«Я знаю, что я была лучшей Грицацуевой», — без ложной скромности говорила Крачковская
Фото: кадр из фильма
«И тебя вылечат, и тебя вылечат... и меня вылечат»... 24 ноября народной любимице, заслуженной артистке РФ Наталье Крачковской исполнилось бы 80 лет. Муж называл ее ста килограммами счастья, режиссеры — королевой комедийного эпизода. Для зрителей она осталась лучшей мадам Грицацуевой. Крачковская в советском кинематографе была одна. Играла, вроде бы, эпизодические, очень короткие роли, но ее помнили и знали в лицо. Ее талант разглядел Леонид Гайдай. На роль «женщины необъятных размеров с арбузными грудями» претендовали и Волчек, и Мордюкова. Но режиссер медлил. Тогда звукорежиссер Владимир Крачковский предложил на роль свою жену.
К тому времени Крачковская уже снялась в восьми фильмах, но роль мадам Грицацуевой стала знаком пробы. «Я знаю, что я была лучшей Грицацуевой», — без ложной скромности говорила она.
Знаменитая сцена из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
Кстати, в знаменитом эпизоде беготни с воплями: «Товарищ Бендер!» Крачковская снималась сама, без дублеров, легко перемахивая через ступеньки — главного врага полных женщин. Говорит, что так легко сумела преодолеть пролеты, потому что в детстве много занималась балетом. В это трудно поверить, но Наталья — ребенок войны — была худенькой девочкой, пока до нее не добралась и не раскормила тбилисская бабушка.
— Скажите, вам когда-нибудь приходила мысль похудеть? — спрашивали Крачковскую журналисты.
— Конечно, приходила! И тут же уходила! — гордо отвечала актриса и заливалась смехом.
Она до самого последнего оставалась хохотушкой, хотя, откровенно говоря, жизнь к веселью располагала мало
Фото: Анатолий ЖДАНОВ
Она до самого последнего оставалась хохотушкой, хотя, откровенно говоря, жизнь к веселью располагала мало. Военное детство, полное лишений. Смерть горячо любимого отца в ноябре 1945-го, когда официально война уже закончилась. Отчим, из-за которого Наталья вынуждена будет уйти из дома. Крушение надежд, когда ее, студентку-первокурсницу ВГИКА, собьет на улице машина. Слепота — правда, временная… Тяжелые болезни, захлестнувшие в пожилом возрасте… И все-таки несмотря на свою физическую многопудовость, она оставалась удивительно легким человеком.
На вопрос, в чем секрет ее успеха в кинематографе, она отвечала так: «Потому что я хохотушка, незлая и со мной нормально, удобно и комфортно работать».
Но это была не совсем правда. История ее чем-то похожа на историю нашей детской иллюстрации. Выдающийся художники советской эпохи, не имея возможности реализовать себя во «взрослой» живописи - занимались детской иллюстрацией и подняли ее на мировой уровень. Крачковскую ограничивала не эпоха, а ее типаж. Для эдакой толстухи существовали разве что очень короткие роли. Не будучи ни особенно красивой, ни молодой (она с юности выглядела как «женщина за сорок») - она не имела возможность эксплуатировать внешние данные, как делали это ее современники и чем промышляют нынешние актеры. Потому выход был один. Создавая свои крохотные эпизодики, она всякий раз создавала характер.
Наталья Крачковская с внуком Вовой. Фото Татьяны Кузьминой /ТАСС
Она была удивительно органична. Не комплексовала по поводу внешности, была окружена мужчинами и, как признают коллеги, была в силах увести мужчину у самой красивой женщины.
Однако любовь у нее была одна — невысокого роста лысоватый звукорежиссер Владимир Крачковский. Они познакомились на съемках, где Владимир вместо цветов и конфет охмурял будущую спутницу жизни ежеутренним стаканом сметаны, свежей булочкой, творогом и вареным яйцом. Стучался в дверь общежития, просил: «Передайте Наташе».
Он был старше ее на 15 лет, а ушел — на 30 лет раньше.
Во время съемок фильма «Дубровский» у Крачковской заболело сердце. Она отпросилась, побежала домой, купив по дороги баночку ягод. Дверь открыл сын. Взял сумки из рук.
— Осторожно, там в банке ягоды для папы, — сказала Наталья.
— Папы нет, — ответил Вася.
После смерти мужа хотела навсегда уйти в монастырь, но спасла работа и друзья. Для съемок «Пышки» ее увезли в Ригу и нагружали едва ли не больше, чем остальных актеров, не делая поблажек ни в чем. Они разговаривали во сне. Она просила его забрать ее с собой.
— Еще не время, — ответил Владимир.
Она не говорила, что не боится смерти: «Смерти боятся все. Но если она придет — я не буду сопротивляться. Уйду без обиды, потому что жизнь я прожила хорошую».
Я помню день ее похорон. На Троекуровском кладбище еще лежал снег. Было светло и, словно в черной комедии, стояла наряженная шарами елка.
Такая актриса, как Крачковская, многопудовая клоунесса, была всего одна, потому что и нужна была всего одна. Одна на весь кинематограф, как один Питер Динклэйдж на все «Игры престолов».
Когда уходят известные люди, принято говорить, что остается пустота. Но пустота без Крачковской началась в кинематографе раньше, чем актриса ушла из жизни. Для того чтобы вынести такую жанровую актрису, необходимо мощное жанровое кино, а в нашем тощем кино не находилось места не то что для веселой пышки, но и для основного набора любого фильма - первого и второго любовников.
И тебя вылечат, и меня вылечат, всех вылечат, - говорила героиня Натальи Леонидовны. Хочется верить, что кино все-таки вылечат.
Появилась смешная Елена Валюшкина, которой прекрасно удаются роли нелепых и обаятельных тетушек в комедиях типа «Формулы любви» и «Горько». Зритель открыл замечательную Ирину Пегову из «Супербобровых». Конечно, Валюшкина и Пегова не так запоминаются, не так выглядят и, в общем, не так цитируются, как Крачковская. Но этого и не нужно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Наталья Крачковская всю жизнь мечтала о главных ролях
Наталью Крачковскую открыл для кино Леонид Гайдай - и до конца дней, сначала его, а потом и своих она осталась прежде всего актрисой Гайдая. Именно когда он снимал "12 стульев", ее карьера началась по-настоящему: говорят, он искал на роль гражданки Грицацуевой "актрису, похожую на жену звукооператора Крачковского", а потом решил эту самую жену для простоты и снять (подробности).