2018-02-12T21:45:20+03:00

Почему Ан-148 начал резко тормозить при наборе высоты

Эксперт Юрий Антипов считает, что причиной катастрофы стала редкая техническая проблема
Поделиться:
Комментарии: comments7

Кадры столкновения Ан 148 с землей.Пассажирский самолет авиакомпании «Саратовские авиалинии» Москва-Орск пропал с радаров почти сразу после взлета из московского аэропорта Домодедово. Ан-148, на борту которого находились 71 человек, стартовал со взлетно-посадочной полосы в 14:21. Спустя 4 минуты связь с ним пропала.

Изменить размер текста:

Разбившийся накануне самолет Ан-148 "Саратовских авиалиний" за неделю до трагедии. Фото предоставлено КП

Разбившийся накануне самолет Ан-148 "Саратовских авиалиний" за неделю до трагедии. Фото предоставлено КП

Днем 11 февраля в Подмосковье потерпел крушение пассажирский самолет Ан-148, выполнявший рейс МоскваОрск. На борту было 65 пассажиров и 6 членов экипажа. Погибли все. Основная причина - техническая неисправность.

Эксперт Юрий Антипов одним из первых изучил графики флайтрадара и определил, что во время пятиминутного полета у самолета четыре раза происходил провал скорости. А это значит, что двигатель Ан-148 был неисправен. Хотя, по информации следственного комитета, экипаж не сообщал о технических проблемах диспетчеру.

Трек разбившегося Ан-154.По данным Flightradar, самолет пробыл в воздухе чуть больше двух минут

- У меня вырисовывается только одна причина крушения Ан-148, - говорит Антипов. - И эта причина из разряда чрезвычайно редкой. Вот ее характерные симптомы. Во-первых, самолет несколько раз сбрасывал скорость. Замедление скорости составляло около 100-150 км/час за примерно 10-15 секунд. Такое резкое торможение могли делать работающие двигатели только в реверсе. Во-вторых, на последнем участке полета, когда самолет фактически падал в пике и скорость при нормальной тяге должна была возрастать, но она оставалась неизменной.

Схема происшествия Фото: Алексей СТЕФАНОВ

Схема происшествияФото: Алексей СТЕФАНОВ

- Реверс - это торможение?

- Да. При реверсе меняется направление газов из турбины двигателя. Возможно при наборе высоты произошло кратковременное периодическое включение реверса тяги. Очень редкий вариант. Но факты флайтрадара указывают именно на это. Не может так резко тормозить самолет в полете. У него в полете нет тормозов, за исключением тормозных щитков. Но и они не в состоянии так резко тормозить самолет. И если самолет падал носом вниз в крутом пике, только реверс двигателей может воспрепятствовать набору скорости в этом падении. Маловероятно, но два объективных факта, повторюсь, на это указывают.

- Если я правильно поняла, то самолет стал тормозить при взлете?

- Не при взлете. Взлет - это этап разгона самолета по взлетно-посадочной полосе и отрыв от нее. Дальше происходит набор высоты и выход на курс и разрешенный эшелон.

Характеристики самолёта Ан-148 Фото: Алексей СТЕФАНОВ

Характеристики самолёта Ан-148Фото: Алексей СТЕФАНОВ

- Можно сказать, что двигатель как бы зачихал в полете?

- Нет, он не чихал. Двигатели работали нормально, но по непонятной пока причине он тормозил.

- Что в это время чувствовали пассажиры?

- Тоже самое, что и в автомобиле, когда водитель то резко тормозит, то резко ускоряется. Тела то прижимало к спинкам сидений, то они висели на ремнях.

- Но почему, зная о неполадках, пилоты не сообщили о них диспетчеру?

- Если мое предположение подтвердится, то возможно пилоты до конца не осознали в чем причина. Им нужно было время, чтобы осмыслить происходящее. Они видели, что резко падает скорость, пытались разогнаться, но не получалось. Думаю, ни одного такого случая не было в их практике.

Коптеры пролетели над местом крушения Ан-148.

ПРОВЕРКА СЛУХА

Ан-148 не обработали антиобледенителем, потому что это дорого?

Специалист по безопасности полетов Александр Романов рассказал, почему эта версия несостоятельна.

Обсуждая версии катастрофы, некоторые «диванные» аналитики в интернете вспомнили крушение самолета ATR-72 под Тюменью в апреле 2012 года. Тогда, мол, самолет не обработали антиобледенителем и из-за этого он упал. Не исключено, что и в этот раз причина та же.

- Это недостоверно, - уверяет специалист по безопасности полетов Александр Романов. - Погода была хорошая. Самолет был транзитный. В Москву прилетел из Саратова. Он был чистым без остатков снега и льда. Условия были такими, что никакое обледенение ему не грозило. К тому же сама обработка нужна только для того, чтобы борт безопасно взлетел. А при наборе высоты и скорости эту пленку срывает ветром и она уже никакой роли не играет.

- Но если предположить, что это было обледенение...

- Самолет нырнул бы в пике и все его обломки находились бы в пределах 100 метров.

- Говорят, обработка противообледенителем - дорогая процедура?

- Все зависит от типа самолета, концентрации самой жидкости. Стоимость начинается примерно от 150-200 долларов. Разумеется, за это платит авиакомпания.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Пожелавший остаться неизвестным эксперт, работавший на Воронежском авиационном заводе (ВАСО), рассказал о том, как выпускали самолет Ан-148 до и после разлада с Украиной.

- В принципе на нем 60 процентов комплектующих были иностранными - немецкие, французские, украинские, - рассказал наш собеседник. - После осложнения отношений с Киевом начались проблемы с поставками двигателей. Их производством занимались специалисты конструкторского бюро Антонова и Киевского авиационного завода. В 2015 году качество украинских двигателей было еще нормальным. Сейчас бюро Антонова, по сведениям моих коллег, практически не существует. Дышит на ладан и Киевский авиационный завод. В то же время, насколько я знаю, производство двигателей в России для Ан-148 еще не наладили.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Первая катастрофа произошла из-за поломки спидометра

Почти семь лет назад с самолетом, произведенным на ВАСО, уже была авария, где погибли не только россияне, но и пилоты из азиатского государства Мьянма.

5 марта 2011 года воронежская «аннушка» выполняла учебно-испытательный полет и разбилась в селе Гарбузово Алексеевского района Белгородской области. Абсолютно новый лайнер (рыночная цена самолета была около 800 миллионов рублей) развалился в воздухе, загорелся и упал в нескольких метрах от жилых домов. Погибли шесть человек. Официальное расследование установило: причиной катастрофы стало превышение максимальной расчетной скорости (870 км/час) на 110 километров при выполнении экстренного снижения. То есть борт разогнали почти до 1000 километров в час! Корпус просто не выдержал перегрузок. Экипаж не контролировал ситуацию, поскольку указатель скорости на приборной доске вышел из строя.

СПИСОК ПОГИБШИХ В АВИАКАТАСТРОФЕ АН-148

Редакция "Комсомольской правды" соболезнует семьям и близким погибших

ВЕРСИИ

Главные версии катастрофы Ан-148: человеческий фактор, отказ двигателя и погода

Следственный комитет сразу возбудил уголовное дело по статье «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». (подробности)

Эксперт о катастрофе Ан-148 в Подмосковье: Самолет начал разваливаться в воздухе

Мы спросили опытных летчиков о том, что могло стать причиной катастрофы (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Самолет рухнул в овраг, а тела разбросало повсюду": очевидцы рассказали о первых минутах после трагедии

Самолет АН-148, вылетевший из Домодедово в 11 февраля в 14.21 по московскому времени, через пять минут после взлета рухнул в Подмосковье в районе деревни Степановское. Пассажиры и экипаж, а это 71 человек, не выжили (подробности)

ПАМЯТЬ

Последний день: что мы знаем о погибших при крушении самолета

71 оборвавшаяся жизнь: так внезапно, так страшно, так, что нет слов, чтобы передать близким погибших слова соболезнований. Что могло произойти там в воздухе, теперь предстоит выяснить экспертам (подробности)

Подпишитесь на новости:

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также