Кыргызстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика5 октября 2018 3:45

Глава Агентства по продвижению и защите инвестиций: Население нужно готовить к приходу инвесторов, чтобы это не было как гром среди ясного неба

Куда вкладывают деньги иностранные инвесторы? Кто или что тормозит приток нового капитала в Кыргызстан? Какими должны быть инвестиции будущего? Об этом и многом другом «Комсомолка» поговорила с главой АПЗИ Шумкарбеком Адилбек уулу
Глава АПЗИ уверен, что при проведении системной работы на всех уровнях Кыргызстан может стать сильным игроком на инвестиционном поле Центральной Азии.

Глава АПЗИ уверен, что при проведении системной работы на всех уровнях Кыргызстан может стать сильным игроком на инвестиционном поле Центральной Азии.

Фото: Пресс-служба Клуба региональных экспертов Кыргызстана «Пикир»

Молодой и опытный. Добавить к этому порцию креативности и щедро сдобрить работоспособностью - получится образцовый управленец с деловой хваткой и личностными качествами, необходимыми в современных реалиях.

Шумкарбек Адилбек уулу по специальности финансовый менеджер. Начинал с должности младшего консультанта в финансовой компании «Сенти». Позже вернулся туда уже на пост исполнительного директора.

- До сих пор использую весь полученный тогда опыт, знания, умение работать в команде и выстраивать клиентоориентированный подход, - признается сегодня глава Агентства по продвижению и защите инвестиций.

С сельскохозяйственной отраслью он тоже знаком не понаслышке. В свое время помогал в создании сельхозкооператива, занимающегося переработкой молока. Совмещал это дело с должностью члена ревизионной комиссии в одном из банков. Пригодился опыт работы и в государственной микрокредитной компании. Последние три года Шумкарбек Адилбекович руководит структурой, от которой зависит важнейшая финансовая составляющая экономики страны - инвестиции.

ПОД ЗАЩИТОЙ ЗАКОНА

Изначально Агентство по продвижению инвестиций создавалось на базе Минэконома. В ноябре 2017 года подразделение стало самостоятельным, и у него появилась еще одна функция - защита инвестиций.

- Под этим подразумевается, что инвесторы в Кыргызстане защищены в первую очередь нормами нашего законодательства, - объясняет Шумкарбек Адилбек уулу. - При полном его соблюдении и прозрачности ведения бизнеса любой инвестор может чувствовать себя в безопасности и быть уверенным в том, что ни госорганы, ни силовые структуры не могут вмешаться в работу и нарушить право частной собственности, потому что на его стороне - закон.

- На практике так происходит далеко не всегда...

- К сожалению, это так. По нашим наблюдениям, большинство инвесторов в полной мере не соблюдают законы, не работают прозрачно, делая это намеренно или по незнанию. Из-за этого возникают проблемы с проверяющими и другими госорганами.

- Но ведь есть и обратные истории, когда нарушаются интересы компании, на деле сталкивающейся с несовершенством местного законодательства.

- Да, такое случается. Могут быть пробелы в законах. В этих случаях мы совместно с Министерством экономики и правительством вмешиваемся и пытаемся помочь. Агентство должно быть на короткой ноге с инвесторами, чтобы если вдруг появляются какие-то проблемы, мы могли оперативно отреагировать и решить их.

- Можете привести конкретный пример, когда пришлось отстаивать права инвестора?

- В моей практике в 2016 году был случай, когда, получив через аукцион лицензию на разработку месторождения полезных ископаемых, оператор проекта обратился в мэрию с просьбой предоставить в аренду земельный участок для строительства завода. Мэр поначалу дал добро, а спустя пару недель заявил, что земля уже принадлежит другому арендатору, договаривайся, мол, с ним. В ходе разбирательств выяснилось, что это элементарный шантаж! Участок сдали в аренду задним числом, причем аффилированной с чиновником компании. Мы подключили прокуратуру, которая аннулировала этот договор. Потом организовали конкурс (инвестор его выиграл) и провели общественные слушания с участием депутатов местного горкенеша. Да, потребовалось время, чтобы пройти все эти этапы. Но я всегда говорю: все нужно делать по закону. Это займет время, зато в дальнейшем вы будете вести открытую и прозрачную деятельность. И еще. Настоятельно рекомендуем инвесторам заходить на рынок через АПЗИ и не доверять посредникам. Есть риск натолкнуться на недобросовестных «помощников». С нами работать выгоднее и безопаснее.

Запуск производства взрывчатых веществ «Салют Компани» планирует начать уже осенью этого года. Местный бюджет получит в виде налогов 150 млн сомов.

Запуск производства взрывчатых веществ «Салют Компани» планирует начать уже осенью этого года. Местный бюджет получит в виде налогов 150 млн сомов.

Фото: АПЗИ

ИНВЕСТИЦИИ В ДЕФИЦИТЕ

- Что сегодня происходит на инвестиционном поле Кыргызстана и в целом - в мире?

- С 2015 года наблюдается мировая тенденция к спаду прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Это, в частности, связано с пересмотром структуры производства. Если, к примеру, раньше преимуществом считалась дешевая рабочая сила, то с развитием технологий, роботизацией она уже не является доминантой. Потом многие страны стали активно работать над такими ключевыми направлениями, как упрощение бюрократических процедур, поощрение иностранных инвесторов и защита отечественной промышленности. Все это заставляет крупных игроков взять паузу, чтобы пересмотреть свои позиции.

Что касается Кыргызстана, последние три года республика тоже переживает снижение объема инвестиций. 2015-й стал для нас рекордным, благодаря реализации проекта «Джунда» и капитализации Российско-Кыргызского фонда развития - приток инвестиций достиг полутора миллиардов долларов. В среднем объем поступлений ПИИ в нашу страну колеблется от $600 до 800 миллионов. За первое полугодие 2018-го он составил чуть более $250 млн. Конечно, Кыргызстан испытывает на себе влияние глобальных тенденций, но при этом мы не бездействуем - реализуем различные инициативы, предлагаем нововведения, которые, как упоминал выше, берет на вооружение мировое сообщество.

- Какая отрасль остается самой привлекательной для инвестиций в стране?

- По статистике, последние 5-6 лет лидирующие позиции занимали геологоразведка, финансовое посредничество и торговля. Но после вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз ситуация поменялась. Теперь в структуре поступлений прямых инвестиций растет доля обрабатывающей промышленности. Нас это очень радует. Это говорит о том, что иностранные инвесторы, верно истолковав суть членства в ЕАЭС, стараются делать упор на переработку и использовать все преимущества от производства товаров в республике. Думаю, эта тенденция должна сохраняться, потому что преимущества в части налоговых и таможенных процедур, человеческих ресурсов, движения капитала нужно использовать.

КОРЕНЬ ПРОТЕСТА

- Ассоциация горнопромышленников и геологов не раз поднимала вопрос о том, что после того как инвестор получает лицензию на разработку месторождения, местные власти отстраняются и отправляют его самостоятельно договариваться с местными жителями. Но зачастую построить диалог не получается. Кто виноват? Чья недоработка?

- К сожалению, надо признать, что есть такие органы местного самоуправления, которые в силу своего мышления или образования по иному относятся к инвестору. В их понимании это человек, который обязан только помогать. А между тем нужно создавать такие условия, чтобы один партнер мог заработать, используя возможности и ресурсы страны, а второй - получить выгоды в части создания рабочих мест, налоговых отчислений в бюджет и так далее. Нужно всего лишь правильно оценить ситуацию: что ты имеешь, когда никаких вливаний и активности нет, и что будет, если придет иностранная компания со своими деньгами и технологиями. Подход, отношение местных властей к инвестору играют очень большую роль.

- А в части работы с населением?

- Это еще один важный момент. Независимо от того, есть инвестор или его нет, органы местного самоуправления должны постоянно проводить разъяснительную работу, исследовать инвестиционные возможности своего региона и рассказывать населению о перспективах, чтобы приход иностранной компании не был как гром среди ясного неба. Другой важный принцип - это сохранение экологии и бережное отношение к природе с соблюдением всех природоохранных требований со стороны разработчика. И это тоже должны контролировать местные власти.

- Как вы решаете ситуации, когда конфликт уже перерастает в настоящие «боевые» действия: пылающая фабрика в Казармане, нешуточное противостояние местных жителей с золотодобытчиком в селе Майдан?

- Возможно, уже на следующей неделе встретимся с жителями Майдана (они выступают против китайской компании, разрабатывающей в Баткенской области месторождение Шамбесай. - Прим. авт.). Нужно выслушать их доводы и уже исходя из этого строить дальнейшие отношения с инвестором. В Казармане еще до печально известных событий компанию предупреждали, что нужно выстраивать диалог с местным населением. Но случилось то, что случилось. Сегодня агентство прорабатывает разные варианты для инвестора. Он не потерял заинтересованности и готов работать в других регионах Кыргызстана.

Премьер предупредил, что каждый чиновник будет нести персональную ответственность при подготовке инвестиционных лотов. Халатное или безразличное отношение к этой работе он назвал недопустимым.

Премьер предупредил, что каждый чиновник будет нести персональную ответственность при подготовке инвестиционных лотов. Халатное или безразличное отношение к этой работе он назвал недопустимым.

Фото: gov.kg

ИНВЕСТЛОТЫ ОТ ГОСУДАРСТВА

- На встрече с премьер-министром в сентябре вы рассказывали об инвестиционных лотах? Объясните, что это такое…

- Проекты, которые профильные ведомства и органы местного самоуправления предлагают нашим инвесторам, как правило, находятся на стадии замысла. Нет ни технико-экономического обоснования, ни расчетов. Но даже если компании понравилась идея, и она готова ее реализовать, возникает множество проблем с выделением земельного участка, отсутствием дорог, воды, электричества. Все это ложится дополнительной финансовой нагрузкой на инвестора. Поэтому мы решили проводить подготовительную работу. Каждое МСУ должно предоставить пакет решений, который включает в себя стоимость инвестпроекта, данные по рынку сбыта, сырьевой базе, льготам и преференциям, а также документы, необходимые для запуска строительства: подготовленный участок земли, инфраструктура и прочее. Готовые лоты будем продвигать через посольства, на бизнес-форумах и деловых встречах. Инвестору останется только принять решение. Причем инвестлот достаточно гибкий. Если, к примеру, компания придет со своей идеей, направлением, технологиями, мы можем все это обсудить и на базе лота претворить в жизнь предложение инвестора.

- Судя по вашей беседе с Мухаммедкалыем Абылгазиевым, местные власти не слишком оптимистично встретили эту инициативу. Глава правительства даже пригрозил чиновникам уголовной ответственностью за создание преград для притока инвестиций. Реакция есть? Слова премьера возымели действие?

- Я благодарен премьер-министру за это жесткое заявление. Органы местного самоуправления действительно начали себя проявлять и активно работать. Следующим шагом будет введение этих нормативов в наше законодательство. Инвестлот - это отличный механизм для реализации проектов в промышленности и подъема отдельных отраслей экономики.

При полном запуске завод по производству биметаллических алюминиевых радиаторов в селе Ак-Чий предоставит 300-500 рабочих мест. Реализует проект инвестиционная холдинговая компания «ТМАЙ».

При полном запуске завод по производству биметаллических алюминиевых радиаторов в селе Ак-Чий предоставит 300-500 рабочих мест. Реализует проект инвестиционная холдинговая компания «ТМАЙ».

Фото: АПЗИ

ИНДИКАТОРЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА

- Когда говорят об инвестиционном климате Кыргызстана, все время оглядываются на «Кумтор»: что происходит с компанией, нет ли прессинга и конфликтов... Как вы сегодня оцениваете инвестклимат в стране?

- Конечно, «Кумтор» - это крупнейший инвестиционный проект, который оказывает на экономику Кыргызстана достаточно большое влияние. Крупные игроки с миллиардным капиталом, естественно, могут делать выводы, глядя на опыт канадского инвестора. Но судить только на примере одного предприятия не совсем правильно. Исходя из данных Нацстаткома, последние 2-3 года приток ПИИ нам обеспечивали 95-120 компаний. Средний объем инвестиций колеблется от 3 млн до 10-15 млн долларов. Это не такие гиганты, как «Кумтор», это середнячки, которые выросли и хотят выходить на новые рынки. Им интересен Кыргызстан. И примеров у нас достаточно. К новому году планируем открыть завод по выпуску биметаллических алюминиевых радиаторов на территории СЭЗ «Бишкек». Объем инвестиций - 40 млн долларов. В Кемине построили первый завод по производству взрывчатых веществ. На первом этапе китайские инвесторы вложили более $10 млн.

В целом, по нашим наблюдениям, главным показателем благоприятного инвестиционного климата для инвестора остается стабильность. А политическая ситуация в Кыргызстане стабильна. Нужно только работать и стремиться вперед. В центральноазиатском регионе сегодня развернулась конкурентная борьба за инвестора. Каждая страна пытается продемонстрировать либеральность законодательства и инвестоориентированность правительства. Кыргызстан тоже не сидит сложа руки. Если не будем уступать в этой борьбе, сможем создать хорошие условия для иностранных компаний и привлечь еще больше инвестиций.

- Если бы вы были инвестором, в какую сферу в Кыргызстане вложили бы деньги?

- Все зависит от того, в каком направлении двигаться. У Кыргызстана, считаю, прекрасные возможности в сфере IT-технологий. Объем информации в мире растет с каждым годом, и мы могли бы создать отличные условия для ее сбора, хранения и обработки, используя человеческие ресурсы и энергетический потенциал.

А если бы я владел, к примеру, какими-нибудь инновационными технологиями, то, безусловно, сделал бы ставку на обрабатывающую промышленность. Нужно использовать сырьевую базу и рынок ЕАЭС.

- Руководство страны неоднократно говорило о том, что Кыргызстан должен стать раем для инвестора? Что для этого нужно?

- Достаточно приложить усилия и вести системную работу по всем направлениям, на всех уровнях, начиная от населения и завершая высшим руководством. Тогда Кыргызстан станет одним из лучших и успешных игроков в центральноазиатском регионе.