Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+6°
Boom metrics
Новости1 июля 2012 17:32

Пьяных бродяг в Петербурге кладут в палаты к обычным больным

ЧП со смертями в Елизаветинской больнице вызвали дискуссии о возрождении вытрезвителей
Источник:kp.ru

Скандал в кабинетах

Раньше пьяными бездомными больными занимались вытрезвители при структуре МВД. Затем их упразднили. И таких людей стали отвозить в дежурные медучреждения. Вот только в последнее время случаи с избиением асоциальных пациентов в больницах стали повторяться все чаще и чаще. Врачи жалуются на переполненность, а правозащитники склонны видеть в этом жестокость и безразличие медперсонала.

Сейчас бездомных принимают все учреждения, дежурящие по экстренной помощи. Как правило, это больницы-тысячники: Мариинская, Елизаветинская, НИИ скорой помощи.

- Они такие же люди, как все, - пояснили в Комитете по здравоохранению. - Единственное, где-то разделяют потоки обычных и бездомных пациентов в приемном покое. Затем их моют, приводят в порядок и потом уже в принципе могут положить в общую палату с больными. Отдельных палат ни в одной больнице для этих целей не предусмотрено.

Разгар рабочего дня, на часах полдень. Третья городская больница, она же Елизаветинская. По пандусу неспешно идут пациенты. В самой клинике, ставшей в последнее время печально известной из-за серии скандалов с якобы избиением и смертью больных, никакого ажиотажа. Ни лежащих в коридоре, ни «ужасающих условий» в палатах, в общем, всех тех страшилок, о которых пишут на форумах недовольные качеством обслуживания в «третьей истребительной», как ее за глаза называют в народе. Даже какое-то странное затишье.

Впрочем, буря уже прошла - город давно облетела весть об увольнении главного врача больницы Бориса Тайца. Спровоцировали отставку сами медики: опубликовали на сайте официальное письмо с жалобами на дискредитацию клиники некими злопыхателями, желающими отправить Тайца в отставку. Впрочем, в самом учреждении, как и в Комитете по здравоохранению, новость об увольнении опровергают. По их словам, Тайц всего лишь на больничном.

Психологический фактор?

На записи с камеры наблюдения два медбрата. Один тычет в изможденного палкой, раздевает догола. Выходит из помещения, затем возвращается, пинает беспомощно лежащего на полу человека ногой, смотрит, как тот ползает перед ним на коленях. По версии санитаров, пациент умер после падения с каталки - ударился головой о кафель, когда его собирались вести на осмотр.

История стала столь громкой, потому что случай не первый: при схожих обстоятельствах 13 февраля 2009 года в Елизаветинской больнице погиб другой бездомный. Вот сухая сводка из материалов того дела: «Находясь в санитарной комнате, медицинский брат Юрков и санитар Шакуров жестоко избили пациента, нанеся ему многочисленные удары кулаками и обутыми ногами в область головы, груди и живота, в результате чего он скончался от полученных телесных повреждений».

Позднее Следственный комитет подтвердил: и в 2011 году в больнице тоже применяли к пациентам физическое воздействие. В начале мая этого года санитаров все-таки уволили по соглашению сторон. Возбудили уголовное дело. Но действительно ли в больнице Святой Елизаветы, как в фильмах ужасов, зверствует персонал, который оттачивает свои садистские приемы на беспомощных людях? Или все же есть рациональные объяснения? Может быть, медбратья подобно надзирателям испытывают психологический эффект от притеснения жертвы?

Игры по ролям

В Америке в начале семидесятых провели так называемый Стенфордский тюремный эксперимент, который исследовал реакцию человека на ограничение свободы, условия тюремной жизни и влияние навязанной социальной роли на поведение.

Добровольцы играли роли охранников и заключенных и жили в условной тюрьме. Подопытные быстро приспособились к своим ролям и, вопреки ожиданиям, стали возникать по-настоящему опасные ситуации. В каждом третьем охраннике обнаружились садистские наклонности, а заключенные были сильно морально травмированы. Эксперимент быстро вышел из-под контроля.

- Что касается палок, которыми санитары тыкают таких больных, - вы бы посмотрели, в каком состоянии их привозят, - сокрушается заведующий отделением экстренной помощи больницы Святой Елизаветы Андрей Кунаев. - Они это делают, чтобы растормошить человека, чтобы его переодеть и отмыть. Он в неадекватном состоянии, пьяный. Если присмотреться, такой больной шевелится от вшей. Когда убираешь после них, под ногами хрустит - это вши взрываются.

Таких пациентов в Елизаветинскую больницу за сутки поступает около сорока человек.

- Когда существовали вытрезвители, их, бывало, в полицейском участке избивали и все равно везли в больницы. Наше медучреждение первое, которое разделило потоки - бомжей и обычных пациентов, - сказал Кунаев.

Санитарный голод

По мнению врача, больниц в городе критически мало, нужно срочно строить новые.

- К нам в день привозят около 250 больных, хотя рассчитана клиника на 1050 коек. Вот и посчитайте, за какое время она переполнится. Отработать неделю и закрываться, - нервничает доктор.

- Комитет по здравоохранению, видимо, не сильно этим озабочен. Калининский, Выборгский, Приморский, Петроградский районы - всех больных по «скорой» везут к нам, - прервал беседу взволнованный голос: это в кабинет ворвался хирург. - Нам нужны санитары на отделение. Пятнадцать пациентов не может один человек обслуживать!

- Господа хорошие, но у меня только один по штату, - простонал Кунаев.

- Ну давайте закрываться тогда! У нас четыре кровотечения! - взволнованно продолжал хирург. - Один в операционную едет.

- Ваши предложения?

- Я не являюсь заведующим отделением этой больницы. Одна санитарка бегает на четыре кровотечения. Давайте что-то делать или надо закрываться!

- Вот видите, - вздохнул Кунаев. - Санитаров просто нет. Работать некому. У нас суточная работа, текучка. Придут, вроде трудиться хотят, затем увольняются. По штату на хирургическую смотровую один санитар. Это семь-восемь тысяч в месяц за восемь суток. Работа очень тяжелая, никто на нее не идет. Но народ в санитары с улицы не берем, всех поверяем. Один из медбратьев, которые засветились в последнем ролике, работал фельдшером на скорой помощи два года, никаких нареканий к нему не было. Не знаю, что произошло.

Справедливости ради отметим, что, пообщавшись с несколькими пациентами, «Комсомолка» не встретила ни одного, который бы с недовольством отзывался о больнице.

Даешь вытрезвители

В петербургском Комитете по здравоохранению идею возродить специальные учреждения для перебравших горячо поддерживают.

- В больницах надо лечить, а не превращать их в вытрезвители. Однако часто под маской алкогольного опьянения может протекать тяжелое заболевание или травма, - прокомментировала пресс-секретарь комитета Евгения Семенова.

- Елизаветинская больница принимает много пациентов, но надо учитывать и сезонный фактор. Сейчас, например, пик сезона, - сообщили в Комздраве. - Кроме того, в стационарах проводят ремонты, оснащают оборудованием. Это тоже влияет на переполненность. Что касается новых больниц, их, может, и не хватает, но город старается открывать новые медицинские учреждения, хоть это и очень затратно. К примеру, год назад открылся онкологический центр в поселке Песочном, он строился с 1989 года. Скоро откроем новую инфекционную больницу.

Депутаты Законодательного собрания Ленинградской области недавно предложили возродить вытрезвители, возложив их функции на наркологические диспансеры. Либо создать в обычных клиниках отдельные места для неадекватных пациентов. - В результате реформы из ведения органов внутренних дел исчезло это направление и его финансирование. Решение о ликвидации медвытрезвителей в результате создало дополнительную нагрузку на систему здравоохранения. Реформа привела к обратному эффекту: нарушению прав и законных интересов медицинских работников и обычных пациентов, - заявили депутаты.

ПОДРОБНОСТИ

Не первый раз

Скандал в Елизаветинской начался с эпизодов 2010 и 2011 годов: смерти бездомных, попавших по «скорой» в больницу и якобы избитых санитарами медучреждения.

Второй случай получил самую широкую огласку: пьяный бродяга по фамилии Трофимов оказался в больнице 18 ноября 2011 года с ушибом грудной клетки. А вскоре он умер от закрытой черепно-мозговой травмы.

Трофимов лежал в блоке экзогенной интоксикации, где медбратья Волков и Залюбовский должны были его вымыть, продезинфицировать, а затем передать врачам. После процедур больного доставили в реанимацию, где он скончался через несколько дней. Скорее всего, эта история так и осталась бы без огласки - ну сколько бездомных ежедневно безвестно гибнет на городских улицах? Общество относится к этому со зверским и циничным спокойствием: одним меньше - чище воздух. Однако через пять месяцев, 24 апреля, видео оказалось в Интернете.

- Странно, что спустя столько времени, - рассуждают в кулуарах сотрудники Елизаветинской больницы. - Мы предоставили видеозапись следователям зимой, а потом, почти через полгода, оно вдруг появилось на одном небезызвестном городском сайте. Видимо, хорошо заплатили. Вот только зачем? Такое ощущение, что был заказ.

Кстати, почти все медики отказываются общаться с прессой или называть свои имена. Видимо, боятся, что их оболгут или накажет начальство.

КОМПЕТЕНТНО

Доцент факультета психологии СПбГУ Светлана БОГДАНОВА:

- Действительно, так называемый Стенфордский эксперимент можно брать за основу. Поведение человека может меняться под влиянием окружения и окружающих факторов. Есть благотворительные и церковные медицинские объединения, помогающие бездомным или наркоманам. Там люди оказывают помощь, относятся к ситуации и к зависимым от них больным не так, как позволяют себе относиться обычные люди, привыкшие к чистоте, порядку и пренебрегающие добротой и снисхождением. Социальное окружение может влиять на человека так, что он обретает формы поведения, не свойственные даже его природе.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Депутат ЗакСа Константин СМИРНОВ:

- Моя гражданская позиция - вытрезвители, конечно, должны быть под МВД. Больницы перегружены реальными больными. Среди алкоголиков, пьяниц и других подобных лиц много людей с различными неадекватными реакциями поведения. В стационарах нет достаточного количества санитаров, которые будут за этим следить. Бродяги представляют угрозу не только для себе, но и для пациентов. То, как это было организовано при МВД, - обоснованно. Новая практика не оправдывает себя. На ближайшей фракции подниму этот вопрос и будем инициировать поправки.

КОНКРЕТНО

Обычным людям не попасть

- Зачастую пьяных привозят в больницу, и лежать они там могут несколько дней рядом с обычными пациентами, - рассказал бывший врач Мариинской больницы. - На скорой помощи врачи напуганы, не хотят жалоб, да и жаловаться им особо некуда. После того как упразднили вытрезвители, пьяных стали привозить в больницы. В первую очередь это касается таких учреждений экстренной помощи, как Елизаветинская. В Мариинку тоже отправляют. Особенно много бомжей поступает зимой, куда их девать? Они почти все обмороженные. После лечения не выкинешь же на улицу. Жалко. В итоге в больницах большой перегруз, обычные люди туда попадают с трудом. Раньше пьяными занимались вытрезвители, полиция. Теперь медики.

Наш собеседник заверил, что помощь врачи оказывают всем без исключения. Точно так же ведут историю болезни, назначают лечение.