Кыргызстан
+13°
Boom metrics
Сегодня:
Интересное21 апреля 2018 4:30

История успеха: «НАПОЛЕОНовские планы «Куликовского»

Как раскрутить свое дело с нуля, удержать лидирующие позиции на рынке и не ошибиться с бизнесом будущего, «Комсомолке» рассказал генеральный директор Кондитерского дома «Куликовский» Денис Гайворонский
По мнению Дениса Гайворонского, хороший менеджер может раскрутить любой бизнес. Но далеко не каждый бизнесмен может быть управленцем от Бога.

По мнению Дениса Гайворонского, хороший менеджер может раскрутить любой бизнес. Но далеко не каждый бизнесмен может быть управленцем от Бога.

Фото: Предоставлено "КП"

- Ассортимент из представленных на рынке тортов у нас самый большой, делаем и с праздничным оформлением под заказ. Для мальчиков, например, просят собрать торты-машинки, именинницы-девочки приходят в восторг от Барби в съедобном наряде, - когда в 2004 году главный кондитер цеха на Жибек Жолу делился секретами мегапопулярности куликовских тортов, слушать его можно было только с открытым ртом. «Ореховый», «Бисквитный» и «Киевский» - вот и вся в те времена нехитрая конкуренция «куликам», как окрестили в народе полюбившуюся сладкую марку.

Сегодня производственная площадь кондитерского цеха «Куликовский» на Алматинке - четыре тысячи квадратных метров. Ассортимент, распробованный и пришедшийся по вкусу потребителю как в Кыргызстане, так и за пределами страны, состоит из более 200 наименований и пяти торговых марок. Но как маленькая кондитерская выросла в огромное предприятие по производству тортов? Чтобы понять это, нужно вернуться к истории ее создания. В лихие девяностые.

Невероятно нежный и красивый торт «Красный бархат» быстро получил признание сладкоежек.

Невероятно нежный и красивый торт «Красный бархат» быстро получил признание сладкоежек.

Фото: Предоставлено "КП"

РОЖДЕНИЕ МЕГАБРЕНДА

Основатель и владелец компании Олег Куликов, в честь которого и был назван кондитерский бренд, открыл маленький семейный бизнес в 1991 году. Искусно управляться с венчиком и замешивать тесто сына научила мама - она бесподобно пекла. Маленький Олег с детства вертелся на кухне, а возмужав, о своем увлечении не забыл. В армии, чтобы не потерять навыки, он нашел в советской кулинарной книжке рецепт «Птичьего молока» (сегодня картина с изображением этого торта висит на самом видном месте в кабинете генерального директора) и в свободное время пек для солдат. Сослуживцы это ценили, конечно!

После службы, вернувшись в гражданскую жизнь, Куликов не раздумывал долго - если кондитерское дело приносит удовольствие, этим и нужно заниматься. С супругой Ильвиной в кухоньке в семь квадратных метров на обычной плите они стали выпекать на продажу «Птичье молоко». Через три года стало понятно: пора расширяться. Перебрались в родительский дом, на 30 квадратных метрах поставили столы, купили промышленный миксер и позвали на помощь двух родственников. Дело набирало обороты - маркетинг «из уст в уста» заработал в полную силу. Уже в 1997 году семейная пара сняла помещение для выпечки тортов напротив филармонии. А спустя еще несколько лет переехала в цех на Жибек Жолу. И по сей день фирменный магазин «Куликовский», расположенный в районе Аламединского рынка, распродает самые большие объемы продукции - по привычке за тортиком к торжеству или просто к чаю покупатели едут туда. Появился у «Куликовского» и свой логотип. Его за 200 сомов сделал студент Политеха. Парень попросту скопировал лого известной российской шоколадной фабрики, поменял название, вставил под ним ленту, и на том дизайнерские фишки закончились. С этим фирменным брендом, оформленным в желто-красных тонах, «Куликовский торт» существовал до 2012 года - поворотного момента в истории сладкого бизнеса.

В ассортименте кондитерской компании - более 200 наименований. Легкие творожные десерты - одно из лакомств, полюбившихся покупателям.

В ассортименте кондитерской компании - более 200 наименований. Легкие творожные десерты - одно из лакомств, полюбившихся покупателям.

Фото: Предоставлено "КП"

ЭВОЛЮЦИЯ «КУЛИКОВСКОГО»

Этим поворотным моментом стало появление в компании топ-менеджера с большим управленческим опытом Дениса Гайворонского, к которому обратился за помощью Олег Куликов. «Куликовский» бил все рекорды по продажам, по-прежнему занимал лидирующие позиции на рынке, штат компании за годы работы разросся до 300 человек! Казалось бы, что еще нужно? А нужен был рост. Производители поняли, что исчерпали все возможности, уперлись в потолок и не знали, куда двигаться дальше.

- Свой собственный бизнес нужно растить и лелеять, как растят и лелеют ребенка с пеленок, - приводит сравнение Денис Гайворонский. - Нужно набраться терпения и шаг за шагом вести его к цели: поставить на ноги, дать базовые знания «школьной программы», а уже потом отправить в университет.

На последнем этапе детище Куликовых, выросшее из пеленок и школьной формы, остановилось в развитии - срочно требовалось вмешательство высококлассного педагога, в бизнесе - менеджера, - который бы повел его дальше.

- Это слабость всех бизнесменов постсоветского пространства, поднимавших свое дело с нуля после развала Союза. Основываясь только на доверии и культивируя семью, они не могут вовремя отойти от бизнеса и передать его в управление менеджменту. Но консервативный подход уже неприемлем, бизнес сегодня должен строиться на компетентности команды и бренде. И если «ребенок» твердо стоит на ногах, нужно получить статус учредителя, уйти в Совет директоров и не вмешиваться в операционную работу. Дальше компанией должен управлять наемный топ-менеджер, - советует Гайворонский.

Возражаю.

- А пресловутая семейная клановость? «Это еще что за новости?!», - хором скажет задействованная в производстве родня, когда новый руководитель попросит освободить место для квалифицированных кадров.

- Мы через это тоже прошли - это болезненно, но осуществимо. После проведения диагностики компании я понял, что торговая марка держалась на двух основных столпах: семейных ценностях и качественном продукте. Но с появлением на рынке Кыргызстана достойного конкурента она бы заметно сдала позиции. Двигаться дальше можно было только двумя путями: или эволюционным, или революционным. Первый - долгий, затратный и очень эмоциональный. Нужно было перестроить всю систему, обучить и расставить людей по своим местам - а любые изменения в коллективе, на протяжении многих лет привыкшем работать по старинке, всегда воспринимаются в штыки. Второй - полностью обновить штат и построить систему с нуля, что, конечно, идет вразрез с нашим менталитетом. Так или иначе, необходимо было проводить большую реорганизацию и систематизировать работу, которая без структуры управления уже превращалась в хаос, что могло отразиться на конечном продукте и качестве. Я благодарен Куликовым за то, что они набрались смелости и пошли по первому пути. С людьми, которые не справились и не прошли переподготовку, нам пришлось расстаться.

В этом году КД «Куликовский» сделает упор на разработке двух линий - низкокалорийных диетических десертов и свежей выпечке.

В этом году КД «Куликовский» сделает упор на разработке двух линий - низкокалорийных диетических десертов и свежей выпечке.

Фото: Предоставлено "КП"

«ЧАРЛИ И ШОКОЛАДНАЯ ФАБРИКА» ПО-КЫРГЫЗСТАНСКИ

- Покупатель, между прочим, тоже встретил нововведения недружелюбно. И дело не только в изменении ценовой политики в сторону повышения, связанного с модернизацией оборудования и введением европейских технологий производства. Звучала критика: «Раньше было лучше, раньше было вкуснее!».

- В советское время, говорят, и трава была зеленее, и солнце светило ярче, и люди были добрее... Чего мы только не наслушались за эти годы. Кто-то один напишет в соцсетях: «Такие-сякие, работают без перчаток!», и раздувается пожар.

- А что, работаете без перчаток?

- Это удобно и гигиенично. У нас европейская система обработки рук. Мы на нее тратим столько денег, что выгоднее было бы каждые 10 минут перчатки менять. Но как это объяснить потребителям? Приходится терпеть и молча делать свое дело. Я знал, что после ребрендинга нас ждут годы кризиса, и предупреждал основателей компании: вложения будут огромными, а прибыли в первую пятилетку - никакой. Но обещал, через пять лет вернем все, что потеряли.

- Выполнили план?

- Вышли из кризиса на седьмой год. Подкосили валютные колебания в России и в Казахстане. Когда упал рубль, с российского рынка пришлось уйти - из-за нестабильности курса стоимость продукции в Москве возросла, что вызвало снижение продаж. Теперь зайдем с другой стороны - с Сибири. Планируем выйти на рынки Узбекистана и Беларуси. Нам интересно все пространство Содружества. В своем сегменте, уверен, станем лидерами рынка СНГ. А еще в перспективе - строительство лучшего кондитерского завода в Кыргызстане. У нас появится своя «шоколадная фабрика»!

- Кондитерский дом «Куликовский» сумел пробиться на внешний рынок еще до вступления республики в Таможенный союз. Как вам это удалось? Глядя на мучения местных производителей, возлагавших столько надежд на ЕАЭС, не скажешь, что это происходит легко и безболезненно.

- Любая компания в первую очередь должна заслужить репутацию на внутреннем рынке. Если вашу продукцию не разрешают экспортировать, потому что она не соответствует общепринятым стандартам и не проходит контроль качества, вам должно быть стыдно за нее. Это показатель того, что, во-первых, вы никогда не заботились о потребителе, а, во-вторых, госорганы, которые должны осуществлять контроль, не работают как положено. А в действительности никаких проблем нет. Есть задачи, которые вы или выполняете, или нет. Когда интересуются, сколько стоит сертификат ISO, я отвечаю: «Около пяти тысяч долларов». «И все?», - спрашивают меня. Нет, не все. Чтобы успешно пройти аудиторскую проверку и получить этот документ, нужны годы кропотливого труда и миллионные вложения. В преобразование компании мы вложили порядка трех миллионов долларов и сегодня готовы ответить за каждый ингредиент.

- А на местном рынке достойную конкуренцию себе видите?

- По объемам производимой продукции равных нам нет. По вкусовым качествам - есть сильные конкуренты, и это хорошо. Торговые гиганты должны между собой бороться. Ни к чему хорошему монополия не приведет. Если «Куликовский» будет к ней подбираться, сам создам компанию в противовес или буду помогать своим конкурентам. Не удивляйтесь. Я - полководец, и мне важно, чтобы моя армия всегда была в боевой готовности, потому что не знаешь, когда придет враг. Надо быть всегда на шаг впереди, чтобы тебя копировали и на тебя равнялись.

Воздушный многоэтажный замок в исполнении кондитеров «Куликовского» был представлен на выставке в Алматы. От оригинального шедевра Рената Агзамова он отличается лишь тем, что в нем нет подвижных деталей. И, конечно, ценой.

Воздушный многоэтажный замок в исполнении кондитеров «Куликовского» был представлен на выставке в Алматы. От оригинального шедевра Рената Агзамова он отличается лишь тем, что в нем нет подвижных деталей. И, конечно, ценой.

Фото: Предоставлено "КП"

ЛУЧШАЯ РЕКЛАМА - ЭТО ДОВЕРИЕ КЛИЕНТОВ

- Соцсети бурлили, обсуждая свадебный шедевр от шеф-кондитера Рената Агзамова, который якобы обошелся заказчику в 175 тыс. долларов. А каким был самый дорогой торт от «Куликовского»?

- Похожий торт мы сделали в качестве экспоната для выставочной площадки в Алматы, и обошелся он в две тысячи долларов. А самый дорогой торт на заказ стоил $5 тысяч.

При этом мы не зацикливаемся на эксклюзивной продукции, потому что «Куликовский» - это натуральный, качественный и вместе с тем массовый бренд. Еще одна фишка в том, что отказываемся от размещения рекламы на билбордах или кричащих вывесок. Лучшая реклама - это доверие и признание клиентов.

- Денис, какой бизнес будет востребован в будущем?

- В ближайшие 50-70 лет в мире будут развиваться два самых успешных направления: IT-индустрия и продовольственная сфера. Мы никогда не станем силиконовой долиной. По технологиям Кыргызстану не догнать крутые страны - на это не хватит ни капитала, ни времени, ни сил. Но мы можем разбогатеть на производстве и продаже натуральной органической продукции, которую будут ценить во всем мире. Так давайте сделаем это!

- Чего не достает многим начинающим бизнесменам?

- 99% стартапов разваливается, потому что не хватает человеческих и финансовых ресурсов... и терпения. Новички боятся идти дальше, бросают дело на полпути или, получив первую прибыль, спускают ее вместо того, чтобы снова пустить деньги в оборот. Нужно понять, что успеха невозможно добиться за год, свое дело нужно любить как дитя и вести его за руку на протяжении долгих лет. Становитесь полноценными родителями, вкладывайте в «ребенка», и обязательно придет время, когда он вырастет и наградит вас за труды стократно.