Кыргызстан
+14°
Boom metrics
Сегодня:
Общество30 марта 2011 22:00

Сагынбек Абдрахманов: «Почти 450 картин Суйменкула Чокморова пылятся в подвалах…»

Экс-губернатор Чуйской области, а ныне руководитель Общественного фонда С. Чокморова рассказал «Комсомольской правде» о целях и задачах популяризации творчества великого кыргызского художника и актера.
Источник:kp.kg

– Сагынбек Уметалиевич, расскажите, с какой целью вы создали этот фонд? – Не секрет, что мы, кыргызы, малый народ – мало кто знает о нас в мире. Из земляков всемирно известны лишь два человека – это Чингиз Айтматов и Суйменкул Чокморов. Именно они прославили наш народ. Ну, и революции, которые произошли в Кыргызстане... После развала Советского Союза за годы независимости никем не поднимался вопрос о национальной идеологии, и культурный уровень кыргызстанцев упал настолько низко, что дальше некуда. Мы с единомышленниками давно выступали с инициативой создания фонда С. Чокморова, а также с идеей возведения ему памятника. Сейчас же как: едешь, к примеру, от Чалдыбара до Кемина, а по дороге стоят десятки памятников политикам, батырам, другим историческим личностям, которых многие из нас даже не знают. Ты о них слышал, но не более того. А вот Чокморова ты и видел, и слышал, и воспитывался на его фильмах, подражал этому идеалу, а память его увековечена всего лишь в названии самой раздолбанной улицы… Задумайтесь, сейчас нет таких личностей, как Суйменкул Чокморов, да и фильмы его не смотрят, потому что экраны телевизоров заполонены американскими низкопробными боевиками. Вы смотрели советский боевик «Седьмая пуля», который снимал узбекский режиссер Али Хамраев? Между прочим, картина пропагандировала такие идеалы, как честность, смелость, самоотверженность, патриотизм. Именно поэтому Чокморов достоин, чтобы его увековечили. Кстати, сам Хамраев заявляет, что если этого не сделают кыргызы, то памятник поставят в Ташкенте сами узбеки! Аналогичное предложение высказывает и казахская интеллигенция, уважающая личность Чокморова за подъем центральноазиатской культуры. Интересно, что недавно мне позвонили из Роттердама, чтобы пригласить на кинофестиваль, где будет демонстрироваться «Седьмая пуля», и сообщили, что личность Чокморова и сейчас в Европе пользуется большой популярностью наравне с известным европейским актером Гойко Митичем. Именно поэтому мне стыдно за то, что далеко от Кыргызстана Чокморова почитают и любят, а у нас в стране о нем просто-напросто забыли. Для этого и был создан Общественный фонд Суйменкула Чокморова.

Дерсу Узала (1975, реж. Акира Куросава)

Дерсу Узала (1975, реж. Акира Куросава)

– Неужели остались произведения, которые наш народ еще не знал? – Конечно. Родственники Чокморова рассказали, что перед смертью он завещал собрать его картины и просил создать музей, чтобы сохранить творческое наследие на благо общества. Увы, почти 450 полотен художника сейчас находятся в различных подвалах, однако у нас нет возможности собрать их воедино и показать. Обидно, что культурное достояние пропадает и не ценится современниками. У нас нет подходящих помещений для вернисажей высокого уровня. Поэтому, кроме возведения монумента, мы планируем построить в Чуйской области мемориальный комплекс имени Суйменкула Чокморова, чтобы молодежь имела возможность знакомиться с творчеством мастера, посещать его музей, проводить фестивали и творческие вечера. Однако это у нас пока только в планах. К слову, за последние 20 лет в Кыргызстане не было построено ничего крупного, все лишь разрушалось. Фонд же нацелен на поднятие духовного и культурного уровня сограждан, а также на помощь молодым талантливым дарованиям. Сейчас в Кыргызстане нет национальной идеологии. Если бы она была, то, к примеру, в Джалал-Абаде или Оше появились бы улицы Алыкула Осмонова – кыргызского Пушкина, художника и киноактера Суйменкула Чокморова, писателя-патриарха Чингиза Айтматова. Но их нет, зато есть улица имени начальника автобазы, чье имя решили увековечить его богатые родственники. Я уверен, что если мы не будем знать свою историю и культуру, у нас не будет будущего. Сейчас, к сожалению, эти вопросы у руководства страны стоят не на первом месте. – Как еще можно популяризировать творчество мэтра? – Наш фонд обратился к министру образования и науки и заведующим районо. С предложением ввести в школьную программу написание сочинений по творчеству Чокморова, дабы дети с младых ногтей интересовались великим земляком, чтобы в ВУЗах проводились конкурсы, конференции о великом актере и живописце. Кроме того, в последнее время по ТВ мы начали выпускать социальные ролики, посвященные Чокморову, а также транслировать его фильмы.

Красное яблоко (1975, реж. Толомуш Океев)

Красное яблоко (1975, реж. Толомуш Океев)

– А не пробовали активизировать свою деятельность в Интернете? К примеру, оцифровать фильмы и выложить их в сеть? – Кинокартины с участием Чокморова пылятся в архивах Госфильмофонда, однако оцифровывать их дорого, и, кроме того, для этого нет соответствующей аппаратуры. Но мы не сдаемся и уже через пару месяцев планируем выпустить в новом качестве некоторые его фильмы, документальные заметки и прочее. Возвращаясь к теме увековечения памяти Чокморова, хочу резюмировать: что на наши выступления по телевидению и через газеты отозвались студенты, чья стипендия не превышает 250 сомов, пенсионеры, денежного довольствия которых хватает лишь на мешок муки, с желанием перечислить свои месячные стипендии и пенсии на строительство памятника! Имя Суйменкула Чокморова остается яркой звездой на небосклоне искусства нашей страны, строительство мемориального комплекса будет иметь большое значение в воспитании молодежи и будущего поколения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Суйменкул Чокморов родился 9 ноября 1939 года неподалеку от города Фрунзе, в селе Чон-Таш. В детстве маленького Суйменкула увлек волейбол, который привел его в сборную Киргизии, а позже и Ленинграда, там же он поступил в Академию художеств, которую закончил в 1964 году. После учебы в Северной Пальмире Чокморов вернулся на Родину и занялся преподавательской деятельностью, которую к 1968 году сменил на кинематограф. Режиссер Болот Шамшиев пригласил его на главную роль в картине «Выстрел на перевале Караш», которая сразу принесла Чокморову всемирную известность. Фильм этот при бюджете в 500 тысяч рублей окупил себя не менее чем в десять раз. – «Выстрел…» был представлен и в Каннах на внеконкурсном показе, – вспомнил как-то в интервью «КП» Болот Толенович. – Потом критики фестиваля упрекнули советских функционеров, не включивших картину в основную программу смотра. Этот фильм мог бы побороться за Золотую пальмовую ветвь! Для Чокморова хотел написать сценарий сам Никита Михалков, с ним мечтал сниматься Дин Рид. Тогда Суйменкул был бы суперзвездой и, возможно, даже прорвался в Голливуд. Благодаря ролям в фильмах «Чрезвычайный комиссар», «Мужчины без женщин», «Улан» и другим наш земляк – единственный среди своих коллег в бывшем СССР, кто был четырежды удостоен диплома на фестивалях за лучшую мужскую роль.