Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+8°
Boom metrics
Общество26 апреля 2018 9:08

«С припасами тяжело!» Моряки с российского судна Crystal East рассказали о заточении в Эмиратах

«Комсомолка» связалась с приморцами, которые заперты на танкере в адскую жару [фото, видео, документы]
Врач осматривает второго помощника капитана. Моряка пришлось откачивать с капельницей. Фото предоставлено членами экипажа

Врач осматривает второго помощника капитана. Моряка пришлось откачивать с капельницей. Фото предоставлено членами экипажа

«Комсомольская правда» связалась с экипажем российского танкера Crystal East, застрявшего в Объединённых Арабских Эмиратах. На борту арестованного за долги судна находится семь приморцев.

Напомним, что танкер «Кристал Ист» принадлежит компании «Находка-Портбункер». Предприятие признали банкротом 20 июня 2017 года по решению Арбитражного суда Приморского края. 27 июля судно арестовали с санкции суда порта Шарджа по требованию кредитора находкинской компании - "Газпромбанка". Банк таким неординарным образом хотел получить с должника 14 миллионов долларов. В декабре, после вмешательства приморских властей и лично врио губернатора Андрея Тарасенко, экипаж судна удалось вернуть на родину. В обратном направлении для поддержания судна на плаву на свой страх и риск отправились моряки сменного экипажа. Судовладелец заверил их, что теперь всё будет хорошо. Однако вскоре у нового экипажа береговая охрана забрала загранпаспорта. После этого моряки даже чисто теоретически не могут покинуть пределы иностранного государства. К тому же, судно "заблокировано" на якорной стоянке, а не у причала - на охраняемой территории.

В настоящее время минимум четверым приморцам на танкере нужна медицинская помощь. Её, само собой, никто не предоставляет. В среду танкер подал сигнал SOS. Это была крайняя мера: экипаж предполагал, что к танкеру немедленно прибудут спасатели. Арабы тревожное сообщение просто проигнорировали. На сигнал откликнулись только французы. Они запросили его подтверждение, получили его – но этим дело и ограничилось. Сейчас экипаж танкера страдает от нехватки лекарств, воды и еды.

Как следует из полученных редакцией документов, второй помощник капитана сейчас находится в прединфарктном состоянии. Его пришлось откачивать с помощью капельницы. У него, а также у нескольких членов экипажа наблюдается обезвоживание. Арабский врач признал моряков непригодными к работе – это означает, что экипажу необходимо ложиться в больницу. В распоряжении редакции оказались медицинские заключения врача; мы публикуем перевод одного из них.

Медицинское заключение, выданное одному из членов экипажа (перевод)

Медицинское заключение, выданное одному из членов экипажа (перевод)

«Комсомолка» связалась со вторым механиком судна Олегом Юшиным по телефону. Мобильная связь – это единственное, в чём моряки не испытывают нехватки. Crystal East стоит в 10 километрах от берега, так что «ловит» там прекрасно. Благодаря этому члены экипажа постоянно поддерживают связь с родственниками. Впрочем, качество связи всё равно оставляло желать лучшего – не только из-за качества роуминга: над портом всё время летают самолёты. Гул их двигателей постоянно заглушал разговор.

– У нас сразу нескольким людям нужна квалифицированная медицинская помощь. 22 апреля местные врачи провели осмотр экипажа, выдали необходимые лекарства. Но, во-первых, они уже кончаются, во-вторых – нужно именно лечение в больнице, – рассказал Олег Юшин.

Температура на солнце достигает 47 градусов Цельсия. Фото предоставлено членами экипажа

Температура на солнце достигает 47 градусов Цельсия. Фото предоставлено членами экипажа

Главной причиной плохого самочувствия экипажа является невыносимая жара. На солнце температура воздуха доходит до 47 градусов, в тени на десять градусов холоднее. Кроме того, в порту очень душно.

– С припасами тяжело. Последний раз нам привозили еду и воду 11 апреля. Воды немного осталось. Провизии – постольку-поскольку. Дело в том, что топлива на судне нет, из-за этого никакие системы жизнеобеспечения не работают. Ни холодильников, ничего. В такой жаре всё очень быстро портится. Каждый день нам приходится часть продуктов просто выбрасывать, – рассказывает второй механик.

Олег Юшин добавил, что количество припасов стало причиной серьёзных препирательств с судовладельцем (который эти самые припасы приобретает). Он, дескать, предъявил экипажу: слишком много едите и пьёте.

Однако сам судовладелец, Вячеслав Цой, утверждает – причина проблем с припасами кроется в другом.

– Очень сложно доставить еду на судно. В порту всё охраняется, там свои нормы, требования и так далее. Нам кое-как удалось договориться с портовой администрацией. Припасов доставили месяца на полтора. Морякам даже врача со скрипом вызвали, о чём можно говорить? На экипаж в итоге пожаловались – мол, он в полном составе хотел самовольно покинуть судно. Капитану пришлось писать объяснительную в МИД, – рассказал Цой корреспонденту «Комсомолки».

Когда закончится вся эта волокита – сказать сложно. По словам Вячеслава Цоя, он сам стал заложником ситуации. «Газпромбанк», перед которыми у компании «Находка-Портбункер» долги, не спешит решать вопрос. Суда компании (в том числе, Crystal East), до сих пор не оценили, хотя сделать это нужно было ещё в январе. Сейчас суд рассматривает бесконечные апелляции, и конца-края этому не видно. До окончательного решения «танкерного» вопроса моряки вынуждены будут находиться на судне, в опасных для жизни условиях.

Самодельный умывальник, сделанный моряками. Фото предоставлено членами экипажа

Самодельный умывальник, сделанный моряками. Фото предоставлено членами экипажа

Комментарий эксперта

Длительные сроки судебного разбирательства, помимо всего прочего, очень дорого обходятся судовладельцу. Каждый день простоя в порту Шарджа стоит до 1000 долларов. Как рассказал «Комсомолке» председатель Дальневосточного профсоюза моряков Николай Суханов, сейчас «Находка-Портбункер» должна заплатить арабам 300 тысяч долларов США. Сумма огромная, учитывая финансовое состояние компании-судовладельца.

– Есть конвенции, которые позволяют российскому правительству репатриировать моряков в такой ситуации. Речь же идёт о непосредственной угрозе жизни людей. Я считаю, что в данной ситуации Россия должна выделить средства для того, чтобы репатриировать экипаж, – считает он.

Вместо послесловия

Сейчас судовладелец, попавшие в беду моряки и члены их семей, а также профсоюзы рассчитывают на помощь властей всех уровней. Прежде всего - министерства иностранных дел РФ и генерального консула России в Дубае и Северных Эмиратах. Соответствующее обращение направлено 25 апреля (есть в распоряжении редакции). В числе адресатов также врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко. Он, как человек из морского флота, наверняка вновь протянет руку помощи землякам. Но в целом, конечно, ситуация выглядит дико: фирменная для Приморья профессия моряка деградировала окончательно в новых экономических реалиях. Мужики гробят свое здоровье благодаря отнюдь не природным "штормам". Это - не первый подобный случай. И, естественно, не последний. И пока участники экономического конфликта разбираются в судах, необходимо как можно скорее вернуть людей на родину. "КП" следит за развитием событий.