Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Общество3 мая 2018 23:18

Конец Собибура

"Комсомольская правда" первой написала о лагере смерти Собибор. Читайте архивный материал "КП" 1962 года
Источник:kp.ru

Комбинат смерти работал уже более года когда в сентябре 1943 года сюда прибыл эшелон с 600 советскими военнопленными. Поезд остановился на крошечном полустанке, затерянном в глубине Польши. Узников встретили вкрадчивая тишина леса, изуродованного ржавой колючей проволокой, серый туман, стелющийся по болотным мхам, да крупные готические буквы надписи «Собибур».

Немного в стороне от лагеря небо внезапно сильно заалело.

- Что это? – вырвалсь у Александра Печерского, одного из прибывших, молодого советского офицера.

- Это горят трупы заключенных, таких же, как мы, - шепотом ответил ему стоящий рядом человек с одутловатым землистым лицом. – Каждый день фашисты привозят сюда по две тысячи человек. Отбирают тех, у кого есть специальность и кто может им пригодиться, а остальных сжигают.

Александр с ужасом убедился в правдивости этих слов: из 600 советских военнопленных только 80 были оставлены фашистами для работы в лагере, а остальные задушены газом и сожжены.

«Новичкам» раскрывались тайны Собибура. Они знали уже, что мертвый рокот электромотора означает, что газовую камеру с людьми на фабрике смерти наполняют удушливыми газами. Они знали уже, что «банный день» для обитателей лагеря может стать последним днем жизни.

Потянулись один за другим дни, наполненные муками и смертями. Как вынести это, как жить дальше? Первая и неотступная мысль – бежать!

- Бежать отсюда невозможно. – Печерский слышал эти слова на каждом шагу. Ограда, колючая проволока высотой три метра, минное поле шириной в 15 метров, глубокий ров – все это не так-то просто оставить позади.

Александру рассказали, что многие пытались бежать. Несколько месяцев назад члены особой команды по сжиганию трупов делали подкоп. Гитлеровцы обнаружили тоннель – обершарфюрер Нейман сам расстрелял всю команду. В другой раз журналист из Голландии организовал побег 72 заключенных. Почти всех беглецов фашисты поймали и уничтожили.

И все же Александр чувствовал, что мыслью о свободе живут все в лагере. Он был убежден, что найдется немало смелых людей, готовых к борьбе, таких вот как портной Юзеф, сапожник Якуб, поляк Лейтман, с которыми Александр познакомился в первый день прибытия в лагерь.

Постепенно в лагере организовывалась инициативная группа, ядро, готовившее восстание. В группу входило семь человек: советские военнопленные А. Печерский, Б. Цибульский, А. Вайспапир, Шубаев, польский рабочий коммунист Ш.Лейтман и столяр из Любомля Х. Провозник (фамилия седьмого неизвестна).

Дождливым октябрьским вечером к Печерскому пришел еще один союзник – Бжецкий, «капо» - надсмотрщик-полицейский из заключенных.

- Я хочу поговорить с вами по душам, - осторожно заговорил он, - должен вам сказать, что вы ведете себя крайне неосторожно. Вы делаете вид, что ходите в женский барак, чтобы поухаживать за этой голландкой – Люка, кажется? Так вот, я наблюдал и знаю, что это только ширма. Вы там о чем-то договариваетесь с Борисом и другими. А разговор может быть только об одном… Знаю, вы считаете меня низким человеком. Пусть так. Но я хочу жить! Я не верю, что фашисты не убьют «капо». Нас уничтожат вместе с вами. Вот почему мы хотим помогать вам.

Кто этот человек? Провокатор? Или он просто цепляется за жизнь? Если Бжецкий понял, что гитлеровцы убьют всех «капо», значит, терять ему уже нечего. Если же он предатель, то знает он уже достаточно, чтобы провалить побег.

"Конец Собибура". Статья в "Комсомольской правде" 1962 года

"Конец Собибура". Статья в "Комсомольской правде" 1962 года

Помощь «капо» была принята.

План побега тщательно продумывался. Главное – обезглавить охрану, уничтожить всех гитлеровских офицеров. Затем, захватив оружие, пробиться через проволоку, через минные заграждения, и уйти в леса, к партизанам. Дерзость заговора усугублялась тем, что линия фронта была далеко. Надеяться на помощь советской армии не приходилось.

Для узников СОобибура день 14 октября 1943 года стал самым ярким в жизни. Организаторы восстания устроили в 4 часа дня для фашистских офицеров примерку новых мундиров и обуви.

Начальник собибурского лагеря Эрнст Берг прибыл в мастерскую даже раньше назначенного срока. Он снял мундир, положил на стол пояс с пистолетом. Портной Юзеф, примерявший мундир, повернул «заказчика» лицом к двери. Молодой бакинец Шубаев, выхватив из-под гимнастерки топор, молниеносным ударом рассек фашисту голову.

Ровно в четыре начальник третьего отделения лагеря Гетдигер явился в сапожную мастерскую.

- Готовы ли мои сапоги? – спросил он.

- Да, - любезно ответил сапожник Якуб и предложил. – Примерьте.

Эсэсовец начал натягивать сапоги, и тут стоящий за его спиной А. Вайспапир одним ударом прикончил его.

В десять минут пятого в портняжной мастерской был убит обершарфюрер Грейшут.

За первый час восстания было уничтожено 11 из 14 офицеров.

Все шло, как было предусмотрено. Жестянщики принесли в водосточных трубах шесть винтовок с патронами. А слесарь из гаража прихватил с собой автомат убитого офицера. Шесть винтовок и автомат – это уже что-нибудь да значит! Теперь нельзя терять ни одной секунды.

Послышался свисток к построению. Все выбежали из бараков.

Александр набрал полную грудь воздуха:

- Товарищи, к воротам!

Лавина людей бросилась к оружейному складу. Два офицера, оставшиеся в живых, попытались стрелять, но были тут же убиты.

Двор лагеря быстро опустел. В лесу, который начинался сразу за рядами проволоки, слышались крики, беспорядочные выстрелы. Около 700 человек, вырвавшихся за проволоку, отстаивали первые минуты своей свободы.

Девятнадцатого октября группа Александра Печерского встретила в белорусских лесах партизан. А двадцать третьего октября бывшие узники получили первое боевое задание.

Началась новая жизнь. Пленники Собибура мстили за свои муки, за тех, кто пал жертвой фашистских палачей. Мстили жестоко, беспощадно.

Отступая, гитлеровцы попытались замести следы своих преступлений. Они уничтожили столб с крупными готическими буквами «Собибур», снесли строения, бараки, колючую проволоку.

Но ничем не изгладить из памяти людей воспоминания об издевательствах фашистов над узниками концлагерей. Об этом помнит бывший офицер Советской Армии Александр Печерский, который сейчас живет и работает в Ростове-на-Дону, помнят его друзья по Собибуру. Об этом помнят все, кто прошел в годы войны через горе, разлуку, смерть близких, прошел во имя счастья на земле через семь кругов фашистского ада.

Л.Друзенко, В.Томин

"Комсомольская правда"

12 января 1962 года

СТАТЬИ ПРО СОБИБОР В "КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЕ"

Фабрика смерти в Собибуре

Читайте архивный материал "КП" 1944 года

Целый угол Польши немцы превратили в огромный застенок, где после неописуемых мучений погибли миллионы людей всех стран Европы. Сейчас приоткрыт только край завесы, стала известной, быть может, только сотая часть злодеяний, сотворенных в этом застенке. Но то, что уже стало известным, не может не наполнить ужасом, гневом, жаждой мести душу каждого честного человека. (читать статью полностью)

Восстание в лагере смерти – Собибур

Читайте архивный материал "КП" 1945 года

Уважаемый товарищ редактор!

2 сентября прошлого года в «Комсомольской правде» была опубликована корреспонденция «Фабрика смерти в Собибуре». Авторы со слов бежавших из лагеря рассказали о восстании и побеге пленников Собибурского лагеря. Один мой товарищ в этой корреспонденции, рассказывая о руководителе восстания «Сашко», спрашивал, жив ли он и где он сейчас? Сашко – это я. Я жив и здоров. Свидетельством этому – мое письмо. В нем я хочу кратко рассказать о некоторых подробностях восстания, которое произошло 14 октября 1943 года. (читать статью полностью)