Кыргызстан
+25°
Boom metrics
Сегодня:
Общество20 августа 2021 5:18

Взгляд со стороны: Как живут подопечные психиатрических больниц в Токмоке

Представители Наццентра по предупреждению пыток в Кыргызстане в сопровождении журналистов наведались с внезапной проверкой в два токмокских психдиспансера. О том, что увидели эксперты, читайте в нашем репортаже
Первый психдиспансер в Токмоке существует с 1989 года.

Первый психдиспансер в Токмоке существует с 1989 года.

Фото: Фото автора.

ЧЕРНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ДУШЕВНОБОЛЬНЫХ

Чужаков замечают сразу, стоит только пройти через ворота закрытого учреждения для мужчин с психическими расстройствами. Постояльцы сбиваются в маленькие стайки и следуют за нами по пятам. Другие с любопытством разглядывают гостей с балконов жилых корпусов через решетки.

Директор токмокского психоневрологического социального стационарного учреждения №1 Жумадыл Салиев потом мне расскажет: «Вот этот пациент по имени Каныбек* - мой помощник. Он мне сразу позвонил, когда вы пришли. Жумадыл Ражапович, говорит, к нам кто-то пришел. Ходят по территории, все осматривают, фотографируют. Я бросил все дела и бегом сюда».

И корпусы, и помещения соцучреждения не видели капитального ремонта.

И корпусы, и помещения соцучреждения не видели капитального ремонта.

Фото: Фото автора.

Не помешал бы не только ремонт, но и элементарная уборка.

Не помешал бы не только ремонт, но и элементарная уборка.

Фото: Фото автора.

Первый психдиспансер в Токмоке существует с 1989 года. Много видел руководителей на своем веку. А капитального ремонта не видел. Был черный полуголодный период для самих пациентов, когда человечное доброе отношение со стороны персонала оставалось за скобками. Это время захватил и нынешний руководитель Наццентра КР по предупреждению пыток Бакыт Рысбеков, для которого первая поездка сюда в 2014 году стала тяжелым моральным испытанием.

- На обед подавали жиденький суп с «паутинкой». Зачерпнешь ковшом, можно посчитать, сколько в нем плавает лапшичек. Пациенты врывались в столовую, жадно бросались на еду, трясясь, заталкивали в рот конфеты, которые по случаю нашего приезда по две штуки на человека выдала администрация. Сердце от увиденного разрывалось. А еще в одном из корпусов была установлена клетка, куда сажали людей в качестве наказания. После нашего приезда ее демонтировали, - вспоминает Бакыт Токталиевич.

В двух корпусах живут 263 человека, распределенные по семи отделениям в зависимости от тяжести заболевания и возраста.

В двух корпусах живут 263 человека, распределенные по семи отделениям в зависимости от тяжести заболевания и возраста.

Если сравнивать с теми временами, стало лучше, считает он. В первую очередь благодаря меценатам. Раньше пациенты спали на матрасах, брошенных на кирпичи. А теперь в каждой палате стоят новые кровати, купленные на грант правительства Японии. Поддерживает соцучреждение посольство Германии в КР. Общими усилиями установили в комнатах чугунные батареи взамен радиаторов (зимой теперь тепло), обновили кухонное и прачечное оборудование, закупили новый линолеум.

Сегодня директор психдиспансера опять в поисках спонсора. Еще бы котельную отремонтировать…

А ЧТО ГОСУДАРСТВО?

Из бюджета мужской психоневрологический диспансер получает в год 49 млн сомов. Сумма была бы приличная, если б работали все статьи. На деле деньги выделяются только на защищенные: питание, лекарства и зарплату персоналу.

К примеру, на питание каждого постояльца государство тратит 100 сомов в день, на лекарства - 12. Среди персонала (в штате 140 человек) самый маленький оклад у прачек - всего 4 тыс. сомов. Медики с учетом ставок получают в среднем 18 тысяч.

В двух корпусах живут 263 человека, распределенные по семи отделениям в зависимости от тяжести заболевания и возраста. В каждом есть комнаты отдыха, где можно посмотреть телевизор, и мастерские для проведения трудотерапии. Пациенты рисуют, изготавливают из войлока юрты.

Директор психдиспансера №1 демонстрирует творчество своих подопечных.

Директор психдиспансера №1 демонстрирует творчество своих подопечных.

Фото: Фото автора.

Пациенты рисуют, изготавливают поделки и даже лепят из глины.

Пациенты рисуют, изготавливают поделки и даже лепят из глины.

Фото: Фото автора.

Среди постояльцев есть даже выпускник Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. У Жаныбека* золотые руки. Лепит из глины. Жаль только, что администрация не догадалась выставлять поделки подопечных на продажу (и заработок был бы дополнительный!). Пока вся эта красота пылится в углу и на полках.

А лишней копейке и сами пациенты ведь были бы рады. Пособие от государства на каждого - всего 350 сомов. Шибко не разживешься. Сигареты, шоколадки да газировка - вот и все, чем могут побаловать себя постояльцы.

В токмокском психдиспансере Михаил* находится с 2009 года. Бывший спортсмен-силач попал в психиатрическую больницу после избиения. Сам он родом из Таласа. Там осталась его родня - мама и тетя.

- После того как меня перевели в Токмок, близких больше не видел и связь с ними потерял. Тут мне нормально. Только домой иногда все равно хочется, - признается он.

Статистика закрытого учреждения печальная. Всего 10% душевнобольных навещают родственники, приносят передачи, еду и одежду. В подавляющем большинстве случаев они не нужны никому. Здесь остаются до конца жизни.

ОБЕД ИЗ РЫБНЫХ КОНСЕРВОВ И СЛОМАННАЯ САНТЕХНИКА

- Это что же у вас тут кран не работает? А пациенты как умываются? - глава НЦПП с трудом открывает кран, на котором нет «барашка». Как и с общим состоянием палат, где проводят большую часть времени подопечные, с сантехникой в туалетах и столовой здесь беда.

- Так недавно сломался, - пытается оправдаться представитель администрации.

- Не правда, давно! - простодушно «сдает» начальство один из пациентов.

Мочалки и тазики в бане - общего пользования.

Мочалки и тазики в бане - общего пользования.

Фото: Фото автора.

При обходе эксперты центра насчитают еще немало нарушений. На кухне и в уборных антисанитария, провода не везде изолированы, в бане на длинной скамье почему-то стоят цветы в горшках, вьют гнезда птицы. Мочалки и тазики - общего пользования. Показать расписание приема банных процедур персонал не смог. Все на словах. Одни уверяют, что их подопечные моются каждую неделю, другие - раз в 10 дней. От пациентов тоже единодушного ответа не добиться. Кто-то подсчитал, что не ходил в баню уже две недели.

Сомнения у проверяющих есть и в соблюдении правил питания.

- В таких учреждениях меню должно утверждаться на два дня вперед. Мне кажется, пока мы стояли на улице, сотрудники составляли его впопыхах. Потом мы специально дождались обеда, чтобы посмотреть, как кормят людей. Судя по всему, строгого контроля над пациентами во время приема пищи нет. К примеру, я видел, как один из постояльцев забрал себе сразу две порции первого и второго, в то время как его сосед ел один хлеб, - отмечает эксперт отдела превентивных посещений НЦПП КР Калмалдин Жапаров.

Время обеда.

Время обеда.

Фото: Фото автора.

Кстати, на обед в день нашего приезда на первое подавали суп-лапшу с зажаркой, на второе - рис с консервированной рыбой.

- Очень трудно накормить человека на 100 сомов в день. Выживаем как можем, - сетует директор. - У нас и норма в предоставлении на каждого пациента 6,5 кв. метров не выдерживается. Скученность есть. Нужно строить дополнительный корпус. А государство ничем не может помочь…

На обед сегодня суп-лапша с зажаркой…

На обед сегодня суп-лапша с зажаркой…

Фото: Фото автора.

…и рис с дешевыми рыбными консервами.

…и рис с дешевыми рыбными консервами.

Фото: Фото автора.

Но устранить другие проблемы, на которые указала экспертная группа, администрации вполне по силам. Свои рекомендации сотрудники наццентра оформят в письменном виде и через какое-то время нагрянут с очередной внезапной проверкой.

- Если не исправят каждый из пунктов, составим акт и направим его в Минздравсоцразвития и органы прокуратуры для реагирования. Но обычно такие учреждения сразу прислушиваются к рекомендациям. Только в единичных случаях проигнорированные замечания включаются в ежегодный доклад наццентра и выносятся на рассмотрение парламента, который, заслушав отчет, принимает постановление для исполнения, - отмечает эксперт НЦПП КР по Бишкеку и Чуйской области Мирлан Жакыпов.

Психоневрологическое стационарное учреждение №2 в Токмоке было открыто в 1933 году.

Психоневрологическое стационарное учреждение №2 в Токмоке было открыто в 1933 году.

Фото: Фото автора.

ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ

От Первого психоневрологическое стационарное учреждение №2 в Токмоке отделяют 13 километров, разница в бюджете в несколько миллионов (причем в меньшую сторону) и пропасть в условиях, созданных для людей с инвалидностью. Попадая в него, словно оказываешься на территории ухоженного иссык-кульского пансионата, утопающего в зелени и невероятно красивых цветах. Заведует всем директор Бурул Туманова.

Территория утопает в зелени.

Территория утопает в зелени.

Фото: Фото автора.

В соцучреждении смешанного типа, открытом в 1933 году, содержатся 88 женщин и 128 мужчин, есть отделения для лежачих и ползающих больных. Детей переводят сюда после достижения 18 лет из Беловодского детского психоневрологического дома-интерната. Лежат здесь с тяжелыми диагнозами: умственной отсталостью, шизофренией, эпилепсией.

Без благотворителей тоже никуда. В прошлом году Кувейтский благотворительный фонд «Центр Ас-Сафа» построил для женщин новое современное здание. В сентябре этого года, также благодаря усилиям спонсоров, будет открыт новый корпус для мужчин. А еще частные меценаты возвели большую добротную баню. Не остаются в стороне и сами токмокчане. На праздники готовят плов и по-соседски угощают праздничным обедом постояльцев психиатрической больницы.

Общий бюджет, который государство выделяет на нужды этого спецучреждения, составляет 43 млн сомов. На питание в день уходит 110 сомов на человека, на лекарства - чуть больше 12. Средняя зарплата персонала (всего работают 100 человек) 8-10 тыс. сомов, что, конечно, ничтожно мало для такого тяжелого в моральном и физическом плане труда.

Кстати, с 1 июля в Кыргызстане медикам повысили зарплату. Медперсонал спецучреждения также попадает в эту категорию, однако здесь заработные платы остались на прежнем уровне. Наццентр по предупреждению пыток направит запрос в Минздравсоцразвития по всем соцучреждениям такого типа, чтобы выяснить, по какой причине медработники, ухаживающие за людьми с инвалидностью, не получили прибавку.

Но несмотря на тяжелый и малооплачиваемый труд, персонал на судьбу не жалуется. И добросовестно выполняет свою работу изо дня в день. Наверное, поэтому в палатах с лежачими больными нет неприятного застоявшегося запаха, а на кухне, в палатах, бане и уборных царит идеальный порядок.

Неработающие краны в соцучреждении №1 (на фото справа) и санузел в токмокском психдиспансере №2.

Неработающие краны в соцучреждении №1 (на фото справа) и санузел в токмокском психдиспансере №2.

ГЛАВНОЕ - РАБОТАТЬ НА СОВЕСТЬ

В теплый августовский вечер пациенты с удовольствием проводят время на свежем воздухе.

- Как здоровье?

- Пойдет! - пациент в инвалидной коляске, широко улыбаясь, показывает класс.

- Никто не обижает?

- Нет!

Эксперты заглянули на кухню...

Эксперты заглянули на кухню...

Фото: Фото автора.

...чистота и порядок.

...чистота и порядок.

Фото: Фото автора.

На складе продукты разложены по полочкам.

На складе продукты разложены по полочкам.

Фото: Фото автора.

- По сравнению с другими соцучреждениями такого типа нам грех жаловаться на жизнь. Посмотрите, какие у нас красивые современные корпусы. Лекарств и гигиенических средств для женщин достаточно. Питание хорошее, четырехразовое, - рассказывает с гордостью старшая медсестра Айнагуль Мамбеталиева.

На вопрос о том, как удается помимо основной ежесуточной тяжелой работы с пациентами еще и успешно вести садовое хозяйство, она улыбается: «Справляемся своими силами. Собираем деньги на покупку саженцев, распределяем с умом каждую копейку. Главное - не лениться и делать любую работу на совесть!».

Старшая медсестра Айнагуль Мамбеталиева рассказывает директору наццентра Бакыту Рысбекову о текущих делах. Но и без слов все очевидно.

Старшая медсестра Айнагуль Мамбеталиева рассказывает директору наццентра Бакыту Рысбекову о текущих делах. Но и без слов все очевидно.

Фото: Фото автора.

*Все имена изменены