сотрудничества с Ираном.

Евразийские амбиции Индии и «Север-Юг»

Доктор Шатлык Аманов из казахского Университета Сулеймана Демиреля напомнил о таком явлении, как модель сотрудничества «Юг-Юг» (SSC) 3.0 доктора Эммы Модсли. По его мнению, евразийские амбиции Индии основаны на политике соединения Центральной Азии.

Широкая историческая концепция «Юг-Юг», разработанная Модсли, определяет SSC 3.0 как нынешний период сотрудничества, когда страны Глобального Юга обладают более мощными финансовыми возможностями, прагматичны и ориентированы на результат. Индия проводит политику стратегической автономии, становясь «глобальной державой», играющей ведущую роль на Глобальном Юге.

Она демонстрирует геополитический прагматизм. Индия не демонстрирует высоких моральных принципов, но предлагает эффективные и подотчетные механизмы. Хотя принципы «Юг-Юг» включают невмешательство в политические дела, это становится все труднее поддерживать, поскольку инвестиции требуют более интервенционистских подходов (например, механизмов регулирования).

Этические основы партнерства Индии в области развития могут быть выведены из прагматического подхода к реализации программ, которые имеют соотношение цены и качества и осуществляются с помощью эффективных, прозрачных и подотчетных механизмов реализации.

Аманов упомянул в вопросах и ответах в ходе дискуссий на конференции, что БРИКС не являются единственным механизмом «Юг-Юг», но их будущее будет зависеть от внутренних событий в каждой из стран.

«Индия укрепляет свои позиции лидера в сотрудничестве "Юг-Юг", подобно тому, как она играла ключевую роль в Движении неприсоединения. Сотрудничество "Юг-Юг" традиционно является важной основой внешней политики и дипломатии Индии», – отметил он.

Доктор провел исторический экскурс о «Север-Юг». МТК был согласован в 2000 году, ратифицирован в 2002 году Индией, Ираном и Россией, а пробные запуски по нему были проведены в 2016 году.В последнее время многие страны проявили большой интерес к продвижению проектов подключения по всей Евразии с разной степенью охвата, сложности и формализации. В начале 2000-х годов Индия стала еще одной страной, которая выразила свои евразийские устремления с помощью различных проектов и стратегий, среди которых МТК стал важнейшим и самым многообещающим. «Север-Юг», по сути, развивающийся проект мультимодального сообщения, призванный связать Индию с Ираном и, через Каспийский бассейн, с Россией и далее на север. С момента своего объявления проект сопровождался активными научными дебатами по поводу его жизнеспособности, актуальности и масштабов.