Кыргызстан
+14°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика7 июля 2020 6:28

Глава Центра политико-правовых исследований Тамерлан Ибраимов: Нам необходимо мыслить стратегически

Или как кыргызской экономике выйти из крутого пике?
Директор Центра политико-правовых исследований Тамерлан Ибраимов рассказал, что поможет восстановить экономику после пандемии.

Директор Центра политико-правовых исследований Тамерлан Ибраимов рассказал, что поможет восстановить экономику после пандемии.

Фото: gov.kg

Создание более благоприятных условий для развития предпринимательства, таргетированная помощь в виде льготного финансирования и налоговых послаблений, стимулирование отдельных секторов и проектов, дающих большой мультипликативный эффект, а также развитие государственно-частного партнерства - вот путь, который может реанимировать экономику Кыргызстана.

Своим видением выхода кыргызской экономики из кризиса и роли Российско-Кыргызского фонда развития в решении этой задачи с «Комсомолкой» поделился директор Центра политико-правовых исследований Тамерлан Ибраимов.

«БЫСТРО ИСПРАВИТЬ СИТУАЦИЮ НЕ ПОЛУЧИТСЯ»

- Тамерлан Рыспекович, каким самым нежелательным последствием может обернуться для экономики Кыргызстана нынешняя ситуация с эпидемией коронавируса?

- Последствия очевидны, причем это касается не только Кыргызстана, но и практически всех стран мира. Из-за пандемии закрыты границы, нарушились цепочки потребления и поставок товаров и услуг. Если товары хотя бы частично, но все же пересекают границу, то для людей она закрыта. В результате многие потеряли работу, поток туристов остановился. В прошлом году в это время рестораны, гостиницы, дома отдыха были практически полностью забиты, а сегодня они стоят пустые или полупустые.

Пандемия особенно бьет по малому и среднему бизнесу. Да и в других отраслях картина не лучше, за исключением, может, отдельных сфер, таких как, например, сельское хозяйство или добыча золота. Падение ВВП страны по итогам 2020-го прогнозируется на уровне более 4 процентов. Но это предварительные цифры. Мы сейчас видим, что ситуация с эпидемией вновь стала ухудшаться. Очевидно, что такое положение вещей еще больше ударит по экономике.

- Как не войти в крутое пике?

- Богатые страны в той или иной форме раздают своим гражданам, вынужденно потерявшим работу или бизнес, деньги, чтобы компенсировать потери людей и поддержать потребительский рынок. В странах, где финансовой подушки нет, соответственно, и денег для раздачи нет.

Кыргызстан относится к такому типу стран. У нас правительство попыталось пойти по пути частичной помощи бизнесу в виде отсрочки налогов и выдачи льготных кредитов. Кроме того, в банковской сфере для предпринимателей были реструктуризированы кредиты. Все это, конечно, полумеры. Полностью и быстро исправить ситуацию не получится. До сих пор границы остаются закрытыми, а потребительский спрос на многие товары и услуги держится на низком уровне. Поэтому наряду с ситуативными мерами, которые только частично могут компенсировать потери бизнеса и граждан, нужно думать о том, чтобы в будущем экономика начала восстанавливаться как можно более быстрыми темпами.

- Что может послужить «противоядием» для ослабленной вирусом экономики?

- Создание более благоприятных условий для развития предпринимательства, таргетированная помощь в виде льготного финансирования и налоговых послаблений, стимулирование отдельных секторов и проектов, дающих большой мультипликативный эффект, а также развитие государственно-частного партнерства.

Сейчас актуально сдерживание крайне негативных последствий пандемии и социально-экономического кризиса, но одновременно с этим надо думать, как дальше должна развиваться кыргызская экономика. Какие сектора должны быть в фокусе особого внимания, какими средствами и методами нужно их развивать.

ОБ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕРАХ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКО-КЫРГЫЗСКОГО ФОНДА РАЗВИТИЯ

- Российско-Кыргызский фонд развития разработал три пакета антикризисных мер в условиях эпидемии. Что туда входит, насколько эффективны были предпринятые шаги и можно ли уже сегодня говорить об их результативности?

- Я неплохо знаком с работой фонда, имел возможность анализировать его работу и оцениваю ее как достаточно эффективную. На мой взгляд, РКФР достаточно быстро и грамотно отреагировал на вызовы, связанные с пандемией и экономическим кризисом. Он пошел логичным путем.

Первым пакетом были предложены оперативные меры, включающие в себя отсрочки заемщикам по погашению основного долга, 3-месячный мораторий на уплату процентов и послабления в части финансовых договоренностей и требований к залоговому покрытию в течение 12 месяцев.

Второй пакет антикризисных мер включает в себя предоставление коммерческим банкам, с которыми работает фонд, права получения отсрочки по платежам, а также смягчения в части требований к залоговому покрытию.

Третий пакет - это так называемое антикризисное финансирование. Здесь в фокусе работы фонда находятся предприятия, которые занимаются производством средств индивидуальной защиты, лекарств и медицинского оборудования.

- Может ли РКФР в будущем стать эффективным инструментом для оздоровления кыргызской экономики, выхода из экономического и политического коллапса? Что для этого нужно?

- Несомненно. По сути, он уже является таковым. Фонду необходимо мыслить стратегически, то есть думать о развитии, а не только о сегодняшнем дне, и хорошо понимать, как идти к выполнению своей миссии. Что это значит? Во-первых, способствовать развитию тех направлений, где Кыргызстан может и должен иметь хорошие позиции, прежде всего экспортные. А во-вторых, вкладываться в те проекты, которые ведут к большому мультипликативному эффекту - созданию смежных производств и рабочих мест. Все это фонд сегодня делает достаточно эффективно. Цифры показывают, что значимость РКФР для экономики страны растет. Ему удается быть эффективным институтом развития и одновременно финансово состоятельным.

Например, в 2019 году прибыль фонда составила 17 млн долларов, а это дополнительные деньги, которые будут вкладываться в экономику страны. С другой стороны, роль РКФР как института развития тоже повышается. Благодаря ему развивается кластерный подход, появляются новые производства, растет экспортный потенциал страны. На сегодня фонд профинансировал 61 крупный проект на сумму 217 млн и 2 601 проект МСБ на сумму 183 млн долларов. Если посмотреть в разрезе отраслей, то основной упор делается на сфере производства (31% от общего числа проектов) и агропромышленном секторе (23%). Кроме того, большая доля у проектов в области туризма (12%), транспорта и складского хозяйства (12%) и развития инфраструктуры (11%).

РИСКИ, КОТОРЫЕ БЕРЕТ НА СЕБЯ ФОНД РАЗВИТИЯ

- Какова была миссия фонда изначально? Как она менялась в течение пяти лет и как может измениться с учетом нынешней сложной ситуации? Миссия фонда - содействие модернизации и развитию экономики Кыргызской Республики, а также экономическому сотрудничеству между странами-участницами фонда. Она и сейчас остается неизменной.

Уникальность РКФР в том, что это одновременно финансовый институт и институт развития. Это значит, что с одной стороны он должен быть безубыточным, как минимум, а желательно зарабатывать прибыль, но при этом думать не только о доходах, а еще и о создании новых рабочих мест, модернизации и обучении, о развитии экономики страны в целом. То есть вкладывать деньги и туда, где есть хорошие перспективы развития, но прибыль может прийти не сразу, и где риски могут быть достаточно высоки.

В Кыргызстане много и часто говорят о необходимости развития производства, заводов и фабрик. Однако из финансовых учреждений мало кто в реальности занимается этим. Очень много рисков. РКФР - один из немногих, кто имеет возможности для этого и по-настоящему системно способствует развитию производства в стране.

- Как Российско-Кыргызский фонд развития в целом повлиял на финансовую систему Кыргызстана?

- Если брать всю страну, то РКФР занимает здесь примерно 10 процентов всего рынка кредитования. Это солидная доля. Присутствие фонда оказывает благотворное влияние на финансовый рынок прежде всего тем, что он предлагает относительно низкие процентные ставки, что заставляет другие организации ориентироваться на это и снижать свои. Кроме того, он может предлагать более длительные сроки кредитования, что также влияет на весь рынок кредитования.

Фонд работает по двум направлениям: напрямую кредитует отобранные проекты и делает это через банки-партнеры. То есть, благодаря РКФР банки могут предложить своим клиентам кредиты по низким ставкам, и при этом сами банковские учреждения могут зарабатывать и получать дополнительный источник для развития.

УСПЕШНЫЕ ПРОЕКТЫ РКФР

- Для фонда 2020-й - юбилейный год. Если подвести итоги пяти лет работы, какими проектами, давшими мощный мультипликативный эффект, сегодня гордится РКФР? Сколько рабочих мест было открыто благодаря поддержке фонда? Сколько проектов и на какую сумму профинансировано за эти годы? Какие направления в приоритете и почему?

- За 5 лет накопилось много хороших проектов, которые были профинансированы и дают большой мультипликативный эффект. Например, расширение аэровокзальной площади аэропорта «Ош», заводы по консервированию овощей и фруктов, строительство малых ГЭС, текстильное производство, выращивание и переработка хлопка, налаживание производства по выпуску пенопласта, создание овощехранилищ и логистических центров, способствование расширению применения интернета в регионах страны, производство и переработка молочной продукции, создание современного садоводства и многое другое.

Если брать только прошлый 2019 год, то можно отметить такие проекты, как:

- строительство молокоперерабатывающего завода в Нарынской области;

- проект по предоставлению доступа в интернет в регионах Кыргызстана;

- проект по созданию многопрофильного производства обуви специального назначения;

- проект по развитию современного садоводства на общей площади в 500 гектаров;

- запуск консервного завода по переработке фруктов и овощей и т. п.

В цифрах за 2019 год это выглядит так. Выручка предприятий, профинансированных фондом, за год увеличилась на 9 млрд 167 млн сомов. Налоговые отчисления профинансированных предприятий выросли на 21 процент. Совокупные налоговые отчисления заемщиков фонда составили 5,4 млрд сомов, или 4,5 процента от всех налоговых поступлений в госбюджет страны. Количество новых рабочих мест на этих предприятиях составило 3,4 тыс. человек, а косвенно созданных рабочих мест еще 56,8 тыс.

- Один из новых интересных продуктов РКФР - кластеры. Какие выгоды они могут принести бизнесу и регионам?

- Особенностями кластерного подхода являются инновационная ориентированность, территориальная локализация, усиление конкурентных преимуществ и создание полной цепочки от производителя до потребителя. РКФР принял разумную политику по использованию данного подхода. Для этого выбрано 4 перспективных направления: молочное, выращивание форели, мясное и плодоовощное. Все они объективно имеют хорошую базу для развития и увеличения экспортного потенциала.

Было бы глупо, например, конкурировать с Казахстаном в выращивании пшеницы или с Узбекистаном в выращивании хлопка. Там у них есть естественные преимущества. А вот в тех направлениях, которые указаны, Кыргызстан вполне может быть успешным и конкурентным. Но для этого необходимо использовать современные технологии, иметь хорошее финансирование и понимать конъюнктуру рынка. Всем этим и занимается фонд, помогая и продвигая наших предпринимателей.

- Известно, что около 220 млн долларов Российско-Кыргызского фонда еще не реализованы…

- Насколько я знаю, часть средств фонда размещена в ценных бумагах. Они не лежат без дела и приносят стабильный доход, который также будет использоваться для финансирования перспективных проектов в Кыргызстане. Практику вложения временно свободных средств в надежные ценные бумаги используют практически все институты развития в мире, включая, например, Всемирный банк. Чтобы тратить деньги на проекты, нужно уметь их сохранять и преумножать. Это средства фонда, и он может их использовать. По мере появления необходимости в финансировании перспективных проектов РКФР всегда может в течение короткого времени привлечь эти средства в нужных объемах.