Кыргызстан
+20°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика21 февраля 2019 4:50

Как сделать тендеры неэлитными

Система госзакупок должна была оптимизировать процесс закупок госорганизаций. Но на деле получилось порождение многочисленных коррупционных схем. Основная цель законопроекта депутата ЖК Марлена Маматалиева - искоренить коррупцию при проведении тендеров
Презентацию законопроекта Марлен Маматалиев сделал еще 9 месяцев назад. Самым рьяным его противником стал Департамент по госзакупкам

Презентацию законопроекта Марлен Маматалиев сделал еще 9 месяцев назад. Самым рьяным его противником стал Департамент по госзакупкам

Фото: Пресс-служба ЖК КР

4 июня 2018 года законопроект о внесении изменений в Закон «О госзакупках» прошел первое чтение в парламентском комитете по экономической и фискальной политике. Через неделю комитет вынес свой вердикт - рекомендовать парламенту принять закон в первом чтении.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении было намечено на 14 февраля. Однако вопрос в повестке дня депутатов хоть и стоял, но рассмотреть его так и не успели. Весь пыл и рвение в тот день парламентарии отдали ТЭЦ. Рассматривали заключение комиссии да слушали генпрокурора.

Законопроект к настоящему времени прошел первое чтение, ожидается второе. Закон, который Марлен Маматалиев вынашивал и пестовал как ребенка 9 месяцев, очень важен для всей страны, а не только для отдельных компаний или госорганов. Ни для кого не секрет, что в системе госзакупок много манипуляций и коррупционных схем. Что тендеры выигрывают компании, заранее обговорившие размеры мзды чиновникам либо членам комиссии, принимающей решение по заявкам компаний.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении было намечено на 14 февраля. Однако вопрос в повестке дня депутатов хоть и стоял, но рассмотреть его так и не успели

Рассмотрение законопроекта во втором чтении было намечено на 14 февраля. Однако вопрос в повестке дня депутатов хоть и стоял, но рассмотреть его так и не успели

- Между компаниями у нас есть негласный закон. Все они поделили между собой министерства. Новые компании участвовать в тендерах не могут. Ни о каком законе о конкуренции у нас и речи быть не может. Если и участвует несколько компаний, то это тоже договор, чтобы создать видимость конкурса, - рассказывает инициатор и разработчик законопроекта, депутат ЖК Марлен Маматалиев.

Главная суть законопроекта - убрать саму возможность лоббирования чьих-то интересов, порождающую коррупцию, причем размеры ее уже угрожающие. Пример, задержание замминистра транспорта, которого взяли с поличным. Размер взятки - полмиллиона долларов. И это тоже была мзда за лобби в тендере.

СРОКИ СОКРАТИТЬ

Согласно поправкам в закон, которые предлагает Марлен Маматалиев, сам срок проведения тендера будет длиться 18 дней, не более. Сейчас его могут растянуть на месяцы, а потом и вовсе отменить, либо забыть про него.

Например, в 2016 году на портале госзакупок было опубликовано боле 81 тысячи объявлений о тендерах. Из них проведена только половина - 44,1 тыс. Судьба остальных малоизвестна. Часть из них была признана несостоявшимися по двум причинам - отсутствие заявок и несоответствие конкурсантов требованиям. Есть тендеры, которые просто забросили.

Поэтому в новом Законе «О госзакупках» прописывается общий срок проведения и обязательность исполнения тендера. То есть отменить тендер нельзя. Ведь это тоже коррупционная схема.

- Например, тендер, который объявил аэропорт «Манас» на установку вентиляции в 2017 году. Его отменяли два раза. Каждый раз дополняли новыми требованиями. Видимо, там были чьи-то интересы. А аэропорт «Манас» меж тем взял кредит и должен выплачивать по нему проценты за счет нас, людей. Представляете, какие это убытки? - отмечает депутат.

Теперь, если проект вступит в силу, отменить тендер станет невозможно. У ведомства будет лишь одна попытка прописать все требования к организации, которая исполнит заявленный проект.

Снижаются и сроки принятия решения. В законе, кстати, эта норма есть. Однако комиссия ее всячески обходит, и принятие решения может длиться бесконечно. В новом законе четко прописано - 2 дня. Этого достаточно, считает парламентарий Маматалиев, чтобы выбрать наиболее подходящую как по квалификационным требованиям, так и по цене компанию.

ЦЕНА НЕ ГЛАВНОЕ

Самая основная коррупционная схема - это как раз объявление цены.

- Сейчас комиссия в первую очередь смотрит на цену, которую предлагает определенная компания, и сразу откидывает фирмы, предлагающие за свои услуги бОльшую сумму. Ни на опыт компании, ни на квалификацию комиссия не смотрит. Это неправильно. Ведь главное в любой работе - это качество, - считает Марлен Маматалиев.

В законопроекте парламентарий предлагает работу комиссии построить иначе. Разделить отбор на два раунда. В первом - рассматривается не сумма, как раньше, а именно квалификация компании, соответствует ли заявка техническим требованиям.

- Бывает и такое, что снаружи, грубо говоря, «Айфон», а внутри - «Хуавей». Такие заявки надо сразу отклонять. А у нас же не смотрят, что там внутри. Главное, чтобы цена была самая маленькая, - возмущается нынешней ситуацией депутат.

Во втором раунде, куда попали самые лучшие компании именно по качеству выполняемых ими работ, уже смотрят на сумму, которую они предлагают за свои услуги. Вот тогда, уверен разработчик законопроекта, тендерные работы действительно будут выполняться качественно. Не будут рассыпаться дороги, отремонтированные год назад, поставленное оборудование будет соответствовать своему предназначению.

НЕ СТОИТ ЗАКРУЧИВАТЬ ГАЙКИ

Теперь по поводу требований, которые предъявляются непосредственно к компании. Сегодня каждое ведомство, объявляющее тендер, жонглирует требованиями как захочет. Не проходит нужная компания, значит надо ужесточить требования. Например, гарантийный оборотный капитал компании увеличить в несколько раз. То есть, чтобы компания могла участвовать в конкурсе, на ее счету должен быть капитал, который становится залогом выполнения ею взятых на себя обязательств. Если компания свои обязательства не выполнит, то с ее счета деньги, выделенные ей на реализацию проекта, должны быть изъяты.

Так вот сейчас каждое ведомство повышает эту планку финансовых гарантий до любых размеров, зная, что местные компании, например, не могут похвастать миллиардными средствами. И тогда выигрывает иностранная компания, с которой лоббирующий уже взял свой процент.

- И если раньше 10% требовали, то сейчас хотят 20% от стоимости тендера, представляете? - возмущается депутат, который пять лет занимался собственным бизнесом и на собственном опыте знает все подводные камни госзакупок. - Ставки выросли. Возможности участвовать в тендерах у местных новых компаний нет.

Поэтому в законопроекте Марлен Маматалиев учел этот аспект и вносит предложение: оборотные средства компании должны превышать сумму тендера в два раза. Объявлен тендер на 1 млн сомов, значит гарантийный фонд должен составить 2 млн сомов. Этого достаточно.

Снижается и требуемый опыт компании - 2 года. Не 15 лет, как требуют сейчас, зная, что местные компании в силу объективных причин такой опыт работы иметь не могут. Значит, целенаправленно создаются условия для победы иностранных компаний. А Кыргызстан сейчас ориентирован на поддержку местного бизнеса.

ДОРОГУ МЕСТНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ

Каждый год на тендеры госорганизаций из бюджета страны уходит 47-60 млрд сомов. При этом практически 90% из них выигрывают иностранные компании. Либо оборудование импортируется. Депутат предлагает поддерживать местное производство, вернуть систему госзаказов. Например, возьмем энергетическую отрасль. Кабели покупаются ежегодно. В скором времени у нас заработает кабельный завод в Каинды.

- Мы можем заказывать кабели на этом заводе. Цену определяет Антимонопольный комитет, а правительство делает госзаказ. Это называется методом прямого закупа. Польза будет и государству, и местному производителю, - объясняет тонкости закона Марлен Маматалиев.

И, кстати, директор Департамента госзакупок Улан Озумбеков 14 февраля поплатился своим местом именно по этому поводу. Ведомство не разработало систему госзакупок и преференций для местного производителя.

Предлагаемые изменения снизят риски проявления коррупции

Предлагаемые изменения снизят риски проявления коррупции

Еще отметим, самым рьяным противником законопроекта был именно Минфин, а конкретно Департамент госзакупок. В заключении комиссии после первого слушания законопроекта так и говорится: «Министерство финансов Кыргызской Республики не поддерживает представленный проект закона в связи с нецелесообразностью вносимых изменений в Закон «О госзакупках». Депутату Марлену Маматалиеву аргументировали так - надо будет переделывать портал госзакупок. На это потребуется 10 млн сомов. Однако по запросу депутата, который обратился к специалистам Госкомитета информационных технологий, сумма вышла другая - всего 200 тысяч сомов.

Тогда Марлен Маматалиев дошел до премьер-министра, которого смог убедить в важности закона. И дело сдвинулось. Законопроект пропустили. Все поправки парламентского комитета инициаторы законопроекта Марлен Маматалиев и Абдыбек Дюшалиев учли. Законопроект доработали. И уверены, что когда закон заработает в полную силу, многое в системе госзакупок изменится.

- Мы не будем гнаться за дешевизной, а во главу угла поставим качество. Мы уберем эти коррупционные схемы, лобби, жалобы проигравших и прочие препоны, которые существуют сейчас. Мы исключаем тендеры, которые длятся годами. Надеюсь, что через год мы будем работать качественно иначе, - верит депутат ЖК Марлен Маматалиев.