Кыргызстан
+13°
Boom metrics
Сегодня:
Общество31 января 2019 12:04

Образование на нуле

Образование в Кыргызстане уже который год является больной темой. В этом году до сих пор не решился вопрос с учебниками, которые Минобразования обещает с 1 сентября. И как показывает исследование НООДУ, активисты тревожатся не зря
Уровень образования в Кыргызстане падает с каждым годом. Таковы результаты исследований

Уровень образования в Кыргызстане падает с каждым годом. Таковы результаты исследований

Фото: Ренат ЧИКАЕВ

НООДУ - это Национальное оценивание образовательных достижений учащихся. Исследование проводится по заказу Минобразования и финансируется Европейским союзом.

Подобные исследования уже проводились в 2007, 2009, 2014 и в последний раз в 2017 годах. Чтобы посмотреть динамику и дать рекомендации, что менять, и указать в чем причина тотальной неуспеваемости наших школьников. Исследователи изучали успеваемость учеников 4-х и 8-х классов. Причем с 2007 года количество исследуемых возросло почти в два раза, как и количество школ. Например, в 2007 году в исследовании приняли участие 3 412 учеников 4-х классов из 101 школы республики, а в 2017-м - уже 6 244 ученика из 203 школ.

В исследование принимали участие учащиеся 4-х и 8-х классов

В исследование принимали участие учащиеся 4-х и 8-х классов

Фото: Ренат ЧИКАЕВ

Выводы неутешительны. В четвертом классе неуспевающими по математике являются более 60% учащихся. Причем эта цифра практически не меняется с 2007 года. С возрастом, то есть в 8 классе, показатель даже ухудшился. Проблемы с математикой испытывают почти 65% учеников. Правда чуть улучшилась картина в 8 классе по сравнению с 2007 годом. Тогда на уроне ниже базового находилось 84,3% восьмиклассников. А высокий уровень показали единицы - всего 0,2%. В 2017 году хорошие знания математики показали уже 2,9% учеников восьмых классов.

Исследование уровня достижений учащихся 4 классов по математике

Исследование уровня достижений учащихся 4 классов по математике

Фото: ЦООМО

Исследование уровня достижений учащихся 8 классов по математике

Исследование уровня достижений учащихся 8 классов по математике

Фото: ЦООМО

Чуть лучше картина по гуманитарным предметам. Чтение и понимание. В четвертых классах картина с 2007 года практически не меняется. Больше половины детей к окончанию начальной школы так и не освоили на достаточном уровне эти навыки. Правда в два раза увеличилось количество отличников, показавших высокий уровень чтения и понимания текста. Было 3,6%, через семь лет стало 7%.

Восьмиклассники тоже показали динамику. Учеников с высоким уровнем стало больше почти в 7 раз, и на 20% уменьшилось количество двоечников. Тем не менее общая картина настораживает. Половина восьмиклассников, 51,5%, плохо читают и не понимают прочитанного. Деградация налицо.

Исследование уровня достижений учащихся 4 классов по чтению и пониманию текста

Исследование уровня достижений учащихся 4 классов по чтению и пониманию текста

Фото: ЦООМО

Исследование уровня достижений учащихся 8 классов по чтению и пониманию текста

Исследование уровня достижений учащихся 8 классов по чтению и пониманию текста

Фото: ЦООМО

А КТО ВИНОВАТ?

Центр оценки в образовании и методов обучения (ЦООМО), проводивший это исследование, назвал много факторов. Среди них и неравные условия. Оказалось, что в Бишкеке и малых городах дети учатся лучше, чем в сельской местности. И в школах с русским языком обучения опять же результаты лучше, чем в кыргызских и узбекских.

Учителей не хватает, а если и хватает, то заниматься повышением своей квалификации загруженным учителям некогда. Далее, нет образовательных программ, нет учебников и других обучающих материалов. Ну и, конечно, семья. Опять же доказано, что дети из неблагополучных семей учатся хуже. Дети, чьи родители на заработках, а их воспитывают бабушки-дедушки или другие родственники, тоже показывают результаты хуже своих сверстников. Таковы данные исследователей.

Эксперты считают, что главная причина - это все-таки равнодушие родителей к своим чадам. Слишком мало времени уделяется детям. Так, только 33% родителей помогают детям, если они не поняли чего-то на уроке. А выполнение домашних заданий контролирует только 46%. Дети не делятся с родителями и не рассказывают им о том, что их интересует. Только 22% детей сказали, что обсуждают с родителями книги, фильмы, передачи.

О школе дети с родителями вообще не говорят. 41% детей ответили, что никогда не обсуждают эту тему дома.

Чем же занимаются мамы с папами дома, если не делают с детьми домашние задания, не общаются с ними и не помогают им? Оказалось, все просто. Они смотрят телевизор. Исследователи подсчитали, что среднестатистический мужчина в Кыргызстане только 11 минут в день тратит на воспитание ребенка, зато телевизор он смотрит почти 2,5 часа. Мама - чуть больше: 23 минуты - на ребенка и 2 часа - на телевизор.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Рекомендаций исследователи дают много. Причем не только Министерству образования, но и Минфину, правительству, Жогорку Кенешу. Вернее, это даже не рекомендации, а просто просьба обратить внимание на проблемы образования. Ведь если деградирует подрастающее поколение, то и будущего в нашей стране не будет. Кто ж будет строить, учить, лечить, если даже читать не умеет?

Конечно, родителям никаких рекомендаций ЦООМО не дает. Но доказывать ведь никому не нужно, что школа только учит, а воспитывают и прививают культуру и привычку учиться детям дома.

Не менее важно, отмечают исследователи, поменять систему оценки, которая является скорее карательной, нежели поощрительной. Мы так привыкли бояться двоек. А многие родители до сих пор наказывают детей за плохие отметки. Исследователи предлагают использовать не оценивающую систему, а мониторинговую. Не карать, а наблюдать и направлять.