Кыргызстан
-3°
Boom metrics
Сегодня:
экономика26 октября 2022 8:37

INSTC и порт Чабахар – новые коридоры: Как Индия и Иран скрепляют евразийский континент?

Эксперты сошлись во мнении, что, кроме выгоды и экономического развития для стран Центральной Азии, оба коридора помогут укрепить экономические позиции и Индии, Ирану, России, которые основали МТК, и обеспечить приток средств в ЕАЭС.
«Север-Юг» вполне соответствует новой концепции многополярного мира. Он одновременно укрепляет и связи Ирана и Индии с Евросоюзом, и с Россией, и с Центральной Азией.

«Север-Юг» вполне соответствует новой концепции многополярного мира. Он одновременно укрепляет и связи Ирана и Индии с Евросоюзом, и с Россией, и с Центральной Азией.

Фото: Пресс-служба Международного Университета "Ала-Тоо"

Перспективы работы Международного транспортного коридора «Север-Юг» и коридора «Чабахар – Центральная Азия» обсудили в Бишкеке на международной конференции «Международный транспортный коридор «Север-Юг» и порт Чабахар в Иране: альтернатива «Поясу и пути»».

Международный транспортный коридор «Север-Юг» существует с 2000 года, его основатели – Индия, Иран и Россия, но сейчас в него входит уже более 10 государств. МТК – более выгодная и быстрая альтернатива грузоперевозкам через Суэцкий канал, Средиземное и Балтийское моря для товаров из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу и обратно. Коридор из нескольких транспортных веток длиной в 7200 км помогает перемещать грузы морем, поездом и автомобильным транспортом и сокращает время перевозок от 30% до 50%.

Иранский порт Чабахар – главный морской узел проекта, который выходит на Оманское море и Индийский океан. Он – отправная точка для нового коридора «Чабахар – Центральная Азия». Уже существует Чабахарское соглашение – проект транзитного маршрута через порт с участием Ирана, Индии и Афганистана, к нему уже подключается Узбекистан. На очереди – Туркменистан и остальные страны Центральной Азии, плюс страны Кавказа. Коридор даст этим странам выход к морю и возможность экономического роста.

При полноценной реализации оба проекта смогут помочь экономическому росту всех стран-участниц: грузы по МТК идут быстрее и для них открываются новые рынки сбыта. Вопросы активного включения в проекты актуальны для стран Центральной Азии и СНГ, у которых нет выходов к морю.

Признание в мире науки

В обсуждении в Международном Университете «Ала-Тоо» участвовали исследователи Кыргызстана, Индии, Ирана, Казахстана, Узбекистана, Армении, Польши, Швеции и Великобритании, которые проанализировали выгоды и риски обоих коридоров как в глобальном масштабе, так и для конкретных стран.

– Эта конференция очень важна, потому что она становится перекрестком Европы и Азии, где мы можем поговорить об общей исторической, географической, экономической ситуации в наших странах. Я хотел бы поблагодарить гостей, которые прибыли на эту конференцию в Международный Университет «Ала-Тоо», и выразить благодарность уважаемому Хашифу Хасан Хану, который возглавляет исследовательский центр «Silk Road», и организовывал эту конференцию, – сказал ректор университета «Ала-Тоо» Санжарбек Эрдолатов, открывая конференцию совместно с Жылдызбеком Жакшылыковым, начальником департамента науки и инноваций Министерства образования и науки Кыргызской Республики. – Наш «Ала-Тоо» – один из университетов, в котором наши студенты обучаются по программам обмена в странах Европы и Азии, мы выпускаем два экономических журнала – один на четырех языках, второй только на английском, ведем активную научную деятельность. И я надеюсь, что конференция на нашей площадке будет продуктивной и плодотворной, и по ее итогам мы сможем принять важную резолюцию.

Начальник управления науки и инноваций Министерства образования и науки КР Жылдызбек Жакшылыков, совместно открывая конференцию, сказал, что это знаковое событие для республики. Для Центральной Азии – конференция уже третья, но Кыргызстан принял ее впервые. Это значит, что республику в научном мире признают, и свои позиции в нем надо укреплять.

Кроме того, Кыргызстан должен включаться в новые международные интеграционные процессы и отвечать на все вызовы и угрозы своевременно, чтобы обеспечить свое достойное будущее. Им надо заниматься уже сейчас – недавно в стране родился семимиллионный житель, и количество молодежи и населения в ней в целом быстро растет.

– Организация конференций такого рода помогает обсуждать существующие проблемы, и мы хотели бы расти в этом направлении, и решать, как улучшить тему научных инноваций в странах. У нас есть некоторые ожидания от этой конференции. Во-первых, хотелось бы увидеть в резолюции некоторые приоритетные темы для наших стран, которые мы можем включить в решение своих проблем. Мы не можем продвигать прогресс в мире науки только «изнутри», – сказал он, добавив, что вместе исследователи и аналитики разных стран могут обменяться опытом и увидеть новые пути решения существующих проблем и ответы на актуальные вопросы развития в целом.

Конференцию готовили не только силами «Ала-Тоо» и его исследовательского центра «Silk Road» но и исследовательского института «Бурана», в ее организации участвовали университеты Казахстана и Венгрии.

Противовес санкциям

Эксперты сошлись во мнении, что, кроме выгоды и экономического развития для стран Центральной Азии, оба коридора помогут укрепить экономические позиции и Индии, Ирану, России, которые основали МТК, и обеспечить приток средств в ЕАЭС. Радж Кумар Шарма, аспирант Делийской школы транснациональных отношений Делийского университета, отметил в своем видеодокладе, что «Север-Юг» благодаря подписанию Соглашения о свободной торговле между Индией и ЕАЭС поможет странам ЕАЭС найти новые рынки, а России оправиться от ударов санкций, начавшихся после российско-украинского кризиса.

Это сможет обеспечить экономическую независимость России и ее устойчивость к влиянию Китая, что выгодно Нью-Дели. В этом случае только объем торговли Индии с ЕАЭС по линии «Север-Юг» в перспективе может составить от 37 до 62 млрд долларов США. А если к МТК подключится и коридор «Чабахар – Центральная Азия», то сумма будет в разы больше.

Чтобы этот коридор заработал, внешняя политика Индии перешла в отношении Афганистана, управляемого сейчас талибами (международным террористическим движением, запрещенным в России, Кыргызстане и ряде стран мира) с «расчетливого безразличия» на «осторожное взаимодействие без признания». При этом «Север-Юг» вполне соответствует новой концепции многополярного мира. Он одновременно укрепляет и связи Ирана и Индии с Евросоюзом, и с Россией, и с Центральной Азией.

Однако ассоциированный старший научный сотрудник Стокгольмского Института изучения проблем мира Петр Топычканов в своем докладе «Подход Индии к МТК «Север-Юг» после вывода иностранных войск из Афганистана» напомнил, что следует учитывать различия в технических стандартах и правовых нормах всех стран-участниц МТК и «Чабахар – ЦА». Их необходимо сначала согласовать. Кроме того, может возникнуть сложность с санкциями против России при согласовании технологических стандартов – санкции могут повлиять на достижение с ней технологического паритета в будущем.

Топычканов не исключил и того, что тотальные санкции могут повлиять на то, что Индия будет искать другой путь в Европу через МТК «Север-Юг», а не только через Иран, Азербайджан и Россию, как это происходит сейчас. Исходя из индийского многовекторного подхода во внешнеэкономических и внешнеполитических отношениях, в Нью-Дели, по мнению исследователя, могут развивать несколько направлений для веток коридора.

Одно из перспективных направлений будущего, которые выделяют эксперты – Армения. Кандидат наук, доцент, декан факультета информатики и статистики Армянского государственного экономического университета Сос Хачикян проанализировал этот вопрос в своем докладе.

По его мнению, армянское направление в МТК «Север-Юг» не повлияет на существующие линии негативно. Оно увеличит товарооборот и грузоперевозки Ирана и Индии в Европу в случае санкций и конфликтов в странах, через которые идет МТК. Существует и уникальный потенциал для создания бизнес-хаба в Армении на основе гармонизированных правил ЕС и ЕАЭС: Армения – единственная страна, подписавшая Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве (CEPA) с Европейским союзом, и в то же время входящая в ЕАЭС.

– Соседняя Грузия также имеет упрощенные процедуры в рамках экономических отношений с ЕС. Это означает, что коридор «Армения – Грузия – Черное море» является уникальной альтернативой для соединения Европы с ирано-индийским альянсом. Это, в свою очередь, приведет к улучшению геополитических связей между Европой, Южным Кавказом и Азией, – отметил он.

Сообщение же между Персидским заливом и Черным морем через Армению в Европу, не препятствуя уже существующим коридорам, принесет региональную глубокую интеграцию и мир, а также геополитический статус-кво для Еревана. Кроме того, как считает Хачикян, Армения поможет и укрепить ирано-индийские торговые связи. У Индии есть потенциал одной из развивающихся стран мира со значительными технологическими достижениями и растущей ролью в тихоокеанском регионе. У Ирана – успешный опыт технологического развития в условиях санкций и решающая роль в региональной стабильности. Усиление их сотрудничества положительно скажется и на МТК.