2018-08-20T08:07:10+03:00

ОСАГО в Кыргызстане: На свой страх и риск

В феврале 2019 года автовладельцев обяжут купить полис автогражданской ответственности. Водители опасаются, что их заставят платить взносы, а компенсаций они не дождутся
Поделиться:
В Кыргызстане эксперты обсуждают плюсы и минусы ОСАГО. Уже в начале следующего года страхование станет обязательным.В Кыргызстане эксперты обсуждают плюсы и минусы ОСАГО. Уже в начале следующего года страхование станет обязательным.Фото: Алексей БУЛАТОВ
Изменить размер текста:

В июле этого года в Бишкеке перевернулся пассажирский автобус. В аварии пострадали почти 20 человек. Каждый из них должен был получить компенсацию за счет страховки водителя. Правда оказалось, что денег не будет - водитель не застраховал пассажиров, а своих сбережений у него нет. Подобных историй в Кыргызстане сотни. Люди не привыкли платить за то, что, возможно, никогда не случится. Несмотря на это, правительство не сдается и вводит новый вид обязательного страхования - ОСАГО.

НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ

Обязательное страхование автогражданской ответственности должно было стать обязательным еще три года назад, но из-за волны критики правительство решило отложить введение закона. Отведенный период приближается к концу, и в обществе вновь обсуждают преимущества и недостатки страхования.

Покупая полис ОСАГО, человек страхует не свой автомобиль и даже не свою жизнь, а машину и жизни пассажиров, которые, возможно, пострадают в аварии, совершенной по его вине. Если система начнет работать, и у каждого водителя появится ОСАГО, жертвам не придется годами выбивать компенсации, бегать по судам и нанимать адвокатов. Сторонники нововведения считают, что ОСАГО не только упростит жизнь, но и повысит безопасность на дорогах.

- Стоимость полиса для автолюбителя будет зависеть от его стажа вождения, от машины, но главное - учитывается число совершенных им ДТП и количество выписанных штрафов за последний год. Как только человек поймет, что с каждым новым штрафом будет расти цена за страховку, он станет осмотрительнее на дорогах, появится хоть какой-то стимул соблюдать правила, - считает начальник отдела дорожного надзора ГУОБДД МВД Талантбек Ибраев.

СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ

С первого взгляда простая система, на самом деле, куда сложнее. В частности, страховые компании по разным причинам могут снизить сумму компенсации или вообще отказаться ее выплачивать. Именно из-за этих опасений в прошлый раз отменили введение ОСАГО.

- Возможно, система несовершенна, но мы не сможем ее усовершенствовать, пока она не начнет работать. Нельзя совершенствовать то, чего нет. Это как с плаваньем - невозможно научиться плавать, пока не войдешь в воду, - убеждает оппонентов член исполнительного совета Госслужбы регулирования и надзора за финансовыми рынками Нурлан Байбосунов.

При этом он уверен, что страховые компании не смогут самовольно снизить размер страховой выплаты и назначить тариф, срисовав цифры с потолка. Все тарифы и методики расчетов после согласования во всех министерствах утвердит правительство.

ОЧЕНЬ СТРАХОВОЙ АРБИТР

Однако спорных моментов избежать все равно не получится, это понимают даже инициаторы введения ОСАГО. Поэтому для сложных случаев придумали независимых экспертов и страховых арбитров. Они будут разрешать споры в ситуациях, в которых стороны не смогут прийти к согласию. Звучит хорошо, но оппоненты ОСАГО ставят под сомнение непредвзятость таких специалистов.

- Фигура страхового арбитра вызывает недоумение. По идее, он не должен быть заинтересован в выигрыше какой-либо из сторон. Но поскольку будет находиться на содержании страховых компаний, то, естественно, не сможет беспристрастно решать споры. Далее. Пострадавший имеет право обращаться в любую клинику за медицинской помощью. Однако в законе сказано, что для выплаты компенсации принимаются справки только из государственных больниц. То есть услуги любой частной клиники пострадавший должен оплачивать за свой счет. И таких пробелов много, - рассуждает член межведомственной комиссии по ОСАГО Эмиль Бостериев.

НЕТ ДОВЕРИЯ

Еще одна претензия к ОСАГО - это недоверие к частным страховым компаниям. Всего в Кыргызстане работает 18 таких фирм, в том числе одна государственная. За два десятка лет, несмотря на плохо развитый страховой рынок, они собрали с населения миллиарды сомов, а выплатили в виде компенсаций лишь 2,5% от них. Председатель Ассоциации пассажирских перевозчиков Бишкека Алтынбек Доспаев сомневается, что с новым видом страхования будет по-другому.

- Во всем мире страховые компании выплачивают людям хотя бы 30% от собранных денег, и только в Кыргызстане, есть страховка или нет, ни о каких компенсациях речи не идет. Мы запросили статистику из Нацстаткома по видам обязательного страхования, которые уже действуют. За последние годы выплаты по перевозке опасных грузов составили ноль сомов, по эксплуатации опасных производственных объектов - ноль, по страхованию перевозчиков перед пассажирами - тоже ноль. С ОСАГО разве что-то изменится? - задается вопросом Доспаев.

Настораживает и то, что закон об обязательной автогражданской ответственности предусматривает наказание за нарушение только для автовладельцев. То есть, если у водителя нет страховки, его оштрафуют. А что будет с другими участниками процесса, если они нарушат закон?

- Мы не против ОСАГО. Мы согласны, чтобы водителей штрафовали за отсутствие полиса. Но почему нет штрафов и наказаний для страховых компаний, которые откажутся платить компенсацию, почему нет наказания для специалистов диагностических центров? Они могут преднамеренно снизить сумму ущерба, «не заметить» какую-нибудь поломку. В этом случае пострадавшие за свой счет должны искать экспертов, что-то доказывать. А тем, кто нарушил закон, ничего не грозит. Получается, что водители должны государству и страховым компаниям, их будут наказывать и требовать деньги, но им по-прежнему никто ничего не должен, - считает Эмиль Бостериев.

ПОЗИЦИЯ СТРАХОВЩИКОВ

Страховые компании на критику в свой адрес отвечают спокойно: выплат нет, потому что люди не покупают страховые полисы. Несмотря на то, что страхование называется обязательным, фактически население игнорирует законы.

- В этом году несколько раз переворачивались бензовозы, был причинен ущерб экологии, но страховые компании не выплатили ни копейки, потому что у водителей, которые попадали в ДТП, не было страховки на перевозку опасных грузов. Это, между прочим, обязательный вид страхования. Водители транспорта не лучше. Они должны страховать пассажиров, но, я уверен, ни у одного бишкекского таксиста нет полиса, - поделился мнением президент Кыргызской ассоциации страховщиков Сабырбек Молдокулов.

Он уверяет, что страховые компании готовы выплачивать компенсации в полном объеме. Только клиентов у них совсем не много.

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Пока в правительстве не утверждены основные документы по ОСАГО, в обществе продолжаются обсуждения. К примеру, до сих пор неизвестно, сколько будет стоить полис автогражданской ответственности, какова максимальная и минимальная сумма выплат по этому виду страхования. Не исключено, что будут изменения и по самой модели работы системы.

- ОСАГО необходимо, оно действует почти во всех странах и хорошо себя зарекомендовало. Преимущества можно перечислять долго: снизится нагрузка на суды, пострадавшие смогут быстро получить компенсации, водители станут осторожнее на дорогах. У нас рынок страхования только начал зарождаться, и, естественно, появятся недовольные, возникнут проблемы и сложности. Но со временем каждый увидит преимущества, - уверен член исполнительного совет Госфиннадзора Нурлан Байбосунов.

Кстати, пассажиры бишкекского автобуса, попавшего в ДТП, все-таки получат свои компенсации. Их из своего кармана выплатит директор муниципального автотранспортного предприятия. Он пообещал журналистам больше не выпускать своих водителей на маршруты без страховки - слишком дорого ему обошелся урок.

Покупая полис ОСАГО, человек страхует машину и жизни пассажиров, которые, возможно, пострадают в аварии, совершенной по его вине. Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Покупая полис ОСАГО, человек страхует машину и жизни пассажиров, которые, возможно, пострадают в аварии, совершенной по его вине.Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Подпишитесь на новости:

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также