Кыргызстан
+31°
Boom metrics
Звезды9 июня 2022 9:00

Кыргызская драма «Дорога в Эдем» стала призером международного кинофестиваля

История знаменитого писателя, оказавшегося перед трудным выбором в конце жизненного пути, получила приз за лучший сценарий по итогам работы жюри ЧМКФ-2022.
По итогам фестиваля совместная работа «Кыргызфильма» и ОФ «Билимкана» получила приз «Анне» за лучший сценарий.

По итогам фестиваля совместная работа «Кыргызфильма» и ОФ «Билимкана» получила приз «Анне» за лучший сценарий.

Фото: Пресс-служба ЧМКФ

Фильм Бакыта Мукула и Дастана Жапар уулу «Дорога в Эдем», известный кыргызскому зрителю под названием «Акыркы коч», получил еще одну награду на мировом уровне. На завершившемся пятнадцатом Чебоксарском международном кинофестивале, посвященном этническому и региональному кино, он участвовал в конкурсе игрового кино.

По итогам фестиваля совместная работа «Кыргызфильма» и ОФ «Билимкана» получила приз «Анне» за лучший сценарий. Драма из Кыргызстана обошла картины из России, США, Индии и других стран.

Между духовным и материальным

«Дорога в Эдем» – история знаменитого писателя на пенсии Кубата Алиева (Марат Алышпаев), решившего помочь своему тяжелобольному другу Сапару. Он, как и Алиев, писатель, в своем творчестве рассказывающий об истории кыргызов и осмысляющий ее.

Алиев видит в Сапаре и своего преемника, продолжающего его традиции в литературе Кыргызстана, и в какой-то мере своего сына – детей у знаменитого писателя нет. И для спасения Сапара пенсионер решает продать единственное имущество, что у него есть – трехкомнатную квартиру в Бишкеке.

В это же время Алиева внезапно просит о помощи избитый за долги младший брат, которому срочно нужны деньги. Писатель оказывается перед трудным выбором – кому помочь первым, как поступить? Но то, какое решение он принимает в итоге, становится неожиданностью для всех – как и последствия этого решения, и конец жизненного пути Алиева.

По словам Аяза Салаева, председателя жюри игрового кино, киноведа, кинорежиссера, сценариста, педагога, телеведущего, актера, заслуженного деятеля искусств Азербайджана, решение о вручении приза было единодушным.

– Считаю, что все призы, которые были присуждены жюри игрового кино, абсолютно справедливы. Что касается кыргызской картины, она получила награду за лучший сценарий. Рассматривался вариант дать приз посмертно и актеру за лучшее исполнение главной мужской роли (Марат Алышпаев ушел из жизни совсем недавно, в начале апреля 2022 года, – прим.авт.), но в итоге от этого варианта мы отказались.

«Дорога в Эдем», как и многие другие фильмы, участвовавшие в этом фестивале, поднимает вопросы духовного и материального. Например, в индийском «Однажды в кино» («Last film show», режиссер Пан Налин, Индия, Франция, США – прим.авт.) еда противопоставлялась кинематографу – пища духовная пище телесной, физической. В «Дороге в Эдем» бизнесмен, квартира и деньги противопоставлены писателю, искусству, традициям. А за учеником писателя и за самим писателем встает тень Чингиза Айтматова.

Очень хорошо в картине работает и пространство – оно показывает, насколько разной может быть жизнь в Бишкеке, – отметил он в разговоре с журналистом «КП-Кыргызстан» после подведения итогов ЧМКФ-2022. – Что еще касается кыргызского кино – насколько мне известно, кыргызский кинематограф считается лучшим в Центральной Азии. Он серьезный, затрагивающий серьезные проблемы, и мне кажется, что основу для этого в какой-то мере заложил Чингиз Айтматов, как писатель.

Проблемы, общие для всех

Тандем Бакыта Мукула и Дастана Жапара уулу получил награду на ЧМКФ уже во второй раз. В 2017 году режиссеры приезжали в Чебоксары с картиной «Атанын керээзи» («Завещание отца», – прим.авт.) и получили гран-при «Анне».

Но в этот раз они прибыть лично не смогли, «Дорогу в Эдем» представляла Айзада Амангельды, ее ассоциативный продюсер. Она не только презентовала картину зрителям перед показами, но и отвечала на их вопросы, и принимала отзывы. Посетители фестиваля оценили сюжетные повороты истории высоко, как и жюри. Некоторых зрителей история кыргызского писателя тронула на показах буквально до слез.

– Кыргызское кино зрителей очень цепляет. Нам в Кыргызстане интересны российские, европейские, американские фильмы, потому что это другая культура, другой язык, другие лица –это нечто новое. Здесь [в России] кыргызское кино представляет такой же интерес, новизна всегда привлекает зрителя. Когда смотрят наши фильмы, чаще всего восхищаются пейзажами и сюжетом – в Кыргызстане в основном снимают остросоциальные фильмы, поднимают проблемы, которые касаются всех. Каждый может себя идентифицировать с главными персонажами наших фильмов! Кыргызские режиссеры обладают уникальным талантом: им удается завладеть вниманием зрителя, доверием зрителя, чтобы он поверил их истории, – поделилась Айзада Амангельды с «КП-Кыргызстан».

По ее словам, награда, полученная на фестивале, оказалась неожиданной и очень приятной. Но на этом команда фильма не собирается останавливаться.

– После фестивального проката мы будем думать о коммерческом прокате, возможно, и о прокате среди диаспор [кыргызстанцев в России]. Мы хотим, чтобы все увидели наш фильм! Думаю, что кинопрокат сейчас будет развиваться и реорганизовываться, и мы посмотрим, как мы сможем достучаться до новых зрителей в этих условиях, – заключила она.

Кроме «Дороги в Эдем», Кыргызстан представлял на ЧМКФ-2022 еще две работы. В конкурсе этнического кино это был документальный фильм «Аламан» Ильгиза-Шернияза Турсунбека уулу и Соронбека Тургунмаматова.

А во внеконкурсной программе – фильм Темира Бирназарова «Ночная авария» ( «Тунку кырсык»).

Мировой путь «Дороги в Эдем»

Мировая премьера фильма состоялась в 2020 году: он тогда участвовал в главном конкурсе Международного кинофестиваля класса А «Темные ночи» в эстонском Таллинне. После этого его признало лучшим жюри 19-го «Dhaka International Film Festival» в Бангладеш, а жюри «International Film Festival in the Sky» в Малайзии вручило создателям картины отдельный специальный приз. В отечественный прокат «Дорога в Эдем» вышла только в сентябре 2021 года.

Кроме ЧМКФ, «Дорогу в Эдем» в свою программу уже включал еще ряд международных кинофестивалей. В частности, картину показали на иранском «Fajr International Film Festival», российских 15-м Международном кинофестивале имени Андрея Тарковского «Зеркало» и 3-м Международном фестивале кино стран Содружества «Московская премьера», американском Asian World Film Festival.

А весной 2022 года стало известно, что фильм номинирован на премию «Ника» в категории «Лучший фильм стран СНГ и Грузии».

Что еще показывали на ЧМКФ-2022?

Кроме показов конкурсных работ в категории «Игровое кино» и «Этническое и региональное кино», прошел и ряд внеконкурсных показов. На ЧМКФ-2022 показали легендарную экранизацию «Соляриса» Андрея Тарковского и отреставрированный фильм киностудии «Мосфильм» «Илья Муромец» Александра Птушко, а так же отдельную детскую программу из более чем десяти мультфильмов.

В спецпоказы вошли «Догмат» Януша Адама и «Ночная авария» («Тунку кырсык») Темира Бирназарова,«Кинори пек» («Как в кино») Виктора Петрова и документальный фильм «Интеллектуальное искусство» Виктора Чугарова. Часть спецпоказов была посвящена документальным фильмам с исторической и патриотической тематикой. На закрытом показе можно было увидеть «Донбасс» Андрея Медведева и «Память» Максима Мищенко, а так же историю фотокорреспондента Ольги Ландер «Спасибо, фотограф армейский!» Галины Евтушенко и «Сурский рубеж» Артема Чубукова.