Кыргызстан
+16°
Boom metrics
Сегодня:
Туризм2 сентября 2022 4:00

Драки на пляжах, дороговизна, слабый сервис: Чем были недовольны туристы на Иссык-Куле в 2022 году

Претензий хватает как у иностранных гостей, так и у внутренних туристов.
У кыргызстанцев к возмущению уровнем сервиса, попыткам «раскрутить» на деньги и другим поводам для недовольства добавились еще и резко выросшие цены. Озеро стало многим не по карману.

У кыргызстанцев к возмущению уровнем сервиса, попыткам «раскрутить» на деньги и другим поводам для недовольства добавились еще и резко выросшие цены. Озеро стало многим не по карману.

Фото: Елена КОРОТКОВА

Первые дни сентября становятся для Кыргызстана завершающими в разгаре курортного сезона на Иссык-Куле. Большинство туристов посещают знаменитое озеро и его окрестности именно в летние месяцы, в период отпусков – осенний «бархатный сезон» на его берегах провести выходит не у всех.

Летний сезон 2022 года стал особенным: пандемийные ограничения в Кыргызстане и по миру, наконец, ослабли, и в Иссык-Кульскую область потоком хлынули зарубежные и внутренние туристы.

Но, похоже, кыргызский сервис оказался к этому не готов – социальные сети и call-центры информационных агентств наводнили жалобы разного рода и на качество услуг, и на общее состояние инфраструктуры в Иссык-Кульской области.

«КП-Кыргызстан» собрала самые распространенные причины недовольства среди тех, кто посетил Иссык-Куль летом 2022 года.

Недовольство ГУОБДД

Первые проблемы можно встретить еще на пути в Иссык-Кульскую область. И на трассе, ведущей в область, и на дорогах туристического края могут встретиться сотрудники ГУОБДД, которые ненавязчиво делают попытки раскрутить на взятку водителей машин с иностранными госномерами либо бусистов, везущих группу на отдых.

Поводы разные, одна из самых частых ситуаций – якобы положительный экспресс-тест на алкоголь у водителя. Однако от предложений провести повторный тест уже в наркодиспансере дорожные стражи нередко в этих случаях отказываются. Та же проблема с сотрудниками ГУОБДД и их поведением есть и в Бишкеке.

Уже к началу июля руководитель Кыргызской ассоциации туроператоров Сергей Глуховеров, который получил много и таких, и иных жалоб, в своих соцсетях написал открытое обращение к руководству ГУОБДД.

Он попросил о том, чтобы правила, связанные с передвижением на автомобилях и других транспортных средствах, собрали в единый краткий свод, и раздали всем туристам и водителям. Чтобы они могли доказать свою правоту, если их пытаются незаслуженно оштрафовать.

Второй инициативой стало внедрение в Кыргызстане электронных прав. Коснулся в обращении Глуховеров и неэтичного поведения ряда сотрудников ГУОБДД.

– Пожалуйста, донесите до этих людей, что они позорят всю страну… Что по ним судят о гостеприимстве всего народа. Что огромное количество людей борется за каждого гостя, а они отпугивают их, – написал он.

Ведомство отреагировало. В ГУОБДД считают, что часто обвинения в адрес их сотрудников голословны. Для принятия же мер, разбирательства и увольнения нужны конкретные данные от пострадавших об инспекторах. О том, кто именно из них совершал правонарушения, когда и на каком участке.

Иначе говоря, турист либо водитель буса с туристами должен потратить время на разбирательство для защиты своих прав. Вариант, при котором желания дополнительно обогатиться у сотрудников ГУОБДД в турсезон вообще нет, похоже, даже не рассматривается.

«Удивительные» цены

Отдельный блок возмущений был посвящен бешеному росту цен – подорожало в разы все, от продуктов питания и поездок в местном такси до самих номеров в гостевых домах и курортных комплексах, и услуг для туристов. Поэтому часть кыргызстанцев в этом году на озеро просто не поехала, часть – поехала, но жаловалась на дороговизну, а часть зарубежных гостей писала отзывы о ценах Турции на кыргызских берегах, но условиях, весьма от нее далеких.

Кыргызские журналисты подсчитали, что цены подскочили до уровня Турции и Эмиратов без особого улучшения качества сервиса: порядка 100 долларов США в сутки на озере стоит хороший двухместный номер. При этом добираться до места отдыха надо самому, номер стандартный, не пятизвездочный, и завтрака может не достаться. Дороги, освещение, безопасность и прочие элементы хорошего отдыха, которые обеспечивает государство в Иссык-Кульской области, тоже цивилизованнее при этом не стали.

Безусловно, сказались на ценах в Иссык-Кульской области, которая фактически живет за счет трех месяцев летнего турсезона, и «пандемийный» 2020-й год с его ограничениями, и постпандемийный 2021-й, и геополитические события в Кыргызстане и в мире за последние два года.

Но после первого такого месяца турсезона-2022 в парламенте озаботились тем, что разница между ценой и качеством услуг на Иссык-Куле может отпугнуть туристов. Они больше не захотят вернуться.

– Мы хотим привлечь туристов сюда, в то же время, не дав им сервиса, который они ожидают, но взяв большие деньги за отдых, несправедливо. Я думаю, в следующий раз туристы к нам не приедут, – призвал обратить внимание на проблему коллег перед уходом на каникулы депутат Бахридин Шабазов.

Но услышан не был. Руководство Госантимонополии в ответ заявило, что рынок туризма – конкурентный, и его игроки сами определяют ценовую политику. Государство же может вмешаться только в том случае, если там наметится явный монополист, а пока такого не случилось.

По итогам туристического июля в профильном Департаменте туризма при Министерстве культуры, информации, спорта и молодежной политики признались: сами в шоке от цен. Но поделать ничего не могут.

– Я сама удивляюсь тому, что происходит. Так не должно быть. Мы говорим, что мы гостеприимный народ, но в последнее время сталкиваюсь с такими моментами, что люди сначала требуют деньги, а потом показывают свое гостеприимство. Безусловно, рост цен связан не только с тем, что Иссык-Куль – это курортная зона, но и с экономическим кризисом, который продолжается с 2019 года, – сказала на брифинге замдиректора структуры Кыял Кенжематова.

Чиновница отметила, что Департамент туризма может только советовать не задирать цены, чтобы и у кыргызстанцев с скромным уровнем дохода была возможность отдохнуть на озере.

– […] Мы должны делать все возможное, чтобы цены не завышали. К сожалению, мы, как департамент, можем только давать рекомендации по этому вопросу. Регулирование цен не в нашей компетенции, – подчеркнула она.

Проблемы с сервисом

Ряд постов и комментариев в казнете и кырнете был связан с тем, насколько соответствуют условия отдыха ценам на него, и с конфликтами с владельцами гостевых домов или центров отдыха. Вопросов много – от несвежего белья и грязных номеров до качества еды как в самих местах отдыха, так и в кафе на побережье и в курортных городах. Одна из семей туристов из Казахстана, которая осталась недовольна кыргызским сервисом, обратилась в редакцию «КП-Кыргызстан».

По словам Владимира Северного, его семья ездила в центр отдыха «Каприз» с момента его основания – более десяти лет, были знакомы и с горничными, и с управляющими этого места, и даже с учредителями. Все устраивало, но в этом году все оказалось иначе – на пляже, по его словам, больше продается алкоголя. Да и ряд инфраструктурных изменений, который со временем ожидали увидеть клиенты в центре отдыха, не произошел.

– Детские площадки не обновляются с самого открытия. Никаких аквапарков и современных горок на воде. Древние качели – на цепях. Ремни вместо удобных сидений. Лопнувшие пластиковые конструкции, о которые дети царапают свои попы и ноги, скоро рухнет от старости. Ничего для детей не делается. Зато ресторан в виде летающей тарелки вырос на пляже. Беседки, шатры. Там и пьют, и бьют. И рыгают под утро салатами оливье и курицей под ананасом… Тьфу, противно даже вспоминать об этом зрелище, – возмущается турист. – Никто даже замечаний не делает пьяницам и матершинникам на пляже. Курят, ругаются, снова пьют. Окурки бросают прямо в песок, мужики харкают в воду, высмаркиваются громко и смачно. Администрация все это как бы не замечает.

Самым главным впечатлением отдыха в этом году спустя неделю стала болезнь. По словам Северного, это была энтеровирусная инфекция, и ее могло спровоцировать шоколадное мороженое, которое его семья съела в ресторане центра отдыха на пляже. Подозрения пали на продукт, так как рвота и диарея, и температура появились после его употребления. Мужчина утверждает: где-то еще за пределами центра отдыха его семья за это время не питалась, и вообще центр отдыха не покидала.

– Должного медицинского обеспечения здесь нет, и, по всей видимости, еще долго не будет. На весь огромный пансионат всего одна медсестра. Дипломированного врача нет. Чтобы капельницу поставить заболевшему постояльцу, необходимо сначала ее найти, и самому закупить в городской аптеке необходимые лекарства. То есть, ночью на такси отправиться из отеля в Чолпон-Ату, – рассказал Владимир.

Что ему и пришлось делать, несмотря на весьма неважное самочувствие. Владимир и его сын отделались легче, у его жены и дочери к прочему прибавились очень высокая температура, слабость и боли. Пришлось привлекать к лечению и знакомых медиков, консультироваться по телефону.

– Наргиз [жена Владимира] и наша дочечка Нелли сутки пролежали под капельницей. Эта капельница, вернее подставка под нее на весь капризный отель одна. И медсестра здесь тоже одна. А если случается что-то серьезное, то Динара [медсестра] звонит какому-то частному врачу в Чолпон-Ату, и по телефону получает консультацию. Как и было в нашем печальном случае. А если инфаркт у постояльца отеля случится? Или иной серьезный случай? Из Бишкека или Алматы вызывать вертолет? 500 км как-никак до Алматы. И больше 200 км до Бишкека. Через перевал. Успеет скорая доехать и спасти отдыхающего? Сомневаюсь, – вспоминает он.

По его словам, руководство центра отдыха «отстранилось от проблемы», хотя сначала Дмитрий Селиверстов, операционный директор, со слов Северного, обещал «найти лучшего врача, приобрести все необходимые лекарства и сделать все возможное и невозможное», чтобы постояльцы поправились. Но после оказался «равнодушным» к их ситуации и к самочувствию.

Экспертизу мороженого, кстати, после жалобы отдыхающих в центре отдыха провели. Санэпидемстанция решила, что оно не содержит ничего опасного для здоровья, однако Северные не поверили в подлинность этого заключения. Немного оправившись, они уехали раньше срока, не завершив отдыха. Возвращаться в «Каприз» они больше никогда не хотят – о чем и редакции рассказали, и написали в своих соцсетях. Недовольны остались гости и номером: исходя из постов в соцсетях Наргиз Северной, у них были проблемы с сантехникой, с качеством белья, с одним из диванов и с мошкарой.

В администрации «Каприза» «КП-Кыргызстан» подтвердили: такие отдыхающие у них, действительно, были, и до 2022 года они и правда, были постоянными гостями центра отдыха. Подтвердили и то, что у Северных были проблемы со здоровьем во время отдыха – но не «энтеровирусная инфекция», о которой говорил Владимир, а «ротавирусная инфекция».

К слову, оба варианта того, чем могли заболеть туристы, объединяет то, что и энтеровирус, и ротавирусную инфекцию можно подцепить через грязные руки, пищу и воду – в том числе и через купание в не очень чистом водоеме. У энтеровируса пути передачи, правда, немного шире – сюда же входит и воздушно-капельный путь, и контактный, бытовой. Для полноценной диагностики того, что именно подхватили казахские туристы, и для выяснения того, появились ли серьезные осложнения у кого-то из них, по горячим следам дополнительных анализов в Кыргызстане никто не сдавал, было не до того.

Операционный директор «Каприза» Дмитрий Селиверстов считает, что его заведение сделало все, что могло. Со стороны его сотрудников семье «была оказана повсеместная помощь и оказано максимальное содействие на протяжении всего их отдыха». Кроме того, с досрочно выезжающих не взяли компенсации за упущенную выгоду в конце июля, в пик сезона. Взяли только оплату за дни проживания по спеццене, как с постоянных клиентов.

«Шли навстречу», по словам Селиверстова, и в том, что Северные, якобы, как постоянные и давно знакомые гости, могли приносить на кухню для разделки свои продукты, были для них и другие преференции.

– Негатив этих гостей был связан с тем, что они утверждали, что они у нас отравились мороженым на пляже. Это невозможно, потому что у нас огромное количество гостей в этот же момент ели это мороженое, и в этот день, и на следующий. И никаких подобных эффектов, и обращений в медпункт нашего отеля не последовало. Тем не менее, мы отреагировали на сигнал, отправили в санэпидемстанцию наше мороженое, и получили заключение, что оно соответствует всем принятым санитарным нормам. После того, как мы показали и готовы были предоставить гостям данный документ, они его не взяли, и тема отравления была закрыта. И потом после этого уже появились посты в соцсетях, – рассказал он «КП-Кыргызстан».

По версии «Каприза», жалоб на какие-то проблемы с размещением во время проживания семьи не поступало – из тех, о которых написала Наргиз Северная в соцсетях.

– У нас не было от них никаких негативных отзывов по поводу проживания, они анонсировали это, только когда выехали. Перебои с водой же возникают повсеместно, на побережье идут перепады и отключения электричества, и это не наша вина в этом абсолютно. Кроме того, у нас бойлерная система, и если вода из нее выливается, то напор уменьшается, идет большая нагрузка гостями. Могут быть уменьшения потока воды, но критичного в этом ничего нет. Мы реагируем на каждое обращение гостей на ресепшен бытового характера, и мы сразу принимаем меры по устранению проблем, – заверил представитель центра отдыха.

На то же, что детские площадки и иная инфраструктура, по словам гостей, уже далеко не так новы, говорят – реформы будут, и даже в этом году. Реконструируют пляж и его навесы, кроме того, «плановая реновация коснется всего номерного фонда и ресторанного комплекса».

Что касается отсутствия в центре отдыха штатной единицы врача, то ничего страшного в этом нет.

– У нас по нормам совершенно не обязательно присутствие врача, мы вызываем скорую помощь, если что-то происходит. Медицинская сестра имеет медицинское образование, все соответствует нормам. Недавно у нас была санэпидемстанция, проводила проверку, мы все рекомендации выполняем. Мы планируем усилить контроль за всеми процессами, касающимися безопасности гостей по предоставлению услуг питания и проживания, и доработать их по международным стандартам, – заключил операционный директор.

Небезопасные и грязные пляжи

Еще один минус, который отмечается в Сети – беспорядок на пляжах, и больше мелких конфликтов, которые портят отдых: от битв за зонтики и лежаки до стычек, приставаний и оскорблений. «Базар», «барахолка», «свалка» и другие определения иссык-кульских пляжей отнюдь не соответствуют званию «кыргызской жемчужины» из буклетов и с сайтов-визиток центров отдыха. Не исключено, что определенную роль в том, что порядка на пляжах стало меньше, сыграл указ президента Садыра Жапарова «Об обеспечении права жителей населенных пунктов Иссык-Кульской области на доступ к пляжным зонам».

Согласно указу, владельцы всех домов отдыха и отелей на побережье с 1 июля обязаны были демонтировать свои заборы для «защиты экономических и социальных интересов» жителей области. Причина в том, что жители Прииссыккулья не раз жаловались на то, что бизнесмены «ограничивают жителям населенных пунктов доступ к пляжным зонам».

Частники – владельцы коттеджных городков и домов отдыха у побережья – указ выполнили, заборы на пляжах убрали, дополнительной охраной территорию коттеджей и номера обеспечили, чтобы их постояльцев не пытались ограбить.

Пляжи открытыми стали для всех – заходи, кто хочет, благо «местный-не местный» документы не проверяют, и делай, что хочешь на открытой теперь территории. Паспорт и прописку никто не спрашивает, поэтому воспользоваться доступом на ранее закрытые и безопасные пляжи может кто угодно. Вернуть заборы нельзя.

Местные же власти «разъяснительную работу среди населения о необходимости соблюдения общественного порядка», прописанную президентом в указе, кажется, так и не проводили. Как не взяли на себя и частичной реализации мер по охране порядка неогороженной теперь территории. Раньше за нее несли ответственность частники, теперь ответственность – и на плечах государства. Как и своевременный вывоз и утилизация отходов с берега: жалоб на грязь на пляжах тоже много.

Жалобы на грязь и мусор не переводятся уже не первый год. Причин этому несколько.

Жалобы на грязь и мусор не переводятся уже не первый год. Причин этому несколько.

Фото: Владимир БАННИКОВ

Либо урн в прибрежной зоне нет вообще, либо они есть, но их не очищают своевременно. Либо же мусор до урн не доносят сами отдыхающие на пляжах, оставляя его тут же, прикопавши в песке. Если внимательно не смотреть под ноги, можно легко наступить в остатки рыбы, которую продают на пляжах, в окурки, пластик, осколки битого бутылочного стекла, либо же прямо в органические отходы жизнедеятельности. Причем не только в человеческие: на пляжах можно встретить и пасущийся скот – коров, лошадей, овец.

Живность и ее следы пребывания можно было встретить и раньше на муниципальных пляжах Иссык-Кульской области.

Так, например, выглядела территория муниципального пляжа в городе Балыкчы в июне 2016 года. Свободному выпасу скота, и овец, и животных покрупнее, никто не препятствовал.

Так, например, выглядела территория муниципального пляжа в городе Балыкчы в июне 2016 года. Свободному выпасу скота, и овец, и животных покрупнее, никто не препятствовал.

Фото: Елена КОРОТКОВА

Сейчас же пасущихся коров и другую скотину можно увидеть и на бывших прежде огороженными и чистыми пляжах. Но иностранные туристы, даже из соседних Казахстана и Узбекистана, не очень привыкли к таким нюансам сервиса.

Турсезон-2022 прославил пляжи озера и как своего рода потенциальный ринг для отдыхающих. За три месяца произошло несколько крупных драк, причем на пляжах достаточно недешевых центров отдыха. Так, например, в июне в центре отдыха «Радуга» произошла драка с поножовщиной с участием нескольких человек – подробности инцидента, правда, в СМИ особо не освещались.

Через несколько дней уже на пляже «Радуги» произошла драка с участием более 18 человек, в ход пошли не только кулаки, но все, что под руку попадет, даже самокаты. Очевидцы в соцсетях, публиковавшие видео с места событий, писали, что причина – конфликт отдыхающих и местных жителей.

По версии УВД области же, дело не в этом – а в том, что якобы отдыхающий пытался справить нужду близ озера и болезненно отреагировал на замечание со стороны охранника из числа иссык-кульцев.

Произошла в середине июля и драка на пляже «Каприза», уже упомянутого выше, запись с дракой разлетелась по соцсетям. В конфликт пришлось вмешаться даже охране центра отдыха. По данным УВД области, публично конфликтовали не туристы, а пришедшие на пляж местные жители – между собой. Они оказались родственниками, заявление писать не стали. Однако еще один камень в туристическую привлекательность пляжей Иссык-Куля брошен в Сети был.