Премия Рунета-2020
Омск
+12°
Boom metrics
Общество6 февраля 2019 10:13

Омские маршрутчики из-за новой системы оплаты проезда грозят пассажирам забастовками

И из-за убытков отменяют бесплатную пересадку в течение 45 минут и расчет по безлимитному проездному
ФОТО: Анастасия ДЕЛЛЬ

ФОТО: Анастасия ДЕЛЛЬ

В сплошные проблемы выливается попытка чиновников вытеснить наличку при оплате проезда. К этому не были готовы ни техническая часть системы общественного транспорта, ни ее участники. С января, напомним, билет за живые деньги школьнику, студенту, пенсионеру и любому взрослому обходится в 30 рублей. Льготы действуют только на безнал. По электронным проездным пенсионеры и студенты сейчас могут проехать за 18 рублей, а дети - за 15. Поездка по гражданскому проездному стоит 25 рублей. Однако все это вызвало недовольство как пассажиров, так и перевозчиков.

«МЫ ПОЛУЧИЛИ УБЫТОК В 1,5 МИЛЛИОНА!»

Есть одно но: все электронные расчеты в маршрутках и автобусах поступают теперь сначала департаменту, а ведомство уже в конце месяца перечисляет транспортникам средства за перевезенных пассажиров. Но получают они, естественно, не 100% стоимости одной поездки за каждого. Частные перевозчики получили деньги за первый рабочий месяц - подсчитали и ахнули! Руководство крупнейшего объединения транспортников СРО «Омские перевозчики» (включает в себя более 60 маршрутов) заявило: им невыгодно работать с льготниками и электронными проездными.

- По тарифу в 25 рублей по безналичному расчету мне приходило лишь 17 рублей 60 копеек - и по итогам января я оказался в убытке на 1,5 млн рублей, - рассказывает руководитель СРО «Омские перевозчики» Владимир Геворгян. - За федеральных льгот­ников нам платят 18 рублей вместо 25 или 30, не объясняя причин. Это тоже неправильно, ведь себестоимость перевозки даже у тех предприятий, ко­торые защитили тариф, минимально составляет 25 рублей 70 копеек. У меня она выше - 34 рубля 50 копеек, но это по­тому, что у меня большое предприятие.

Теперь частники требуют у властей принять меры и изменить систему оплаты проезда. Работать в существующих условиях они отказываются. Впрочем, «газелисты» ждать доброй воли чиновников не стали. Ряд перевозчиков самостоятельно меняют правила игры - за ними наверняка последуют и другие предприниматели. В департаменте транспорта, похоже, готовы, что маршрутчики станут возить омичей только за наличку и по 30 рублей.

«ГАЗЕЛИСТЫ» ОТМЕНЯЮТ ЛЬГОТЫ

Первые шаги уже сделаны: на 60 маршрутах заявили об отмене бесплатной пересадки в течение 45 минут. Раньше за это время пассажир мог сделать две поездки по цене одной, теперь омичам придется оплачивать обе.

А с 11 февраля в большинстве микроавтобусов частников перестанут принимать и безлимитный гражданский проездной даже при наличии терминалов. Дальнейшие шаги частных перевозчиков, по их словам, - забастовка водителей. Как рассказал «Комсомолке» один из предпринимателей, выручка шофера после введения электронной системы оплаты проезда упала с 2 - 3 тысяч в день до 700 - 1 000 рублей.

- Либо нам платят как положено, либо мы от­казываемся перевозить фе­деральных льготников по безналичному тарифу. Курс задан на то, чтобы мы работали в белую. Так мы готовы! - горячится Геворгян. - Только давайте установим нам приемле­мые тарифы. То, сколько сейчас платят пассажиры и сколько доплачивает за льготников министерство труда, - реальной стоимости проезда не соответствует!

Другой крупный перевозчик - директор ООО «Безопасный город» Иван Меняйлов – подтвердил: частники перестанут пробивать пересадку и не будут принимать безлимитные проездные.

- По ним вообще непонятно, сколько мы получим за провезенного пассажира. Известно точно, что значительно меньше 17 рублей. Так зачем я буду возить за копейки?! - злится предприниматель. - Цель департамента - подмять под себя рынок. Для этого услугу нужно сделать дефицитной. А как это сделать, когда есть конкурент в виде частников? Правильно - задавить их. И вот тогда люди будут и стоять дольше, и в транспорт набиваться плотнее.

СКАЗАНО

«Мы видим эффект - ситуация с платежами выправляется»

Мэр Оксана ФАДИНА:

- С 1 января после двух регионов мы перешли на самую крупную централизованную платежную систему. В моих интересах представить всю актуальную и объективную информацию по поводу того, что произошло по части легализации в платежной системе, как изменились денежные потоки, - цитирует «Омск-Информ» главу города. - Сейчас мы их видим. Эффект очевиден от этого. Видно, что ситуация по сравнению с началом прошлого года положительно меняется. Но я хочу посмотреть не месяц, а квартал - чтобы понимать тенденцию. Январь не всегда является показательным месяцем.

ОТВЕЧЕНО

«Если ничего не изменится - транспорт встанет!»

Руководитель СРО «Омские перевозчики» Владимир ГЕВОРГЯН:

- Забастовки водителей на маршрутах вполне понят­ны: им не хватает денег, чтобы выполнить план, а без этого нельзя ни за­правиться, ни провести техосмотр. Мож­но установить тариф и в одну копейку, но тогда весь транспорт встанет! Такая система крайне не­выгодна для нас. Если ничего не изменится, то через полтора - два меся­ца мы просто не сможем выйти в рейсы.

ВОПРОС РЕБРОМ

В мэрии готовы, что частники станут возить только

за 30 рублей?

- Надо понимать, что это нерегулируемый сектор, он не управляется. У частных перевозчиков нет обязанности работать по тарифам муниципального транспорта. У них своя экономика. Их не устраивает тарифная политика. Они получали 17 рублей за человека, а себестоимость – 25 рублей. Никто не будет работать себе в убыток, - сказал директор департамента транспорта Александр Вялков. – Частники приняли такое решение – мы поменяем им тарифы. Посмотрим, как будет складываться их экономика, получат ли они бОльшие доходы. Может, более жесткий для пассажиров выход, но экономически эффективный.