Кыргызстан
+14°
Boom metrics
Сегодня:

Международная премия «Малая энергетика – большие достижения»

Зачем конкурирующие компании объединились вместе?
Международная премия «Малая энергетика – большие достижения»

Международная премия «Малая энергетика – большие достижения»

А. Арасланов:

- В студии Радио "Комсомольская правда" Антон Арасланов. Наш сегодняшний гость – Максим Загорнов, президент Ассоциации малой энергетики Урала, директор группы компаний МКС, член генерального совета бизнес-объединения «Деловая Россия». Максим Александрович, здравствуйте. 12 декабря в Москве пройдет церемония вручения 5-й юбилейной международной премии «Малая энергетика – большие достижения». Эта премия учреждена вот той самой Ассоциацией малой энергетики Урала, президентом которой и является наш уважаемый гость. Ее поддерживает Комитет энергетики Госдумы России, Минэнерго России и, естественно, бизнес-объединение «Деловая Россия». Максим Александрович, премия, которая предполагает конкуренцию, победителей, проигравших. И, получается, вы, как человек, непосредственно занятый в этой сфере, организуете премию для своих конкурентов. Зачем?

М. Загорнов:

- Ну, хотелось отметить, что, конечно, у нас очень такая жесткая конкуренция на этом рынке с нашими конкурентами происходит. Сейчас выделились достаточно профессиональные игроки на рынке. Но все же я считаю, что основная наша совместная цель – это развитие этого рынка, создание этого рынка, вот. И поэтому, конечно, в этом плане лично я считаю, что мы больше получим от сотрудничества, нежели, допустим, от соперничества, развивая этот рынок. И также получат наши потребители. Поэтому это выглядит необычно, что мы…

А. Арасланов:

- Ну, мягко говоря.

М. Загорнов:

- …объединяемся, да, с нашими конкурентами. Мы их приглашаем на участие в конкурсе. Они получают награды. Мы, конечно, тоже какие-то награды завоевываем. Но в целом самое главное – мы этот рынок формируем вместе с ними. Почему нам нужно сейчас вместе объединяться, во-первых, у нас много задач общих, которые мы должны решать по отношению к нашим естественным монополиям, задач, с нашим законодательством связанных. Поэтому, конечно, нужно себя преодолеть, сделать усилие над собой, и, объединившись, мы тогда от имени некоммерческой организации – Ассоциации – можем уже влиять и на определенные законодательные инициативы. Потому что наши участники являются и экспертами во многих комитетах, мы, соответственно, можем влиять на развитие отношений с естественными монополиями на местах. Это связано с тем, что уже такое объединение, как Ассоциация, в которую входят много компаний, вот наша ассоциация уже больше…

А. Арасланов:

- Ну да, уже и отношение совершенно другое.

М. Загорнов:

- Да, больше трех тысяч человек, да, совсем другое отношение. Конечно, нас тогда уже видят на этом рынке.

А. Арасланов:

- Из каких стран, из каких регионов, каких городов вот в этом году будут участники?

М. Загорнов:

- Количество участников – больше двухсот ежегодно. И премия носит международный характер. И страны совершенно различные. То есть это и Германия, Австрия, Италия у нас присутствуют, Япония, участник – Польша, страны Балтики, Казахстан, конечно, страны СНГ. Ну, ряд африканских стран – Сьерра-Леоне у нас приезжали со своими проектами тоже по энергетике. Эта премия прежде всего уникальна тем, что на сегодняшний день, ну, я пока не знаю таких, подобных премий в мире, которые бы существовали. Интересно то, что эта инициатива она появилась снизу, она родилась, ну, по инициативе нашей ассоциации, нашей отрасли. Я считаю, вот в этом плане она именно уникальна, потому что на деньги ассоциации мы, в общем-то, без чьей-либо поддержки сами это все создаем и развиваем.

А. Арасланов:

- Ну, вы назвали Германию, Японию, да, как минимум, две страны, к которым, ну на таком житейском, бытовом уровне привыкли относиться как к странам с очень развитыми технологиями. Во многих сферах, да, сейчас не будем перечислять, в это углубляться. И тут вдруг премия в России, которая, как вы справедливо отметили, снизу, да, появилась, приезжают представители этих стран. Это значит, что нам есть что предложить? Или им интересно в этом участвовать? Если да, то почему?

М. Загорнов:

- На сегодняшний день…

А. Арасланов:

- Ну, в отношении, да, малой энергетики.

М. Загорнов:

- Да, конечно, у них на сегодняшний день пока технологически они находятся впереди. Это касаемо двигателей. Двигателей и электроники. А то, что касается инжиниринга, например, мы нисколько не уступаем этим странам. У нас очень сейчас компании стали профессиональные в нашем рынке, делают очень качественные инжиниринговые инсталляции оборудования, пакетируют, собирают

А. Арасланов:

- Вот если бы вас 13-летний школьник попросил бы объяснить: малая энергетика – что это такое и где это применяется? – как бы вы ему объяснили?

М. Загорнов:

- Я бы ответил, что малая энергетика – это электростанция фактически у тебя дома. Вот это малая энергетика. Когда соответственно электроэнергия поступает от источника, который расположен непосредственно у потребителя, может стоять во дворе, может быть на крыше в виде солнечных батарей, это может быть ветростанция. Вот это вот и есть малая энергетика. И со всеми плюсами этой малой энергетики, соответственно, это электроэнергия у потребителя.

А. Арасланов:

- Если возвращаться к премии, да, и опять же, нашим радиослушателям напомню, что 12 декабря в Москве проходит торжественная церемония вручения 5-й международной премии, да, здесь мы каждый раз делаем акцент, «Малая энергетика – большие достижения», так она называется, то у вас в этом году появилась номинация «Инвестор года в энергетике». Зачем и с чего вдруг она появилась?

М. Загорнов:

- Ну, в связи с развитием распределенной генерации формируется рынок продажи электроэнергии. Я бы вообще отметил, что вот сегодня в России достаточно либеральное законодательство в отношении энергетики. То есть у нас одна из немногих стран, где можно достаточно свободно по простому договору купли-продажи продавать электроэнергию соседу. То есть во многих странах такого нет. Там определенные… скажем, очень много барьеров. То есть, и у нас такая возможность…

А. Арасланов:

- В первую очередь бюрократических? Законы, да?

М. Загорнов:

- Где-то бюрократических.

А. Арасланов:

- И пытается государство монополизировать.

М. Загорнов:

- В Китае, например, это вообще запрещено. Там только китайская государственная компания покупает всю электроэнергию, она же продает. То есть централизованное распределение. А в других странах очень много законодательных моментов, то есть связанных с бюрократией, ну, в европейских странах, там не все так просто. Вот, а я у нас сложилась такая уникальная ситуация, что фактически по обычному договору купли-продажи можно электроэнергию произвести и продать как товар. Единственное, что у нас сегодня сложность пока не решена, это с сетями по передаче электроэнергии. Я не могу ее передать далеко, эту электроэнергию, то есть тогда у меня там затраты будут приличные. А соседу – без проблем. Поэтому у нас сегодня формируется рынок распределенной генерации, розничный рынок. И предполагают, что этот розничный рынок – это как раз будет тот инструмент, который позволит снизить стоимость электроэнергии для потребителя. Ну, пускай не в два раза, там, не в три, конечно, нужно, чтобы окупились вложенные средства. Но хотя бы на 10, на 15 копеек эта электроэнергия будет обязательно дешевле, чем та электроэнергия, которая сегодня существует на рынке для потребителя конечного. И так как у нас формируется этот рынок, у нас заключаются энергосервисные договора по продаже электрической и тепловой энергии. И, соответственно, у нас появляются инвесторы, которые вкладывают деньги в этот бизнес. Поэтому этот бизнес очень высокорентабельный Окупаемость по таким проектам, ну, составляет от 3 до 5 лет, ну, а для иностранцев 5 лет – это вообще просто фантастика, то есть, да, да.

А. Арасланов:

Давайте заглянем лет на 15-20 хотя бы вперед. Вот перспективы малой энергетики в России, в нашей стране, насколько вы так оптимистично на них смотрите?

М. Загорнов:

- Самое главное, что современный уровень развития систем управления, электроники, он позволяет строить объекты малой генерации намного выгоднее, чем объекты большой генерации. Для сравнения скажу, что объекты малой генерации за 1 киловатт мощности затраты составляют 600 примерно евро, а объекты большой генерации – порядка 1200, то есть в два раза дороже крупные станции стоят, чем малая генерация, да. Вот уже в сравнении. Себестоимость производства электроэнергии – там буквально на 10 % выше, чем на большой станции, вот. Но очень важный момент, что эту станцию – малую электростанцию – можно поставить непосредственно у потребителя и сэкономить большие средства на транспортировке электроэнергии. Вот. И поэтому исчезают вот эти вот посредники, за счет этого получается вот высокая рентабельность реализации этого проекта. Важно, что повышается надежность электроснабжения, решаются вообще вопросы по быстрому запуску объектов. Потому что сегодня получение этих условий от сетевой компании – это порядка 2 лет. А собственную генерацию можно запустить за 8 месяцев, достаточно быстро. И наращивать эту мощность. Поэтому сегодня в плане энергообеспечения объектов это более выигрышная тема, именно с распределенной генерацией. Но отмечу, отмечу, что, конечно, она не может самостоятельно работать. Вся вот эта генерация она должна работать в параллельном режиме. Это наиболее экономичный, выгодный режим для распределенной генерации.

По поводу перспективы развития, я думаю, будет разукрупнение, то же самое, на примере, то, что произошло с компьютерами. То есть раньше вот был один мощный компьютер, там стоял, обслуживал какой-то институт, например, там, группу потребителей, да. А пришло все к тому, что такой же мощности у каждого телефон, как этот суперкомпьютер, в кармане находится. И все объединены вот эти вот микросистемы в единую систему, в единую сеть. Поэтому я вижу, что будет разукрупнение. Дальнейший прорыв, я думаю, будет связан с тем, что появятся сейчас новые накопители электроэнергии, ну, новые аккумуляторы, значит, которые будут с низкой себестоимостью. И это позволит уже по-другому взглянуть на альтернативную энергетику возобновляемую. Скажем, та же самая солнечная энергетика, ветровая – она получит новую жизнь. То есть она станет актуальной. Потому что там основная была проблема с солнечной и ветровой, что ее невозможно накапливать. Как только эта проблема будет решена, я думаю, это будет сдвиг в нашей отрасли произойдет.

А по поводу самого топлива, то есть какая это будет энергетика, я думаю, конечно, перспектива сейчас на ближайшее время, может быть, 20 лет, это за газовой энергетикой. Год назад китайцы объявили о том, что они сумели создать технологию добычи гидратируемого газа, то есть тот газ, который находится на дне океана. И, если они это смогут, там запасы просто огромные, не ограниченные. Китайцы обещают, что через два года они рынок просто этим газом зальют. И тогда, конечно, я думаю, ближайшие 20 лет у нас вся энергетика будет газовая.

По поводу ядерной энергетики, я думаю, она постепенно уйдет в прошлое. В дальнейшем, я думаю, в 30-х, может быть, 40-х годах все-таки ситуацию доведут до конца, к самой термоядерной энергетике, то есть, и уже появятся новые, новые типы станций, новые. И, может быть, со временем, конечно, уже перейдут на другой вид топлива. Там, дейтерий, там, например, тяжелую воду. Но это лет через 50. Вот такое мое видение развития.

А. Арасланов:

- Ну, слава богу, у нас будет возможность проверить, насколько ваш прогноз оправдается или нет.

М. Загорнов:

- Если встретимся с вами лет через 50.

А. Арасланов:

- Спасибо вам большое. Максим Загорнов, президент Ассоциации малой энергетики Урала, был сегодня у нас в гостях, директор группы компания МКС, член генерального совета бизнес-объединения «Деловая Россия». А я напоминаю, что 12 декабря в Москве проходит торжественная церемония вручения 5-й международной премии «Малая энергетика и большие достижения». И я желаю вам, чтобы все успешно прошло.

М. Загорнов:

- Большое спасибо. Спасибо.

А. Арасланов:

- Спасибо, что были с нами.