Кыргызстан
+14°
Boom metrics
Сегодня:
Интересное19 июля 2018 6:00

Взгляд на «Кумтор» через «Призму»

Специалист по вопросам биоразнообразия американской компании «Призма» побывал на месторождении золота в Кыргызстане, чтобы проверить, как «Кумтор» справляется с данными ему рекомендациями. Результат проделанной работы его порадовал
Спустя шесть лет компания вновь обратилась за помощью к независимому консультанту для обновления «Стратегии и плана мероприятий по сохранению биоразнообразия».

Спустя шесть лет компания вновь обратилась за помощью к независимому консультанту для обновления «Стратегии и плана мероприятий по сохранению биоразнообразия».

Фото: Предоставлено "КП"

СО СТОРОНЫ ВИДНЕЕ

«Если бы мне поручили исследовать водную фауну Иссык-Куля, с удовольствием бы взялся за дело. Но пока достоверными сведениями об экологическом состоянии озера не обладаю, от профессиональной оценки воздержусь», - говорит Дон Пробстель.

А вот сомнений в том, что удивительную природу Кыргызстана можно сберечь, у специалиста нет никаких. У независимого эксперта есть несколько предложений по дальнейшей работе компании «Кумтор» в области сохранения флоры и фауны и устранения негативного воздействия производства на окружающую среду.

Профессиональный опыт работы доктора Пробстеля 30 лет. Как аналитик по экологическим и социальным вопросам он сотрудничал с крупнейшими международными компаниями, в том числе занимающимися горной добычей. Работал в научных проектах в Сибири, на Камчатке, Байкале. Американская компания «Призма», куда он пришел на позицию советника по охране биоразнообразия, оказывает консалтинговые услуги по оценке охраны окружающей среды, социального воздействия и устойчивости развития в разных странах Центральной и Южной Америки: Гватемале, Аргентине, Бразилии, Чили. Такой компетентный взгляд со стороны на деятельность предприятия позволяет выявить все преимущества и недостатки, то, что на местном уровне может быть незамеченным или наоборот - утрироваться.

Обширные научные знания и внушительный опыт международных экспертов «Кумтор» старается перенять и внедрить. Первый шаг на пути к цели сделан шесть лет назад, когда с помощью местных и зарубежных экспертов золотодобытчик разработал «Стратегию и план мероприятий по сохранению биоразнообразия» в соответствии с действующими международными требованиями и практикой ведения горных работ. Пришло время освежить документ, дополнив его новыми задачами. Срок эксплуатации рудника определен до 2026 года, и к тому моменту компания должна иметь на руках четкий план действий: как в период до закрытия и после рекультивации месторождения максимально вернуться к исходной точке и смягчить или компенсировать следы былого производства.

Животный мир Кумтора богат.

Животный мир Кумтора богат.

Фото: Иван Турковский

ОБСУДИЛИ. РЕШИЛИ. СДЕЛАЛИ

Как и несколько лет назад, к обсуждению вопросов сохранения биоразнообразия на территории и в окрестностях рудника были приглашены кыргызстанские специалисты и ученые. За время своего визита в Кыргызстан американский консультант выслушал экспертные мнения. Самые важные будут включены в обновленную редакцию стратегии. Говорить об ее итоговом варианте пока рано - понадобится время, чтобы изучить все предложения и обдумать механизмы их реализации. К примеру, после закрытия рудника на его территории будет международная научно-исследовательская станция, которая займется решением множества задач, в том числе и экологического характера.

Разумеется, рекомендации, оставшиеся на бумаге, не значат ровным счетом ничего. А потому большую часть рабочей поездки доктор Пробстель провел на руднике. Хотел увидеть своими глазами, что из намеченного в 2012 году удалось воплотить. Результату порадовался и удивился.

- Перемены к лучшему очевидны! Я обнаружил, что за прошедшее время компания выполнила все рекомендации и продолжает идти по намеченному пути, - не скрывает удовлетворения специалист. - Впечатлен тем, как четко проводится мониторинг диких животных и растительности, как налажена система управления отходами («Призма» рекомендовала «Кумтору» усовершенствовать утилизацию отходов, навести порядок в их складировании и внедрить метод разделения твердых бытовых отходов, что было выполнено. - Прим. авт.), как решается проблема запыленности воздуха на технологической трассе и на территории рудника. За минувшие годы построен замечательный новый лагерь для сотрудников компании, и что еще немаловажно - появились изменения в кадровом составе. Если шесть лет назад на руководящих постах было много иностранцев, то сегодня ведущие позиции занимают местные специалисты, которые самостоятельно, опираясь на свой опыт и знания, успешно справляются с производственными задачами. Я считаю это большим достижением.

- Доктор Пробстель, а как вы в целом оцениваете усилия компании, прилагаемые для решения экологических проблем и сохранения биоразнообразия?

- Прежде всего хочу напомнить, что стратегия по управлению биоразнообразием была создана на добровольной основе по инициативе «Кумтора» и включает в себя предложения как международных, так и местных экспертов. Уровень выполнения программы очень высокий. Компания прислушивается к рекомендациям международных институтов и независимых консультантов, активно проводит профилактические работы для снижения экологических рисков. Я считаю, за эти годы проделан огромный пласт работы.

- Исходя из проведенных встреч с экспертным сообществом, можете озвучить новые рекомендации? На чем акцентировать внимание в следующие пять лет?

- Собственно, в этом и заключается цель моего визита. В числе таких рекомендаций я бы назвал создание уникальной научно-исследовательской станции международного масштаба, поддержку Сарычат-Ээрташского заповедника и выпуск детских книг или специальных пособий по дикой природе и биоразнообразию республики. После обсуждений с руководством компании, которая, отмечу, открыта для новых идей, надеюсь, эти и другие пункты будут рассмотрены и включены в пересмотренную редакцию стратегии.

- Вы изучали вопрос состояния ледников на Кумторе? Эта проблема вам знакома?

- Я не являюсь специалистом в области гляциологии, но, учитывая изменения климата, могу с уверенностью сказать: ледники отступают не только на Кумторе - процесс деградации наблюдается во всем мире. И связано это не столько с воздействием горного производства (в той или иной степени, оно, разумеется, есть), сколько с глобальным потеплением. Кстати, это является еще одним хорошим поводом для создания на руднике научно-исследовательской станции, которая наряду с решением других экологических вопросов будет проводить мониторинг ледников.

- Опираясь на свой внушительный многосторонний опыт, вы можете сравнить работу «Кумтора» с другими горнодобывающими предприятиями?

- Я действительно работал на нескольких крупных рудниках в мире и могу сказать, что всюду основной акцент делается на обеспечении техники безопасности и охране труда. «Кумтор» тоже уделяет этому особое внимание. Но помимо этого у компании есть свои уникальные подходы к вопросам сохранения биоразнообразия, и меня радует, что она продолжает стремиться к улучшению практик в тесном взаимодействии с учеными Национальной академии наук. Речь, в частности, о том, какую глобальную работу проводит «Кумтор» совместно с кыргызстанскими специалистами по посеву растений на экспериментальных участках для дальнейшей рекультивации земель.

В суровом высокогорье обитают редкие виды птиц...

В суровом высокогорье обитают редкие виды птиц...

Фото: Иван Турковский

...и приспособленные к холодам хищники.

...и приспособленные к холодам хищники.

Фото: Иван Турковский

ВЫСОКОГОРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК

- И кыргызстанские, и международные аудиторы в своих отчетах отмечают рост численности популяции травоядных и хищников, обитающих на высокогорном руднике. Благодаря чему, на ваш взгляд, мы наблюдаем такую тенденцию?

- На Кумторе на самом деле водится большое количество диких животных, в числе которых есть и краснокнижные виды. Поскольку на территории рудника охота строжайше запрещена, этот участок стал для них своего рода заповедником. Звери без опаски подходят к лагерю и совершенно не боятся людей и шумной горной техники.

- Можно ли в таком случае говорить о минимальном воздействии золотодобывающего предприятия на живую природу?

- Я бы сказал иначе. Это воздействие на биоразнообразие весьма позитивное и очень значительное. В результате деятельности компании мы наблюдаем положительные тенденции не только на самом руднике, но и за его пределами, например, в Сарычат-Ээрташском заповеднике, с которым компания активно сотрудничает. Более того, сейчас мы задумались над тем, какой вклад инвестор может внести в сохранение биоразнообразия на региональном уровне. Будем обсуждать.

- Вы в Кыргызстане не первый раз и уже наверняка смогли оценить природные богатства нашей страны. Вам нравится здесь?

- Я вырос в Колорадо и должен сказать, что Кыргызстан и Колорадо, как младший брат и старшая сестра. Климат, природа - почти все одинаково. Поэтому мне очень понравилось у вас. Я даже подшучивал над своими кыргызстанскими друзьями: показывал снимки живой природы Колорадо и спрашивал, что это за место. И знаете, они не могли отличить: «Может быть, это Каракол?», «Похоже на Барскаун!». Было бы хорошо пригласить в Кыргызстан гостей из Колорадо. Они бы рассказали местным жителям, что такое настоящий экотуризм без вреда и ущерба для животного мира. И точно так же кыргызстанцы могли бы приехать в гости к нам, чтобы убедиться: при правильном подходе и управлении общество и природа могут гармонично сосуществовать.

Задача золотодобытчика, ученых и независимых экспертов - сохранить уникальный растительный и животный мир высокогорного месторождения.

Задача золотодобытчика, ученых и независимых экспертов - сохранить уникальный растительный и животный мир высокогорного месторождения.

Фото: Влад УШАКОВ