Кыргызстан
+22°
Boom metrics
Сегодня:
Общество23 сентября 2021 9:32

Эксперт - о предложении закрыть сервис такси в Кыргызстане: Всегда можно попытаться заблокировать, но лучше договориться

Депутаты считают, что «Яндекс.Такси» зарабатывает миллионы, а налоги не платит. Что ответили в компании? И каково экспертное мнение на этот счет?
Агрегатор сотрудничает с местными таксопарками-партнерами, водители которых выполняют заказы с помощью специального приложения.

Агрегатор сотрудничает с местными таксопарками-партнерами, водители которых выполняют заказы с помощью специального приложения.

Фото: Иван МАКЕЕВ

КТО МОЖЕТ ВЫИГРАТЬ, А КТО - ПОТЕРЯТЬ

Популярный сервис-агрегатор «Яндекс.Такси», который помогает связаться с водителем службы перевозчика напрямую, не обращаясь при этом к диспетчеру, намедни обсуждали в парламенте Кыргызстана. Недовольство двух парламентариев - депутата от фракции «Республика - Ата-Журт» Акыла Кемелова и его коллеги-«бирболовца» Улугбека Ормонова - в целом сводилось к тому, что «получая в Кыргызстане миллионную прибыль, компания не платит налоги».

По мнению нардепов, если сервис не откроет в Кыргызстане свое представительство и не будет платить налоги, его нужно закрыть. Государство от такого решения убытков не понесет, заявил Кемелов.

- С уходом такого игрока с рынка, прежде всего, потеряют потребители. «Яндекс» знает и умеет удобно предоставлять услуги для всех участвующих в цепочке. Это кажется мелочью с точки зрения старой школы бизнеса, но в новом цифровом мире это важно. Кроме того, есть надежда, что «Яндекс» введет весь спектр своих услуг и свою экосистему в стране. С другой стороны, возможным плюсом закрытия сервиса мог бы стать рост местных служб, но это не факт. Я помню приложения старых игроков, они были ужасно неудобными и недоработанными по сравнению с приложением «Яндекс», - говорит «Комсомолке» эксперт по цифровому развитию Тилек Ахматов.

А ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА?

Информационный онлайн-сервис, зарегистрированный в Нидерландах, в Кыргызстане заработал в 2017 году. Агрегатор сотрудничает с местными таксопарками-партнерами, водители которых выполняют заказы с помощью специального приложения. По этой схеме по закону должен уплачиваться 10%-ный налог на доходы нерезидента.

Комментируя претензии кыргызских парламентариев, в самой компании это подтвердили.

- «Яндекс Go» соответствует требованиям законодательства Кыргызской Республики. А налог на нерезидентов регулярно уплачивается с комиссии сервиса, о чем свидетельствует в том числе статистика Налоговой службы, - заявили там.

Депутаты парламента не единственные, кто выражал недовольство работой сервиса. В феврале этого года бишкекские таксисты устроили митинг против компании. В руках они держали плакаты с надписями «Яндекс, кетсин» («Яндекс, уходи»), а в числе основных требований было опять же обязать ее платить налоги.

Местным перевозчикам действительно есть о чем переживать. Новый сервис легко набрал клиентскую базу благодаря удобному мобильному приложению для заказа такси. Как только клиент заказывает машину, сервис передает заказ водителю, который сможет быстро приехать на место. На фоне нерасторопных местных служб, ожидание машин которых может затянуться до получаса и больше в час-пик, сервис выглядит в выигрышном свете.

При таком раскладе дел появляются вполне обоснованные опасения, что качественный международный сервис со временем вытеснит службы, работающие по старинке, и станет монополистом.

- Монополия - почти всегда зло для конечного потребителя, - продолжает Тилек Ахматов. - Так или иначе, вопрос требует взвешенного и всестороннего рассмотрения. Всегда можно попытаться заблокировать, но желательно стараться договориться. Это во-первых. Во-вторых, если решились на такой шаг, то его нужно будет применять ко всем, а не избирательно. Есть ведь Google, Amazon, Wildberries и так далее. В-третьих, нужно понимать, следует ли рассматривать протекционизм, а это открывает следующий вопрос: почему нет внутренних игроков, которые могли бы конкурировать?

По словам эксперта, есть также мнение, что государству легче обложить налогами крупного игрока, а не водителей-частников или таксопарки. Ведь «Яндекс» позиционирует себя как платформа-посредник, и таких аналогов раньше просто не было.

- Но если обложить налогами «Яндекс», они, скорее всего, переложат их на таксопарки и водителей, что в итоге неизбежно скажется на конечной стоимости услуг, которая и так сильно выросла вследствие роста цен на бензин. Как бы там ни было, решать этот вопрос нужно. Это ведь новая парадигма рыночных отношений, и к ним надо приспосабливаться, - заключает Тилек Ахматов.