Кыргызстан
+18°
Boom metrics
Сегодня:
Политика4 ноября 2019 10:33

Как нужно работать, чтобы не посадили, или Какие уроки вынес Жээнбеков из ошибок предшественников

О наиболее интересных моментах встречи президента с журналистами
Сооронбай Жээнбеков ответил на вопросы руководителей СМИ.

Сооронбай Жээнбеков ответил на вопросы руководителей СМИ.

Фото: Султан ДОСАЛИЕВ

«ВАШИМИ БЫ УСТАМИ ДА МЕД ПИТЬ…»

Это была вторая по счету встреча в «Ала-Арче», которую за два года своего президентства Сооронбай Жээнбеков провел с руководителями ведущих СМИ. Поговорить по душам с журналистами глава государства решил в преддверии Дня информации и печати. В качестве подарка к профессиональному празднику вручил каждому по девять баночек разносортного варенья и меда. Ту самую, предназначенную для экспорта экологически чистую кыргызскую продукцию, которую он всегда нахваливает в зарубежных поездках.

К сладкому подарку президент приложил лестные слова о вкладе «четвертой власти» в развитие страны, о праве свободно выражать свои мысли. С последним, наверное, поспорили бы журналисты телеканала «Апрель», учредителем которого был Алмазбек Атамбаев. После того как экс-президента закрыли, телеканал постигла такая же участь. Но задать свой вопрос «апрелевцы» не смогли - на встречу с президентом их не позвали.

Ситуации вокруг «Апреля» Сооронбай Жээнбеков все-таки коснулся. Упрекнул журналистов в переходе на личности при подготовке сюжетов и передач.

- Они же стали семью задевать, - возмутился глава государства. - А канал я не закрывал.

СКОЛЬКО ЖДАТЬ ОБЕЩАННОГО

Прежде чем перейти к диалогу в формате «вопрос - ответ», Жээнбеков перечислил успехи страны за последние пару лет. На этом он всякий раз подробно останавливается на встречах с жителями отдаленных районов. Вот и журналистам напомнил, почему второй год подряд объявляет Годом развития регионов.

- Открытие предприятий и поддержка бизнеса в областях у нас в приоритете. Трудовые мигранты вернутся на малую родину, если будет работа, - пояснил президент.

Из других амбициозных целей - переход на «цифру», борьба с коррупцией и запуск судебно-правовой реформы.

О последнем журналисты спросили у президента в первую очередь, поинтересовавшись, что он будет делать, если подточенная изнутри смутьянами судебно-правовая реформа с треском провалится. В такой пессимистичный сценарий глава государства не верит («хотя опасения есть») и предлагает дождаться результатов.

- Судебно-правовая реформа требует больших средств и усилий. На этом пути никогда не бывает легко. Чтобы сохранить коррупционные схемы, саботажники пытались сорвать работу, чинили препятствия, - признал Жээнбеков. - Но реформа нужна нам как воздух и вода, поэтому никого не будем жалеть. Мы сделаем систему прозрачной. Без этого развития Кыргызстана не будет. Даст бог, скоро вы сами увидите результаты преобразований.

«Скоро» - это, возможно, уже в следующем году, когда, если верить президенту, в стране наступит эра электронного правосудия. А там уже рукой подать до справедливых судов и благородной милиции.

На встречу с президентом пригласили 45 журналистов.

На встречу с президентом пригласили 45 журналистов.

Фото: Султан ДОСАЛИЕВ

ОБ ЭКСЕ И КОЙ-ТАШСКИХ СОБЫТИЯХ

Как и обещала пресс-служба главы государства, анонсируя эту встречу, говорить с Сооронбаем Шариповичем можно было на самые неудобные и острые темы. Такие вопросы задавали. Они касались, в частности, Алмазбека Атамбаева (бывшего соратника и друга нынешнего президента) и в целом августовских событий в Кой-Таше.

- Никакой команды на силовой захват Атамбаева я не давал, - настаивает Жээнбеков. - Есть закон, который должны выполнять все. Его трижды вызывали на допрос в качестве свидетеля по уголовному делу [речь о незаконном освобождении из зоны криминального авторитета Азиза Батукаева], и трижды он игнорировал повестки. Сам замминистра МВД к нему приходил - не последовало реакции. Поэтому следователь выписал санкцию на принудительный привод.

Повестки, впрочем, - это не новость. Любопытно другое - кто будет наказан (помимо экса, конечно) за проваленную спецоперацию в Кой-Таше, в результате которой пролилась кровь, и был убит спецназовец. У президента есть на этот счет свое мнение, но делиться им он отказался.

- Это мнение только одного человека. Если я назову виновных, скажут, что вмешиваюсь. Сейчас работает комиссия. Свои выводы она представит парламенту, и тогда мы узнаем: кто виноват, и что произошло. Оценку событиям в Кой-Таше должны дать комиссия, Жогорку Кенеш и суды, - остался непреклонен глава государства.

Решение Конституционной палаты, признавшей законным лишение экс-президента неприкосновенности, Сооронбай Жээнбеков прокомментировал так:

- Я должен думать о будущем и работать так, чтобы потом ни у народа, ни у следствия ко мне не было никаких претензий. Он [Атамбаев] сам говорил, что в Кыргызстане не должно быть неприкасаемых. И я так считаю. Я должен следовать закону, потому что иначе и на меня через шесть лет могут повесить все что захотят. Чтобы этого не было, нужно работать честно, правильно, в интересах народа и государства. Должно быть понимание: если нарушишь закон, будешь наказан. Тогда никто не будет делать что ему вздумается. Я и судьям всегда говорю: «Решайте все по закону». Они спрашивают: «А что скажет Белый дом?». Белый дом ничего не скажет. Главное, работайте в рамках закона.

ДЕТИ И ЖЕНЫ У РУЛЯ - ЭТО В ПРОШЛОМ

Другой острый вопрос касался опасений, связанных с клановым правлением. Как бы не наступить на старые грабли? Рассказывая о своей многочисленной родне, Сооронбай Шарипович разоткровенничался.

- Конечно, народ боится возвращения кланового правления, когда дети, жена управляли государством. Мы это уже прошли. У меня 11 родственников. Все благодаря родителям получили образование, и каждый занят своим делом. Вы знаете, брат Асылбек ушел с поста спикера парламента после того, как я стал президентом. Сейчас работает депутатом Жогорку Кенеша. Они все правильно понимают, никогда не будут вредить моей работе. Если мой родной брат или родственник начнет вмешиваться, озвучивайте факты, буду принимать меры. У меня есть опыт, свое мнение. Выслушать могу, но принимать решение буду сам. Вот некоторые говорят: «Определитесь, с кем вы - с родней или народом?». Я уже давно сделал выбор в пользу народа. И никогда не буду работать в интересах кучки коррупционеров, - высказался президент, признавшись, что после таких откровений ему стало легче.

У тех, кто не успел озвучить свой вопрос во время официальной части мероприятия, еще была возможность это сделать в неформальной обстановке.

У тех, кто не успел озвучить свой вопрос во время официальной части мероприятия, еще была возможность это сделать в неформальной обстановке.

Фото: Султан ДОСАЛИЕВ

ДОСЛОВНО

О чем еще спросили президента

Когда Кыргызстан выйдет из списка вечных должников?

- Последние пять лет Кыргызстан получал много кредитов от Китая. Со следующего года увеличим выплату по долгам - специальный отдел в Минфине над этим работает. Но строительство транзитных дорог, на которые брали деньги, надо завершить. Развитая дорожная инфраструктура нужна для роста экономики и привлечения туристов. И чистая вода нам тоже нужна. Пока вода не станет чистой, о каком будущем мы говорим? Кредиты на это можно брать.

Кого президент считает реформатором в своей команде?

- Все стараются. Дастан Догоев работает [глава Госкомсвязи], МИД, правительство. Один человек не может провести реформы. Это коллективная работа, которую должен контролировать я, чтобы реформы шли, как нужно народу и государству.

Останется ли глава государства на второй срок?

- (Смеется.) А что, разве так можно? Я не буду проводить никаких референдумов и менять Конституцию, чтобы продлить свои президентские полномочия. Отработаю свой срок и с чистой совестью передам власть новому президенту. Преемника у меня не будет. По закону только кыргызский народ может избрать главу государства.

Что связывает нынешнего президента со скандально известным экс-замглавы таможни Раимом Матраимовым?

- Мы вместе с ним работали, когда я был губернатором Ошской области. Тогда он поднял таможенные сборы в Оше до 156%. После того как я заступил на пост президента, он ушел с должности замглавы Таможенной службы. А сейчас его, как символ коррупции, пытаются прилепить ко мне, и повесить на меня все схемы, которые разработали сами. Это неправильно.

Что касается проверки имущества Матраимовых, выявлена неуплата 24 млн сомов налогов. Он их выплачивает. Вы [журналисты] главное расследуйте, давайте факты, а мы будем разбираться и устранять нарушения.