Кыргызстан
+8°
Boom metrics
Сегодня:
Политика9 октября 2019 8:37

«Наше время пришло!»: депутат парламента Марлен Маматалиев - о регионализме, бизнесе и будущем страны

Два законопроекта молодого политика, который чуть больше года назад был избран депутатом ЖК VI созыва от партии «Республика - Ата-Журт», были приняты за короткий срок. На подходе еще несколько полезных для страны и народа инициатив
Источник:kp.kg
Марлен Маматалиев рассказал о своих законопроектах. Полезных задумок очень много, и все он надеется воплотить в жизнь.

Марлен Маматалиев рассказал о своих законопроектах. Полезных задумок очень много, и все он надеется воплотить в жизнь.

Фото: kenesh.kg

Об этих законопроектах, своей юности, семье и парламентской работе Марлен Маматалиев рассказал в интервью.

«ДОЧЕРИ - ЭТО ЧУДО»

- Марлен, вы родились в Бишкеке, а откуда вы родом?

- Я родом из Алая, но родился и вырос в Бишкеке. Очень люблю Алай. Родители каждое лето отправляли меня туда на каникулы. Если мои друзья после лета возвращались загоревшими с Иссык-Куля, то я возвращался угольком из Алая.

- Ваш отец Абдырахман Маматалиев - известный политик, но про маму практически нет упоминаний.

- Родился я в 1981 году в обычной семье госслужащего. Мой отец всю свою жизнь посвятил службе государству. Даже были ситуации, когда он был готов отдать жизнь за страну, например, когда в Баткен проникли боевики. Вместе с солдатами он отправился в село Зардалы, где засели боевики, тогда он был акимом Баткенского района. Это село находилось настолько далеко, посреди гор, что машины не могли проехать, не было ни дорог, ни путей. Только пешком. На определенном участке они попали в засаду, их окружили боевики. Но отец не дрогнул, он понял, что либо сейчас все умрут, либо он должен что-то предпринять. Он сделал шаг вперед и предложил боевикам отпустить солдат, а его одного оставить для переговоров. Считаю это настоящим героизмом. У нас, к сожалению, героизм не оценили, как всегда, сыграла грязная политика. С последней занимаемой должности - вице-премьер - его убрали только потому, что он начал хорошо работать на своем месте...

А мама наша - филолог, но она всю свою жизнь посвятила нам - детям. Хотела даже стать доктором наук, но к сожалению, не смогла, растила детей и занималась домашним хозяйством. Весь домашний быт был на плечах мамы.

В семье нас четверо. Я старший ребенок, у меня два брата и сестра. После меня родилась сестренка Гулиза. У нее свое агентство недвижимости. Далее брат Эрлан, он работает в банковской сфере. Младший работает в силовых структурах. Все семейные.

- Какое у вас образование, какую школу окончили?

- Сначала я учился в кыргызско-турецком лицее. Потом открылся американо-кыргызский лицей при КГУ им. Арабаева. Тогда я перевелся туда и закончил его на круглые пятерки. Когда я окончил лицей, то автоматически стал студентом КГУ им. Арабаева. Но решил попробовать поступить еще в Национальный университет. Планировал стать дипломатом или переводчиком. Но как-то мы с отцом проезжали мимо Политехнического, и он сказал: «Сынок, я здесь учился и хотел бы, чтобы и ты получал здесь знания». И так получилось, что я и туда прошел и из трех вузов выбрал Политех. Позже получил еще второе экономическое образование.

- Расскажите о своей семье, как вы познакомились с супругой?

- Супругу зовут Мээрим. Встретил я ее, когда она училась в 11 классе, а я был студентом 1 курса. Потом была длинная пауза, и только в 24 года мы поженились. Я ей очень благодарен за то, что она бережет наш семейный очаг, родила и растит наших детей, пока я все время на работе. Как вышла замуж, так и ведет домашнее хозяйство, но параллельно всегда занималась малым предпринимательством. Через интернет возила детские вещи и продавала их. Ее маленькое дело развивалось, а потом мы открыли магазин, сейчас она занимается продажей детских вещей и постельного белья. Образование у нее юридическое.

У нас четыре дочки и новорожденный сын. Трое старших учатся в школе, младшая дочка и сын дома. Когда четвертая доча родилась, я стал переживать, что не сын (Смеется.). Сейчас же понимаю, что дочки - это чудо, когда возвращаюсь уставший домой, одна начинает мне тапочки подавать, другая - вещи, старшая чай готовит. Я очень благодарен богу, что у меня есть дети.

Свободное время депутат парламента старается провести с семьей, с детьми.

Свободное время депутат парламента старается провести с семьей, с детьми.

«ПОЛЕ РАБОТЫ МЕНЯ НЕ ПУГАЕТ»

Марлен Маматалиев проработал в Соцфонде с 2002 до 2006 года. За этот период набрался первого опыта на госслужбе. Ему было 25 лет, когда стал начальником управления информационной системы. Не хватало дополнительных навыков, чтобы расти дальше. Но он понимал, что опыт работы в министерстве очень важен. Так, случайно узнал, что в Минфине есть вакантное место в той же сфере IT. Прошел собеседование, и его приняли. Потом долгое время работал с Акылбеком Жапаровым в Министерстве экономики и торговли на различных должностях, работал в аппарате правительства и в аппарате Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

- Вы только год назад стали депутатом, а уже два ваших законопроекта были рассмотрены. Расскажите о них.

- В Жогорку Кенеш пришел, конечно, не сразу. В 2015 году, когда были выборы, я занял по Бишкеку первое место из наших 14 кандидатов, но так получилось, что проигравшие начали судиться. То есть нечестно поступили и не отдали свои места. Мне пришлось ждать, и в итоге я дождался.

Благодаря тому, что у меня был за плечами двенадцатилетний опыт на госслужбе и четыре года в бизнесе, поле работы меня не пугает, тем более я уже работал в Жогорку Кенеше на других должностях. Сразу приступил к активной работе, и, да, уже принято два законопроекта, еще семь на стадии принятия.

Первый мой законопроект касался госзакупок, так как я всегда хорошо понимал, как система госзакупки работает, какие там происходят хищения и коррупционные схемы. Этот законопроект нацелен на то, чтобы у нас в Кыргызстане была открытость и прозрачность в госзакупках, и, как следствие, все коррупционные пути были уничтожены. Чтобы деньги, которые уходили в левые карманы, сохранялись и приносили пользу государству, использовались в стратегических отраслях. Особое внимание теперь будет уделяться качеству, а потом только стоимости. Законопроект еще хорош тем, что товары или услуги местных производителей без конкурса могут участвовать в госзакупках. Теперь исходят из того, что законопроект принят, если у государства есть определенный госзаказ, то через Антимонопольный комитет устанавливается цена, и государство напрямую может покупать у них. Это очень хорошая поддержка для наших производителей.

Еще одна хорошая норма была введена для компаний, которые работают с больными с почечной недостаточностью, нуждающимися в гемодиализе. Раньше им приходилось участвовать в тендерах, а здесь опять коррупционные схемы. Это мы тоже убрали, сказали нет, пусть больной сам выбирает, где он хочет и будет лечиться. Просто ему на карточку перечисляются деньги, составляется трехсторонний договор между Министерством здравоохранения, компанией и пациентом. Зачем проводить тендеры в этом вопросе, ведь человек за это время просто может умереть. И таких 15 статьей было кардинально изменено, поменялась целая процедура проведения тендеров.

- У нас практически все заводы и фабрики разгромлены, разобраны. Что можете предложить?

- Мы тратим на госзакупки 60 млрд сомов в год, и эти деньги уходят в другие страны. А теперь будут госзаказы для местных производителей, то есть, к примеру, мы говорим Каиндинскому кабельному заводу, что на следующий год нам нужно столько-то километров кабеля, такого-то качества. Заказ принимается, они начинают изготовление. Хотя бы таким образом возобновим работу тех заводов и фабрик, которые есть в стране, чтобы они благополучно работали и даже экспортировали в другие страны. Майлуусуйский электроламповый завод в свое время практически всю Центральную Азию обеспечивал лампочками, Каиндинский кабельный завод также обеспечивал проводами многие соседние государства, почему же сейчас мы не можем так работать. Соответственно, начнут появляться рабочие места. Очень важно нам также стремиться к автоматизации, чтобы заводы соответствовали всем международным требованиям. Таким образом, законопроект служит предпосылкой для внутреннего оборота государственных средств.

Рабочий процесс. Коллегам нужно доказать свою правоту.

Рабочий процесс. Коллегам нужно доказать свою правоту.

Фото: kenesh.kg

«ЕСЛИ ДОСТИГНУ ЦЕЛИ, РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛУЧИТ НАРОД»

- Расскажите о других законопроектах.

- Далее идет законопроект о весогабаритном контроле. Внешний долг страны составляет 4,5 млрд долларов, из них 2 млрд мы, оказывается, потратили только на дороги, но, к сожалению, ни одну не построили до конца. Не завершив дорогу Бишкек - Ош, мы начали строить еще одну, не построив основную дорогу, остался отрезок Кара-Балта - Бишкек, и уже успели испортить ту, которую построили. Почему она разрушается, потому что по ней ездят большегрузные машины, которые не соблюдают установленные нормы. Хотя почти везде стоят весогабаритные весы, которые по идее не должны пропускать машины с нарушениями норм. К сожалению, из-за наличия большой коррупционной схемы большегрузные машины могут не зайти на весы, объехать их, и там ставка до ста долларов доходит. Даже когда заехал, и у него перевес, водитель просто дает на руку и спокойно проезжает, в итоге разрушаются дороги. Через лет десять опять придем к тому, что нужны будут средства на ремонт дорог. К тому же, необходимы современные технологии укладки дорог. В Европе, к примеру, при укладке в состав добавляются такие порошки, которые превращают сам асфальт в бетон, а в самую глубь стелют антивандальные современные штучки, которые не дают воде проникнуть и разрушить основу асфальта.

Поэтому я считаю необходимым подключить весогабаритный контроль к «Безопасному городу», где не человек принимает решения, а компьютер. Камера фиксирует нарушение, и штраф отправляется к нарушителю домой или на фирму, на 100 тысяч сомов. Я уверен, что после одного штрафа никто не проедет во второй раз.

Некоторые мои предложения и законопроекты сильно искажают, поэтому я решил перейти на новый формат работы и начать снимать видео на местах. И через видео хочу четко показывать цели и задачи закона. Если достигну цели, то результаты получит народ.

- Такая программа уже есть или ее нужно создать?

- Программа существует, другие страны ее используют. Даже используют «Безопасный город», он такой же, просто надо его дополнить. Любой айтишник за тысячу долларов может это сделать. Если у государства нет денег, то я сам за это готов заплатить. Вообще, моя цель - все автоматизировать до такой степени, чтобы участие человека было минимальным. Если его участие будет ограничено, то уже не будет условий для воровства и коррупции.

Еще один законопроект, за который меня раскритиковали ввиду того, что исказили суть закона, был о политических должностях. Я хотел, чтобы основным требованием к назначению на должность министров и их заместителей, директоров агентств и различных служб был профессионализм, то есть опыт и знания. К примеру, если человек проработал на госслужбе менее пяти лет, либо не проработал по своей профессии более семи лет, то его нельзя назначать министром или замминистра. Он должен знать и понимать, что такое госслужба. Мы прекрасно знаем, как сегодня в иных случаях назначаются министры, замы, даже когда нам квоту дают, фактически там их дальше протаскивают. Почти никто не смотрит на его профессионализм. Я сам лично знаю людей, которые ни дня не проработали в той сфере, которую возглавляют.

Еще один важный законопроект касается внешнего долга. В нем я предлагаю ставить ограничение на то, что мы у одного источника не можем брать более 50%.

Парламентарий за чтением любимой газеты - «Комсомолки».

Парламентарий за чтением любимой газеты - «Комсомолки».

«БИЗНЕСУ НУЖНА ПОДДЕРЖКА»

- В 2011 году вы стали заведующим отдела партии «Ар-Намыс», потом были избраны в «Республика - Ата-Журт». Вы могли остаться в первой как депутат, для чего нужно было переходить?

- В 2010 году, когда произошла революция и наступили очередные выборы, встал вопрос - куда я пойду. Решил пойти в «Ар-Намыс». Феликс Кулов с радостью принял нас, и мы как команда пошли на очередные выборы. Мне тогда предложили должность руководителя аппарата в этой партии, я согласился и возглавил городской штаб.

Они предложили моему отцу тоже вступить в партию, так как не хватало людей с юга страны. Мы не могли вместе состоять в одной партии, кто-то должен был уйти, а кто-то остаться. Отец стал депутатом, мне же предложили возглавить секретариат и работать с Куловым. Потом я понял, что не могу больше там находиться, начались политические интриги. Ушел в Министерство экономики, там как раз была вакантная должность. За короткий срок мы с командой смогли внедрить электронный документооборот. Мы тогда пригласили Омурбека Бабанова на презентацию проекта. Ему понравилась моя презентация и работа. И он, будучи премьер-министром, пригласил меня к себе на работу. Потом буквально за восемь месяцев его лишили должности, но к тому моменту я понял, что он человек мыслящий, желающий делать реформы.

Тогда на место Бабанова пришел совсем советский человек, у которого не было ни малейшего желания проводить какие-то реформы. Не проработав и месяца, я ушел по собственному желанию в 2013 году. Омурбек Токтогулович узнал об этом, предложил мне заняться бизнесом. Вот так из госслужащего я превратился в бизнесмена. Потом в 2015 году он сказал, что идет в парламент, предложил мне тоже заняться политической деятельностью. Я согласился. Много думал об этом. Как я уже говорил, прошел не сразу, и пока ждал, в период с 2015 по 2018 годы занимался бизнесом. Вот так получилось, что я пошел в парламент с партией «Республика - Ата-Журт», но в «Ар-Намысе» я не получал партийный билет, в «Республике» впервые взял партбилет.

- Каким бизнесом вы занимались?

- Когда был студентом, у меня не хватало денег на контракт. А отец был исключительно госслужащим, у него не было бизнеса. Мы никогда не шиковали, как сыновья других чиновников, которые ездили на крутых авто, отдыхали за границей. Родители нам дали такое воспитание. Я сам зарабатывал на свой контракт, открывал компьютерные клубы с друзьями. Был одним из первых, кто купил оригинальный аппарат для готовки попкорна, заказал у местных мастеров его прототип и начал открывать в Бишкеке точки продаж. Когда кто-то из рабочих не выходил на работу, я сам стоял за прилавком и делал попкорн. А когда начал работать на госслужбе, то получал две тысячи сомов в месяц. Конечно, этого мне не хватало, иногда приходилось и таксовать.

В бизнесе, когда начал работать с Омурбеком Бабановым, занимался стройкой специфических зданий, торговых центров: «Азия-молл», «Технопарк», здание НТС, жилые дома, коттеджные городки на Иссык-Куле и т. д.

Когда стал депутатом, мне, конечно же, было запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, я все передал друзьям. У меня вообще принцип бизнеса такой, я очень много поддерживаю людей с бизнес-идеями. Если у человека достойная идея, могу сразу же начать инвестировать. Ставлю условие, что первое время он будет выплачивать 70% от прибыли, а когда закроет всю сумму инвестиций, которую я вложил в его идею, мы меняемся местами, то есть он начинает забирать 70%, а я 30%. Все это обговаривается устно, никакой юридической документации нет, я очень доверчивый человек. Да и люди, которым я доверился, еще ни разу меня не подводили.

- Как вы относитесь к нынешней власти, к ее работе, вы ведь сами часть этой власти?

- Работа идет, но нет реформ, которые бы почувствовали люди. Даже по Нацстаткому идет повышение ВВП на уровне 4%, и это просто цифры. Люди телом не почувствовали изменений, не почувствовали реформ, которые бы затронули каждого гражданина. Но я очень надеюсь, что ситуация изменится. Я на своем месте, по крайней мере, стараюсь. Сейчас опять начались политические процедуры по подготовке к выборам, и вряд ли мы получим какие-то реформы в самое ближайшее время. Сможем получить новые реформы уже после выборов, если в парламент пройдет очень много молодых, новых лиц, которые думают иначе, чем прежние. Нам нужны глобальные реформы абсолютно во всех секторах.

- Говоря о Жогорку Кенеше, народ все время твердит, что не нужно столько депутатов. Как думаете, 120 - это много?

- Когда принимаются важные вопросы, я думаю, это оправданно, потому что есть такие вопросы, когда может быть лоббирование чьих-то интересов, и 120 депутатов просто сложнее подкупить. Но, с другой стороны, есть такие депутаты, пусть коллеги не обижаются, которым абсолютно все равно, что происходит в стране, которые даже ни разу у микрофона не выступили. Есть и такие, которые приходят только для защиты своего бизнеса. Когда вижу таких коллег, сам думаю, зачем столько депутатов.

- Как-то вы были в больнице, и медсестра, узнав о том, что вы депутат, со злости сделала вам болезненный укол. Вы знаете, какая у медиков зарплата?

- Медсестры получают мизерные 7-9 тысяч сомов, вопрос: как они живут? Я все это понимаю. Но пока мы не взрастим экономику, поднять зарплаты невозможно, то, что мы сейчас поднимаем на 10-20%, таким образом просто перекрываем инфляцию. А чтобы человек смог из зарплаты откладывать на путешествие, отдых или покупку жилья, это невозможно, люди еле-еле концы с концами сводят. И просто говорить, обещать, мне кажется, это неправильно. А та медсестра, которая больно уколола меня, через два часа, прочитав мои публикации в социальных сетях, извинилась и сказала, что подумала, что я такой же депутат, как некоторые.

- Как вы думаете, каким должен быть идеальный правитель?

- Правитель должен быть справедливым и главное богобоязненным, чтобы думал о том, что если он сделает что-то неправильно, то он ответит за это, даже если не на этом свете, то на том. Потому что он принимает решения за целую страну и народ. Должен быть современным, постоянно стремиться к развитию. А также правильный правитель должен сплачивать народ. Лично у меня очень много друзей из разных регионов и разных национальностей: русские, дунгане, армяне, азербайджанцы и другие. И по молодости в городе никогда не возникал вопрос, откуда кто родом. Мы друг с другом по разным ситуациям дрались или союзничали. Но никогда не было такого, чтобы по региональным признакам делились. Именно региональное деление я впервые начал ощущать, когда поступил работать на госслужбу.

- Что можете сказать молодежи?

- Молодежи советовал бы быть более смелыми и активными. Мы должны, конечно, уважать старшее поколение, но и должны уметь мыслить независимо и не бояться говорить, наше время пришло. Молодежь должна верить в себя, ставить цели и строить долгосрочные планы. Никогда не бойтесь ошибаться, учитесь на ошибках и двигайтесь вперед. И будьте верны нашей Родине.