Кыргызстан
+15°
Boom metrics
Сегодня:
27 сентября 2006 22:00

ЧП в «Манасе»: могли погибнуть сотни людей

Самолет президента Кыргызстана столкнулся с военным американским судном
Источник:kp.kg

Самолет президента Кыргызстана столкнулся с военным американским судном

26 сентября в 20.07 в бишкекском аэропорту «Манас» произошло столкновение двух воздушных судов на взлетно-посадочной полосе: самолета Ту-154, принадлежащего авиакомпании «Кыргызстан» и выполнявшего внутренний рейс Бишкек – Ош, и самолета-топливозаправщика KC-135 Stratotanker Военно-воздушных сил США.

– Самолет KC-135 в 20.05 произвел посадку на взлетно-посадочную полосу и освобождал ее, уходя на рулежную дорожку, – сообщил 27 сентября журналистам министр транспорта и коммуникаций Кыргызстана Нурлан Сулайманов. – В это время с разрешения диспетчера управления воздушным движением самолет Ту-154 занял полосу с указанием взлета по команде. Диспетчер после выдачи указаний экипажу КС-135 освободить полосу и ждать на рулежной дорожке разрешил экипажу самолета ТУ-154 взлет. Из-за естественной неровности полосы и ночных условий экипаж самолета Ту-154 не смог увидеть находящийся еще на полосе самолет КС-135, который производил выруливание. По нашей информации, столкновение произошло в момент отрыва самолета от земли. Как сообщил чиновник, экипаж после взлета и обнаружения повреждения части конструкции крыла принял решение об аварийной посадке в аэропорту «Манас». У самолета КС-135 после удара и возникшего возгорания пострадали первый двигатель и часть левого крыла. К счастью, пожар удалось потушить оперативно.

Пострадавших из 52 пассажиров и 9 членов экипажа Ту-154 и 3 пилотов КС-135 нет.

Как отмечают специалисты, избежать человеческих жертв удалось лишь благодаря четким действиям командира экипажа Ту-154 Александра Березенцева, летчика первого класса, налетавшего 10 300 часов.

Отметим, что пострадавший Ту-154 – единственное в республике судно такого класса. Борт нередко фрахтуется для президента Кыргызстана Курманбека Бакиева для совершения международных перелетов. На чем глава республики будет летать в ближайшее время, Сулайманов затруднился ответить.

Пока кыргызские чиновники отказываются давать дополнительную информацию, ссылаясь на работу рабочей и правительственной комиссий, созданных после инцидента.

Однако источник в Департаменте гражданской авиации Кыргызстана признался, что количество жертв могло бы исчисляться сотнями, если бы произошло возгорание топлива, – здание аэровокзала, где в это время могло находиться до тысячи человек, было в радиусе возможного взрыва.

– У пассажиров был настоящий шок. Ведь мы могли все погибнуть… – такое скупое сообщение оставил на одном из кыргызских форумов пользователь Мурат.

В то же время на форуме сайта avia.ru пользователь, назвавший себя Александр П., 2-й пилот Ту-154, так описал аварию:

– В момент происшествия я находился в аэропорту «Манас» на стоянке и с экипажем проводил предполетный осмотр. В 20.07 по местному времени дозаправщик КС-135 совершил посадку и начал выруливать с полосы, в это время Ту-154 рулил обратным курсом по полосе, чтобы развернуться в кармане полосы и взлететь. Итак, Ту-154 разворачивается на 180 градусов и готовится к взлету. В это время КС-135 начинает съезжать с полосы на РД и докладывает диспетчеру старта об освобождении взлетно-посадочной полосы (хотя по сути съехала пока только кабина этой многотонной махины!), после чего диспетчер старта дает добро на взлет кыргызскому борту. Обращаю внимание на то, что полоса в «Манасе» – 4200 м и происходило это уже в темное время суток, экипаж Ту-154 никак не мог бы увидеть КС-135 в ярком освещении ОВИ на расстоянии более 3000 м. Но полсамолета было еще на полосе (!!!). Ту-154 разгоняется и видит уже хвостовое оперение КС-135. Оторвав переднюю ногу, Ту-154, похоже, дал правую ногу (так нам показалось, когда у него появилось правое скольжение), чтобы отвернуть от КС-135, но столкновение произошло все-таки, и «Туполев» левой плоскостью крыла срезал танкеру киль, после чего было видно, как у кыргызского борта отвалилась часть левой плоскости, а танкер начал гореть. Нам невооруженным глазом было видно, что после отрыва у Ту-154 не было достаточно большой части левой плоскости крыла (как потом сообщили, 2 м 30 см)! И тут, обращаю внимание, кыргызский борт не делал круг, чтобы сесть, а после взлета, развернувшись на 180 градусов, сел. И все это произошло за каких -то несколько секунд. Элероны у «Туполева» были сильно повреждены или вообще отсутствовали, но те, кто летал или знает Ту-154, не даст соврать, что создавать крен можно на этой машине и интерцепторами, чем, я думаю, воспользовался кыргызский экипаж. Все, слава богу, закончилось благополучно, а мы все эти минуты, затаив дыхание, наблюдали, как кыргызский экипаж боролся за жизнь...

Кыргызский МИД направил ноту в Посольство США с просьбой предоставить необходимое разъяснение случившемуся и оказать содействие в выяснении причин аварии.