Кыргызстан
+7°
Boom metrics
Экономика16 сентября 2021 10:22

Аскар Сыдыков - о новом Налоговом кодексе: Лучше вообще ничего не делать, чем проводить недореформы

Бизнес видит в документе больше рисков, чем преимуществ
По словам Аскара Сыдыкова, у бизнеса много вопросов к новой редакции кодекса.

По словам Аскара Сыдыкова, у бизнеса много вопросов к новой редакции кодекса.

Фото: Султан ДОСАЛИЕВ

СНАЧАЛА О ПЛЮСАХ…

Международный деловой совет предлагает продлить или вообще снять с обсуждения для доработки новую редакцию Налогового кодекса. Бизнес видит в законопроекте серьезные риски, связанные с увеличением налогового бремени для разных сфер деятельности, усилением полномочий налоговой службы и другими факторами.

- К примеру, это может привести к подорожанию услуг интернета и связи, которые особенно важны в условиях пандемии и удаленной работы, - предупреждает исполнительный директор МДС Аскар Сыдыков.

Напомним, законопроект «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызстана» инициировало Министерство экономики и финансов. По замыслу авторов, документ должен максимально упростить систему налогообложения, сократить теневую экономику, облегчить налоговое бремя. В МДС признают, что действительно в предлагаемом Налоговом кодексе есть положительные моменты. В их числе: упрощенный механизм возмещения НДС для экспортеров, обязательное исполнение разъяснений Минэкономфина налоговиками по спорным вопросам налогового законодательства, механизм отмены спорных решений налоговой службы, запрет на проведение некоторых видов проверок без документальных сведений, ограничение применения налоговых санкций и освобождение некоторых поставок от НДС, внедрение для потребителей механизма cashback (возврата суммы косвенных налогов).

…И О МИНУСАХ

Вместе с тем бизнес видит многочисленные риски, содержащиеся в документе.

- Он очень сырой, в нем много недоработок, несоответствий. К нам уже поступило около 120 страниц замечаний и предложений от представителей бизнеса. Они касаются повышения налога с продаж (НсП) для операторов сотовой связи. Особенно рискованно, что интернет-провайдеров отнесли к поставщикам сотовой связи, и они тоже будут платить 6% НсП и НДС на приобретенные за рубежом услуги, это очень серьезная нагрузка. Учитывая, что интернет до конечного пользователя поступает через цепочку поставок несколькими интернет-провайдерами, то его себестоимость может вырасти на 15-20%, что скажется на простых абонентах и обеспечении доступа населения к интернету, - поясняет глава Международного делового совета.

Он прокомментировал и инициативу ввести так называемый «обратный НДС», который охватит большой спектр услуг, поставляемых иностранной организацией вне территории Кыргызстана.

Разработчики предлагают, чтобы этот налог платил получатель услуг. Это значит, что покупатель (юридическое лицо), находясь в Кыргызстане, должен заплатить 12% налога от суммы услуг, полученных им от иностранной компании без постоянного учреждения здесь. Это, например, может коснуться услуг рекламы в социальных сетях, программного обеспечения, приложений, платной электронной почты, подпиской на платные видео-, аудио- интернет-порталы. В конечном итоге, нагрузка напрямую ляжет на местных потребителей.

БИЗНЕС УЙДЕТ В ТЕНЬ

Акцентирует глава МДС внимание и на отмене нулевого НсП для безналичных платежей, взамен которого предоставляется только 50% скидка.

- Это может привести к снижению объемов безналичных платежей и уходу части бизнеса в тень. Существенный риск содержится и в обязательстве по раскрытию банковской тайны. По запросу налоговой службы предусматривается практически полный контроль информации операций по счетам, без необходимости получения судебного акта, как это делается сейчас. Это тоже риск ухода бизнеса от безналичных платежей, снижения доверия к банковской системе, рост бюрократической нагрузки на банки и в целом риск откатиться назад в развитии финансового сектора и цифровизации, - говорит Аскар Сыдыков.

ОРГАН ДОЗНАНИЯ И КОЛЛЕКТОРСКИЙ ПОДХОД

Еще одно нововведение вызывает у бизнеса недоумение. Налоговая служба наделяется статусом правоохранительного органа и органа дознания, то есть полномочиями всего спектра оперативно-розыскных мероприятий. К примеру, по закону об оперативно-розыскной деятельности имеется 21 вид оперативно-розыскных мероприятий.

- Значит, налоговой службе предоставляется по меньшей мере 21 дополнительное полномочие, что несет в себе большие риски. Тогда зачем ликвидировали финансовую полицию? - комментирует Аскар Сыдыков.

Кроме того, предлагается направлять 3% от собранных налогов и неналоговых доходов на финансирование расходов ГНС.

- Это же сродни коллекторскому подходу, о котором мы говорили ранее в связи с единым депозитным счетом. Это может повлечь необоснованные доначисления налогов для поощрения сотрудников, - считает директор делового совета.

Он приводит некоторые цифры. По официальной информации, в 2020 году налоговики собрали 62,9 млрд сомов налогов, и 3% (1,9 млрд сомов).

- Огромная сумма даже для трудного 2020 года с низкими показателями. Это только налоги, не считая неналоговых доходов. Получается, что речь идет не о поощрении, а о финансировании налоговой службы, - делает выводы Сыдыков.

РИСКИ ДЛЯ БИЗНЕСА

Вводится дополнительная отчетность для тех субъектов, которые получают налоговые льготы, а также дополнительный вид проверок - тематическая проверка по запросам и жалобам. Усиливается рейдовый контроль по некоторым секторам, вводится обязательство требовать ККМ у арендаторов со стороны арендодателей.

Отменяется деятельность на основе обязательного патента, и у предпринимателей могут возникнуть трудности в связи с переходом на другие категории налогов, в том числе на общий режим, который предусматривает уплату всех налогов: налога с продаж, налога с прибыли и других. Напомним, в настоящее время налог на основе обязательного патента платят за услуги парикмахерских и салонов красоты, частной стоматологии, обменных бюро, ломбардов. Необходимо обсуждать поправки с представителями всех этих сфер деятельности.

Норма о внесении изменений в Налоговый кодекс только раз в год тоже содержит много рисков, потому что необходимо постоянно совершенствовать законодательство. Вместо этого разумнее ввести стабилизацию налоговых ставок, советуют в МДС.

- Министерство экономики традиционно считается партнером бизнеса, с которым совет постоянно сотрудничает, советуется, как совместно улучшать инвестиционный климат и деловую среду в стране. К сожалению, в последнее время выходят просто невероятные инициативы Минэкономфина, с которыми нам приходится спорить, обозначать риски, тратить на это время, - констатирует Аскар Сыдыков.

По его мнению, для целей, заявленных в справке-обосновании к Налоговому кодексу и провозглашаемых Минэкономфином, нужно не повышать налоговое бремя, не усиливать административный контроль, а сделать налоговое администрирование настолько удобным, чтобы не только бизнес, но и все граждане в целом сами хотели соблюдать налоговое законодательство. Вот тогда и будет рост налоговых поступлений. А государству при нехватке бюджетных средств необходимо повысить эффективность использования уже имеющихся средств, минимизировать коррупцию и следовать всем принципам рыночной экономики.

ТЕКСТ ОКАЗАЛСЯ «СЮРПРИЗОМ»

Процедура разработки и принятия кодекса тоже вызывает у бизнеса много вопросов.

- Наши представители участвовали в заседаниях рабочей группы по разработке этого Налогового кодекса, но большинство наших предложений не были учтены, и текст, который в итоге родился и выставлен на общественное обсуждение, во многом оказался «сюрпризом». Многие вещи вообще не обсуждались на заседаниях РГ, как пояснили эксперты, - рассказал глава МДС.

По закону об НПА, к любому законопроекту должна быть представлена сравнительная таблица, чтобы сопоставлять новый документ с действующим. Однако к новому Налоговому кодексу сравнительной таблицы нет, из-за чего очень сложно изучать и анализировать этот документ.

- В который раз мы убеждаемся, что чем делать вот такие недоработанные реформы - недореформы, лучше вообще ничего не делать. Потому что в новом Налоговом кодексе содержится больше рисков, чем преимуществ, - выразил мнение бизнеса Аскар Сыдыков.

Бизнес-сообщество считает общественное обсуждение законопроекта слишком поспешным: уже до конца месяца его планируют направить в парламент.

- Такой сырой документ нельзя ни в коем случае отправлять на рассмотрение парламента, это грозит серьезными последствиями. Мы сейчас об этом говорим, потому что вынуждены давать быструю, первичную реакцию, так как есть риск поспешного продвижения и принятия этой редакции, - заключил глава бизнес-ассоциации.