Кыргызстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды27 сентября 2007 22:00

Кыргызстан отметит юбилей легендарного режиссера Владимира Васильева

В этом году деятелю культуры исполнилось бы 100 лет
Источник:kp.kg

За сорванные спектакли дед не ругал, а вот за ложь влетало по-крупному…

В октябре 2007 года Кыргызстан отметит 100-летие выдающегося деятеля культуры, одного из основателей киргизского театрального искусства Владимира Васильева. Близкие родственники великого режиссера решили не оставлять в тени это знаменательное событие и накануне юбилея еще раз напомнили кыргызстанцам о том, какой удивительной, талантливой личностью был Владимир Яковлевич. На базе театра оперы и балета будет организован вечер памяти известного режиссера. В программе покажут отрывки из опер, поставленных Васильевым. Более того, шоумен Леонид Бухман – внук легендарного человека – к юбилею деда вознамерился установить мемориальную доску на доме, где долгие годы жил Васильев. Кстати, интересное совпадение: этот дом стал пристанищем великих людей искусства, и в Советские времена так и назывался – «Дом актеров». «Сегодня главное, чтобы городские власти не отказали мне в этой просьбе, – говорит Леонид Бухман. – Горожане и гости столицы должны знать, какие великие личности жили и творили в этой стране. Ведь в честь юбиляра даже названа одна из улиц Бишкека…».

- Леонид, какие воспоминания сохранились у вас о дедушке?

- Владимир Яковлевич был добрым и внимательным человеком. Никогда не забуду, как он рассказывал по вечерам сказки! Повествование было таким увлеченным, таким захватывающим, что все дети слушали его с огромным удовольствием. Дедовы рассказы казались гораздо ярче и интереснее мультфильмов. Еще он, как и моя мама, обожал рыбалку. Каждое лето мы ездили отдыхать на Иссык-Куль, и по утрам, вручив в руки удочку, дед увозил меня на лодке на середину озера, где мы пропадали до самого обеда. Рыбачить тогда было одно удовольствие. Огромных размеров чебак вылавливали ведрами. Это сейчас на червя клюет крохотная рыбешка… Детьми мы часто приходили в театр и после спектакля, когда родители отправлялись на банкет, играли за кулисами в догонялки или жмурки. Мне было около пяти лет, когда маме дали в опере «Красная шапочка» роль сказочной бабушки. На этот спектакль всегда являлся во всеоружии. Как только волк врывался в домик бабули, чтобы слопать ее, я начинал стрелять из игрушечного пистолета и кричать: «Не ешь мою маму!». Музыка замолкала, весь зал покатывался со смеху. Осветители, декораторы хватались за животы. Все ждали этого момента, поскольку мое вмешательство в спектакль было неизбежным. Дед же никогда не ругался, понимая, что это просто детское видение происходящего. Я и на самом деле представлял, что на мою маму нападает настоящий волк, хотя в гримерной неоднократно видел развешенный на стуле серый костюм хищника...

- Неужели вам никогда не попадало от деда?

- Конечно же, попадало! Дед ненавидел ложь. Однажды в третьем классе у меня украли велосипед. Я приехал к кинотеатру «Октябрь», рядом с которым находилось кафе, чтобы попить молочного коктейля. Велосипед пристегнул «противоугонным устройством» из пластмассы к забору (металлической цепочки не было). Пришел, а велосипеда нет, и перерезанная трубка валяется на земле. Узнав о произошедшем, мама стала выгораживать сына, взяв вину на себя. Специально сочинила какую-то историю. Но дед выяснил правду и устроил такую взбучку, что я запомнил этот урок на всю жизнь! За свои поступки нужно отвечать и не взваливать ответственность на других. А украденный велосипед мне позже все-таки вернули…

- Любовь к театральному искусству вам тоже прививал Владимир Яковлевич?

- Безусловно, я полюбил оперу и проникся творческой аурой только благодаря ему. Дома на каждый праздник мы организовывали концертные вечера. Делали сцену, мастерили декорации, родители шили костюмы. Мама играла на пианино, а мы пели и рассказывали стихи. Долгое время дед работал первым главным режиссером и парторгом Киргизского государственного академического театра оперы и балета им. Малдыбаева. Наверняка у него возникали какие-то проблемы и трудности с коллективом. Но он обладал уникальным качеством правильно руководить. Был жизнерадостен и терпелив. Умел прощать обиды. Помимо того, что ставил оперные постановки в театре, он еще и проводил праздники республиканского и городского масштаба на стадионе, площади. Я видел весь подготовительный процесс, изнанку каждого торжественного мероприятия, поскольку меня всегда брали с собой. Видимо, когда пришло время определиться с профессией, это и повлияло на мое решение. Привили нам и любовь к демонстрациям. Творческие люди с хорошим чувством юмора и замечательными голосами собирались в доброй дружественной обстановке, общались, шутили и просто прекрасно проводили время. До сих пор приятно об этом вспоминать. В 77-ом мне исполнилось 11 лет. И тот год омрачило одно печальное событие – Владимир Васильев ушел из жизни…

Только культурное общество может стать богатым

- Владимир Яковлевич целенаправленно работал для того, чтобы обогащать культурную жизнь соотечественников. Сегодня культура отошла на второй план. Не обидно?.. - Есть такое выражение: «Только культурное общество может быть богатым». Все наши беды оттого, что зацикливаемся на материальном благосостоянии, практически не придавая значения образованию и воспитанию. Раньше школьники регулярно посещали театр. Плохо ли хорошо, но работа в этом направлении велась. Сегодня никто не хочет приучать молодежь к высокому искусству. Однако жить только сегодняшним днем глупо. Нужно думать о будущем, выводить страну на международный уровень. Но поскольку средств на это у нас не хватает, следует в буквальном смысле молиться на спортсменов и деятелей культуры, которые выезжают за пределы республики и прославляют Кыргызстан.

Я хочу сказать: параллельно социальной жизни всегда должна быть и культурная, чтобы самим больше не пришлось краснеть перед известными зарубежными деятелями культуры. Разве нам было приятно, когда известная российская балерина Анастасия Волочкова отозвалась об условиях в столичном академическом театре так: «На этой сцене не то, что танцевать, ходить опасно!». Быть может, государству уже стоит подумать о том, как привлечь к решению таких насущных проблем спонсоров и меценатов?..

НАША СПРАВКА

Будущий талантливый режиссер появился на свет в семье обыкновенного питерского рабочего в 1907 году. Решив связать свою жизнь с искусством, он несколько лет «прослужил» в московском Ленинском театре рабочей молодежи. А в 34-ом году, получив диплом об окончании института театрального искусства им. Луначарского, молодой специалист поехал по направлению во Фрунзе. В Киргизский театр оперы и балета Владимир Васильев пришел в 1937 году. Здание театра, как и само искусство, тогда еще только формировалось. Между прочим, Васильев лично участвовал в строительстве театра. Первые постановки талантливого режиссера «Ай-Чурек», «Аджал Ордуна», «Манас», «Токтогул» со временем вошли в золотой фонд киргизской национальной оперы. За треть столетия работы в театре Владимир Яковлевич поставил 53 оперы и концерта. Среди них такие великие творения, как «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Травиата», «Риголетто», «Флория Тоска». За свой вклад в отечественное искусство Васильев получил звание народного артиста Киргизской ССР, был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд» в годы ВОВ. Умер Владимир Яковлевич на 70-ом году жизни после тяжелой и продолжительной болезни.