Кыргызстан
+18°
Boom metrics
Сегодня:

Итоги международной премии «Малая энергетика – большие достижения»

Рассказываем подробнее в эфире Радио «Комсомольская правда»

А.Челышев:

- 12 декабря в Москве состоялась торжественная церемония вручения 5-й юбилейной международной премии «Малая энергетика – большие достижения». На сегодняшний день это единственная не только в России, но и в мире награда, которая вручается компаниям, организациям, реализовавшим свои лучшие проекты в сфере малой распределенной и альтернативной энергетики, как в России, так и за рубежом. Премию учредила «Ассоциация малой энергетики Урала». В этом году премию поддержали и комитет Госдумы по энергетике, и министерство энергетики РФ, и бизнес-объединение «Деловая Россия». Торжественная церемония вручения главных наград – «Золотых молний» – состоялась в Торгово-промышленной палате и вызвала колоссальный интерес у компаний в отрасли. На церемонии вручения премии в столице России побывали представители 55 компаний финалистов из разных российских регионов и из ближнего зарубежья. О том, кому достались статуэтки «Золотая молния», как определялись победители, какие проекты удивили, порадовали, в чем организаторы премии видят ее миссию в дальнейшем, ну и главный, наверное, вопрос – каковы перспективы развития малой энергетики в России – об этом мы сегодня и поговорим с нашими гостями. В нашей студии организатор конкурса, президент «Ассоциации малой энергетики мУрала», директор группы компаний МКС, член генерального совета бизнес-объединения «Деловая Россия» Максим Загорнов. И директор компании «Перспектива», конкурсант премии, победитель в первой номинации «Лучший проект в области малой энергетики мощностью до 5 мегаватт», Алексей Парфентьев.

Максим Александрович, вот мы с вами в прошлый раз говорили о премии «Малая энергетики – большие достижения», вот уже декабрь и «Золотые молнии» вручены, естественно, наверное, нужно начать с того, кому они вручены – скажите несколько слов о победителях этого года.

М. Загорнов:

- Ну, сначала я бы немножко хотел конкретизировать саму малую энергетику, чем мы занимаемся, - буквально в двух цифрах. Сегодня малая энергетика – это порядка 17 гигаватт мощности электрической – это порядка 12% потребления в пике в России. То есть, цифра достаточно большая. Малая энергетика сегодня – это порядка 600-700 млн. евро годовой рынок. Поэтому достаточно условно можно сказать, что это малая энергетика, она занимает достойную нишу. И вот премия – это такое подведение итогов.

А.Челышев:

- То есть, получается, что малая энергетика не такая уж и малая, судя по цифрам. Тенденция к росту наблюдается?

М.Загорнов:

- Да. Причем, основные факторы, которые сегодня стимулируют развитие малой энергетики, это, конечно, рост тарифов. Потом, объекты в малой генерации значительно дешевле. В строительстве примерно в два раза, чем в большой энергетике, короче сроки окупаемости – порядка 3-5 лет. И, конечно, они могут обеспечить низкие тарифы для бизнеса. То есть, сегодня у нас минимальные тарифы, допустим, для собственной генерации это порядка полутора-двух рублей за киловатт. Поэтому все стимулы для развития есть и самое главное, что мы с нашими компаниями, формируя эту отрасль, развивая ее, создаем условия, работаем с естественными монополиями, работаем в сфере законодательства с комитетом Госдумы.

А.Челышев:

- Давайте вернемся к премии. Вот насколько активны были в этом году участники? Сколько их было, откуда они приехали?

М.Загорнов:

- В 2017 году у нас было рекордное количество заявок – 85 заявок. В финал мы выбрали 55 заявок, в финал вышли 55 конкурсантов. Комиссия у нас достаточно широкая – это эксперты бизнес-сообщества, представители федеральных и региональных органов государственной власти, ректоры и ученые профильных вузов страны. И впервые за историю проекта зарубежный эксперт у нас был – член Совета директоров Технопарка София Антиполис Доменик Фаш (Франция). Возглавлял наш экспертный совет первый заместитель председателя комитета энергетики Госдумы Сергей Яковлевич Есяков.

А.Челышев:

- Вы как-то говорили, что основная миссия премии это объединение всех основных игроков этого рынка, рынка распределенной генерации, для обмена опытом, для обмена технологиями, в целом для развития отрасли. Вообще, в принципе, эта миссия выполнима? И насколько вы приблизились к этой цели в рамках 5-й премии?

М.Загорнов:

- Конечно, у нас на рынке существует своя конкуренция и в рамках вот этой премии мы собрали все компании, конкурирующие между собой, то есть, это, знаете, как Олимпийские игры, когда все политические моменты отходят на второй план и собирается профессиональное сообщество, обсуждает достижения – и в этот раз действительно радовались за своих коллег, обменивались опытом, смотрели, у кого что лучше получается. И я считаю, что помимо обмена опытом, собирая вот эти наши лучшие компании, лучшие проекты, мы фактически формируем этот наш рынок распределенной генерации, улучшаем качественный продукт для потребителя, создаем лучшие проекты.

А.Челышев:

- Вы сказали, что шесть номинаций в этом году. Ключевые проекты – это как раз проекты по первой и второй номинации, потому что это и есть распределенная энергетика. А как бы вы расценили уровень реализации этих проектов в этом году?

М.Загорнов:

- Ну, за счет роста компетенций компании, которая занимается строительством объектов, сократилась стоимость таких объектов. Сегодня минимальная цена 500 евро за один киловатт мощности, то есть, это очень низкая цена. Для сравнения, в Индии, например, 650 евро, а у нас индийский рынок считается достаточно низкий по цене. Второй момент – сократились сроки запуска проектов. Сегодня сроки запуска проектов, собственно, генерации это порядка 8 месяцев. То есть, в большой энергетике объект запускается за 3,5 года в среднем.

А.Челышев:

- Кого-то отметили бы из тех, кто в этом году по первой и второй номинации был представлен?

М.Загорнов:

- Да, я хотел бы отметить проект Лыковская ГЭС в Орловской области – он интересен тем, что вложили порядка 200 млн. рублей в реализацию проекта и восстановили ГЭС. Она небольшая, конечно, по мощности, 1,3 мегаватт, тем не менее, хотел бы отметить, что у нас в России порядка 4 тысяч таких ГЭС в полуразрушенном состоянии и, если включить вот нашу энергетическую систему, то достаточно большой объем будет и финансов, и энергии.

А.Челышев:

- Мы поговорили с представителем компании «Тера Керма» - это председатель наблюдательного совета компании Александр Головашкин – именно эта компания представила на премию проект реконструкции Лыковской ГЭС в Орловской области, и вот что господин Головашкин нам рассказал о своем проекте.

А.Головашкин:

Проект осуществлялся в Орловской области, это гидроэлектростанции, которую построили в 50-х, а в 60-х она оказалась заброшена и находилась в очень плачевном состоянии. И мы взялись за нее и восстановили. Шесть лет назад мы построили в этом районе завод по производству керамики и стоимость электроэнергии существенно влияла на себестоимость товара, составляя до 30%. Мы искали способы удешевить продукцию и решили восстановить электростанцию. Проект нам понравился и теперь мы смотрим на другие заброшенные ГЭС, в том числе в Челябинской области, планируя продолжить восстановление заброшенных станций

А.Челышев:

Алексей Алексеевич, теперь вам хочу задать вопрос. Еще раз напомню, Алексей Парфентьев, победитель в первой номинации, директор челябинской компании «Перспектива», - расскажите о вашем объекте, который победил.

А.Парфентьев:

- Большое спасибо за то, что пригласили нас в студию, чтобы мы рассказали о себе, о компании, об объекте. Действительно, компания «Перспектива» имеет такое немного звучное название. Мы представлены в Челябинской области, на самом деле, у нас не один, а несколько объектов, суммарная мощность нашей компании по распределенной малой энергетике составляет около 50 мегаватт в час и примерно 350 мегаватт тепловой энергии. Мы работаем в той самой неблагодарной нише в Российской Федерации, мы работаем на ЖКХ. То есть, все наши объекты питают тепловой энергией населенные пункты, где есть жители, где есть проблемы в сетях, где есть сложности с системами теплоснабжения. Но как бы нам тяжело ни было, мы в действительности выражаем большое спасибо за то, что нас пригласили. Мы выставили на премию свой объект в поселке Октябрьский. Это достаточно удачное решение, которое реализовать помогали нам наши и испанские коллеги, и итальянские коллеги. То есть, достаточно удачная компоновка получилась. Это пиковая котельная с блоком генерации с выдачей электрической энергии в сеть в объеме 2 мегаватта и производство тепловой энергии в объеме 26 мегаватт для отопления жителей поселка, ну, пригорода города Челябинска, поселка Октябрьский, в объеме где-то примерно 50 тысяч гигакалорий.

А.Челышев:

- Максим Александрович, я попрошу вас назвать просто победителей во всех номинациях.

М.Загорнов:

- У нас шесть номинаций. В номинации до пяти мегаватт у нас победила компания «Перспектива», Россия, г. Челябинск. Номинация от 5 до 25 мегаватт у нас получается компания «Грин Техэнерджи», Россия, г. Москва. Третья номинация – альтернативная энергетика – Лыковская ГЭС. Четвертая номинация – инновационная разработка – победил научно-технический центр тонкопленочных технологий в энергетике, группа компаний «Хэвел», Россия, г. Новочебоксарск. Пятая номинация – инвестор – у нас победу одержал директор банка «Развитие Брикс», заместитель министра финансов Российской Федерации Сергей Анатольевич Старчак. И шестая номинация – за вклад в развитие отрасли – эту номинацию мы учредили общим решением и вручили ее за вклад в развитие отрасли заместителю председателя комитета энергетики Государственной Думы РФ Сергею Яковлевичу Есякову.

А.Челышев:

- Я хотел бы прямо сейчас послушать генерального директора компании «Гринтех энерджи», которая представила на премию проект мини-ГЭС для агрокомплекса Александра Петровича Зуева.

А.Зуев:

- Мы представляем энергоцентр для инновационного агрокомплекса, который расположен под Екатеринбургом. Порядка 26МВт — электрическая можность комплекса и 28 МВт тепловой мощности. Инновационность комплекса в том, что газопоршневые агрегаты вырабатывают так же углекислый газ для подпитки растений. Помимо всего прочего интегрирована система управления микроклиматом и досветкой всего тепличного комплекса. Она входит в состав поставки комплекта обрудования и позволит максимально эффективно использовать энергоцентр.

На мой взгляд это достаточно престижная премия в нашей отрасли и она позволит мне осветить вклад нашей компании в развитие энергоэффективной отрасли

А.Челышев:

Это был Александр Зуев, гендиректор компании «Гринтех энерджи», который стал одним из победителей премии «Малая энергетика – большие достижения» в 2017 году. А сейчас я бы хотел обратиться еще раз к Алексею Парфентьеву. Вот сейчас я попрошу вас, наверное, от лица всех участников, победителей ответить на вопрос о вашем впечатлении от участия в премии. Что для вас вообще эта награда и признание коллег? С одной стороны, вроде бы одна отрасль и одни цели, с другой стороны, конкуренция – никуда от нее не деться.

А.Парфентьев:

- Хотелось бы сказать следующее. Во-первых, отметить высокую организацию премии, высокий компетентный состав жюри, и хотелось бы немножечко с улыбкой сказать, что в споре рождается истина. И это самое важное, что есть в этой премии. Наша компания не первый год участвует в номинациях. В том году мы представляли проект 20-мегаваттной станции, но наши коллеги нас обошли, поэтому мы считаем, что именно суть премии в ее конкуренции – побеждает сильнейший.

А.Челышев:

- Я почему-то постоянно возвращаюсь к мысли о том, что и премия, и компании, которые принимали участие в борьбе за награды, это все, что называется такой бизнес с человеческим лицом, потому что точки приложения усилий таких компаний, например, как ваша или как ваша, они всегда создают новые условия для роста какой-то отдельной территории. Как правило, небольшой территории в нашей стране. Мне кажется, это и есть величие того, что малая энергетика России может дать. У нас страна большая, медвежьих углов, что называется, много, а когда в медвежьем углу появляется нечто, что может запитать энергией завод или другое какое-то производство, или объединение фермеров, то этот медвежий угол превращается в точку притяжения и людей, и семей, и технологий, и денег… А в чем вы, уважаемые господа, видите такую миссию малой распределенной генерации вообще в социально-экономическом развитии России, в историческом развитии России?

М.Загорнов:

- Ну, я хотел бы сказать, что сейчас поднят вопрос о том, что у нас выбывает достаточно большое количество генерирующих мощностей и об этом уже открыто говорят, в ближайшее время у нас будет такая энергетическая яма.

А.Челышев:

- Это из-за износа, да?

М.Загорнов:

- Да, из-за износа основного оборудования. А что такое для нас провал в энергетике? То есть, любая экономика также характеризуется объемом потребляемой электроэнергии. Если, скажем, у нас в стране начнется подъем, а мощностей электрических не будет хватать, то ни о каком развитии речь не идет и мы опять впадем в стагнацию… У нас будут ресурсы, будет финансирование, но не будет электроэнергии. Пока эти мощности новые построят, модернизируют, пройдет очень много времени. Поэтому в этом смысле именно для малого и среднего бизнеса, когда объемы небольшие по электропотреблению, как раз вот малая генерация сможет решить эти задачи. Я считаю, с нашей скоростью запусков объектов, с нашей стоимостью именно для малого и среднего бизнеса решение таких задач очень эффективно. Я думаю, мы позволим малому и среднему бизнесу в этой энергетической яме успешно развиваться.

А.Челышев:

- Нам бы в эту энергетическую яму не упасть…

А.Парфентьев:

- Ну, наша специфика несколько отличается от специфики компании, которые занимаются обеспечением, ресурсами какого-то отдельного производства. Мы работаем с людьми. Для нас важно то, чтобы люди получали качественную услугу. Чтобы не было проблем, чтобы всегда была летом горячая вода, чтобы не выключался свет. Когда мы приходим, у города появляется перспектива. План развития нашей компании – мы на сегодняшний день очень плотно развиваем вопрос, связанный с концессиями, когда государство дает возможность бизнесу заходить на территорию, привлекать туда технологии, умение, деньги, навыки, команду людей, которая готова оказывать населению качество. Но зачастую, когда мы приходим на территорию, с чем мы сталкиваемся? С хаосом. Ржавые трубы, отсутствие гидравлических режимов, отсутствие системы управления. И когда мы приходим на территорию, мы начинаем последовательно разбирать все эти вещи. Подпитка. Снятие гидравлических ограничений, ремонт труб. Потом появляется объект – приходит технология, приходит малая распределенная энергетика, которая позволяет котельной жить. И именно в этом есть смысл развития этого направления. Когда стоит крупная ТЭЦ, которую строят 3,5 года, которая приходит потом на территорию и говорит – извините, мы забыли, у нас оборудование подорожало – и происходит ситуация, что тариф растет. Но когда мы ограничены четко концессией, правилами игры, которые устанавливает государство, и у нас ограниченный рост, выигрываем мы. Мы выигрываем своими технологиями, своими малыми технологиями. Что такое 20 мегаватт? 20 мегаватт – это огромный живой организм. Это 74 километра проводов, это 5 километров трубы, это огромные двигателя и это огромная ответственность перед жителем… Он спрашивает две вещи – рост тарифа и качество услуги. И еще я хотел бы добавить, что все то, что мы делаем совместно с коллегами, с сообществом, в развитии малой энергетики, на самом деле, каждый находится в своей среде. Кто-то занимается с бизнесом, мы занимаемся с ЖКХ. Ну, наверное, у нас более гарантированный сбыт, но куча проблем. Поэтому я считаю, что такая премия необходима в государстве, потому что она вытягивает наиболее качественный показатель. Когда к нам на станцию приходят десятиклассники и смотрят на это чудо, я вижу, что в их глазах есть блеск, что они не пойдут куда-то на улицу, а они пойдут развиваться, потому что это сверхсовременное, высокотехнологичное оборудование для какого-нибудь маленького города, типа Касли, с населением 30 тысяч человек. В этом, наверное, наша задача, сообщества, что развитие малой энергетики, технологий позволит нам на самом деле победить разруху и сделать стабильным для человека, для потребителя ощущение гарантированного ресурса круглый год.

А.Челышев:

- Получается, запрос на малую энергетику в стране колоссальный. А есть что-то, что мешает малой энергетике развиваться? Барьеры, препоны – законодательные или какие бы то ни было иные…

М.Загорнов:

- Сегодня такие барьеры минимальны. С помощью нашей Государственной Думы и непосредственно Сергея Яковлевича Есякова мы активно участвуем в формировании вот этих законодательных инициатив, контролируем эту ситуацию. Конечно, есть желание у монополистов максимально формализировать нашу работу, писать кучу законов, подзаконов, чтобы мы занимались непосредственно вот этой бюрократией… Но я бы хотел отметить, что у нас сегодня достаточно либеральный рынок и в России такие условия сложились, которые не в каждой стране есть. У нас свободно можно продавать электрическую энергию – без всяких лицензий. Мы сейчас формируем розничный рынок. Таким образом мы пытаемся снизить стоимость электроэнергии для бизнеса.

А.Челышев:

- Максим Александрович, в завершение расскажите, пожалуйста, о планах премии – чего ждать нам в 2018-м, 2019-м году – какие у вас векторы развития?

М.Загорнов:

- Сейчас у нас увеличился спрос на объекты малой генерации, поэтому я так полагаю, что количество заявок на участие будет значительно больше. Количество участников мы, конечно, ограничиваем, потому что мы ограничены размерами зала. В этом году у нас было порядка 120 участников – это 55 компаний. Мы планируем в дальнейшем выходить по нашей премии на контакты с ассоциациями по энергетике Японии, Германии, брать у них интересные проекты, чтобы они также участвовали в нашей премии со своими проектами. Мы хотим обмениваться знаниями и с зарубежными компаниями, получать самые интересные разработки, которые есть в мире, и применять их у себя.

А.Челышев:

- Господа, спасибо вам большое, я желаю премии дальнейшего успеха, выхода на мировой уровень, ну а компаниям, которые будут свои проекты на премию выставлять, соответственно, расширения рынков, спроса и рождения новых технологических идей, которые позволят российскую энергетику, распределенную генерацию, альтернативную энергетику действительно на мировом уровне поддерживать.