Кыргызстан
+22°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика7 февраля 2018 22:00

Анвар АБДРАЕВ: «Национальный банк не запрещает электронные кошельки. Они продолжат существовать»

Президент Союза банков Кыргызстана считает, что предлагаемый НБКР проект постановления только обеспечивает защиту потребителей в части сохранности денег
Для населения, по словам специалиста, ничего не изменится. Вопрос только в том, чтобы обязать операторов связи исполнять действующие нормы законодательства.

Для населения, по словам специалиста, ничего не изменится. Вопрос только в том, чтобы обязать операторов связи исполнять действующие нормы законодательства.

Фото: Предоставлено "КП"

Операторы сотовой связи Кыргызстана переживают, что с 12 февраля мобильные кошельки исчезнут в связи с запретом регулятора - Национального банка КР. Что на самом деле произойдет с безналичными платежами и для чего НБКР вводит ограничения, «Комсомолке» рассказал глава Союза банков Анвар Абдраев.

- Анвар Карикеевич, как вы можете прокомментировать законодательную инициативу, вызвавшую такой общественный резонанс? Нас действительно хотят лишить альтернативного платежного инструмента?

- Кошельки как были, так и будут существовать. Это совершенно некорректная информация, вбрасываемая в общественное сознание с целью шантажа или давления на госорганы силами якобы недовольного общества. Это не красит репутацию оппонентов, но это их выбор инструментов лоббирования своих коммерческих интересов. НБКР выполняет свою работу. Для него операторы сотовой связи - это такие же игроки финансового рынка, как и другие. Деятельность, связанную с электронными деньгами, он не запрещает. Он обязывает операторов связи исполнять действующие нормы законодательства КР. Позицию «оппонирования» осознанно выбрали сами участники телеком-сектора.

Еще раз подчеркну, что для населения ничего не изменится, весь поднятый резонанс из-за условий вхождения сотовых операторов на банковский рынок финансовых услуг.

- То есть нет и запрета сотовикам входить на рынок розничных платежей?

- Запрета нет. Более того, они уже существуют на этом рынке. Не так давно запустили свои мобильные сервисы оплаты услуг и товаров. Кстати, до получения соответствующих разрешений и в нарушение договоренностей, достигнутых на переговорах с государством и партнерами по рынку.

Никто не против осуществления сотовыми операторами деятельности на финансовом рынке при условии соблюдения действующих норм законодательства, которым подчиняются все остальные участники рынка. Госрегулятор обязан учитывать интересы в первую очередь потребителей, а также всех остальных игроков рынка. А сейчас происходит, как в той пословице: «В чужой монастырь со своим уставом…». Поймите, быть частью финансового рынка и не подчиняться общим правилам - это нонсенс. Получение привилегий перед другими субъектами рынка за счет давления, громких информационных кампаний - не выход. Требовать карт-бланш на нарушение государственных норм - вообще нелегитимно. Мы за консенсус с учетом закона и с выполнением общих правил, без риска для потребителей и страны в целом. Мы договорились с оппонентами вести переговоры в правовом поле. Но, к сожалению, телеком-операторы нарушили это соглашение и выбрали путь дискредитации.

Выход операторов мобильной связи в финансовый сектор - чисто коммерческий интерес. К удобству пользователей, на самом деле, он отношения не имеет

- В чем реальная причина всей ситуации?

- Выход сотовых операторов на финансовый рынок обусловлен поиском новых ниш для дохода - об этом не раз в своих публичных интервью заявляли руководители телекоммуникационных компаний различных уровней. Индустрия телекома на протяжении многих лет активно росла, но в последние годы наступили стагнация и спад. Голосовая связь становится по всему миру бесплатной, а эффективно монетизировать услуги предоставления мобильного интернета пока не получается. Поэтому сейчас телекоммуникационные компании в поиске новых ниш - это чисто коммерческий интерес. Просто в данной ситуации об этом не говорится, все подается через призму ограничения потребителей в использовании современных тенденций, в частности, электронных кошельков.

- Получается, забота об удобстве пользования клиентов мобильными кошельками, апелляция к конституционным правам и госпрограмме развития безналичных платежей в противовес внесению поправок Национальным банком - это «упаковка коммерческих интересов»?

- Вы верно подметили. «Человеческое лицо», «ограничение конкуренции», которое хотят телеком-операторы придать развернувшейся кампании для управления настроением общества - это миф, манипуляция. Для клиента пополнять баланс электронного кошелька посредством банковской карты или наличностью через тот же платежный терминал или продавца в небольшом магазинчике где-нибудь в далеком селе, так же легко, как пополнять баланс телефона через те же платежные терминалы и точки пополнения балансов, к которым все мы уже привыкли. Для населения после введения ограничения по возврату средств с баланса телефонов в плане удобства ничего не изменится.

- Инициатива с петицией-обращением, с SMS-голосованием запущена операторами связи «для привлечения внимания общественности к запрету дистанционного доступа к финансовым услугам» и призвана продемонстрировать единение потребителей, ряда государственных органов по этому вопросу. Что вы думаете об этом?

- Это еще один инструмент для оказания давления на решение Национального банка страны. SMS-голосование вообще вызывает недоумение. Общественное обсуждение проекта положения НБКР «Об электронных деньгах в Кыргызской Республике» не подразумевает выборный процесс. Поэтому результаты голосования никакого законного влияния на принятие решения Нацбанком оказывать не могут. Это просто раззадоривание, я бы даже сказал «заигрывание» с общественностью. К тому же, как можно говорить об объективности такого голосования? Проводится оно на площадках самих же операторов, которые напрямую являются заинтересованными лицами. Сам текст в SMS искажает суть вопроса. Визуальное оформление и слоган в однобоком порядке психологически стимулируют проголосовать против решения НБКР. Я уже не говорю о том, какие бюджеты телекоммуникационные компании тратят на эту акцию голосования, мягко говоря, нелегитимную.

Сохранность денежных средств - самый важный фактор при создании любого платежного инструмента

- Этот вопрос вообще подпадает к рассмотрению широкой общественностью?

- Вообще, решение подобного вопроса, конечно, в компетенции только НБКР как регулятора, который несет ответственность за стабильность финансовой, банковской и платежных систем. При этом государство демонстрирует открытость, ведет диалог с провайдерами мобильной связи и стремится найти решение, устраивающее все стороны. У операторов связи есть выбор: либо получать банковскую лицензию и работать в этом секторе на равных с другими банками условиях, либо развивать свою инициативу с соблюдением положения НБКР «Об электронных деньгах», либо продолжать настаивать на ведении незаконной коммерческой деятельности. НБКР обязан обеспечить соблюдение законодательных норм и должную, достаточную финансовую гарантию сохранности денежных средств потребителей. И более того - репутацию и финансовую стабильность нашей страны.

Мы категорически против модели: «Кыргызстан - мойка денег»!

- Что вы подразумеваете? Принятие Национальным банком КР положения «Об электронных деньгах» влияет на национальные интересы по финансовой устойчивости Кыргызстана? То есть, ситуацию нужно еще рассматривать и в масштабах страны?

- Когда оппоненты говорят, что аргументы в пользу поправок не имеют никакого отношения к возможному отмыванию денег, финансированию террористических течений, списку ФАТФ, для нас это демонстрирует поверхностное понимание отрасли и, к сожалению, недостаточную компетентность новых игроков рынка.

Схема вхождения операторов в новую нишу без контроля НБКР и Госслужбы финансовой разведки может привести к перетоку значительного количества денежных средств из прозрачного регулируемого банковского сектора к мобильным операторам. Экономический риск при предлагаемом операторами механизме очень высок, так как средства абонентов на балансе телефона не гарантированы в достаточной мере к возврату и ничем не обеспечены. Далее, закон о противодействии отмыванию денежных средств требует идентификацию всех платежей выше определенной суммы - для операторов этот вопрос не решен. Значит, это приведет к нарушению международных обязательств Кыргызстана. Это также негативно влияет на репутацию, инвестиционную привлекательность страны на мировой арене. В данной ситуации ограничиться просто доверием, безусловно, не в праве ни один регулятор. Субъекты же финансового рынка пристально следят за своей репутацией и регулируются внушительным перечнем правил и норм НБКР вплоть до создания необходимых резервов.

- Какова позиция банковского сектора в вопросе финансовой безопасности Кыргызстана?

- Мы категорически против модели: «Кыргызстан - мойка денег»! Напротив, мы все активно ежедневно трудимся, чтобы вывести страну из серого списка. А предложение Ассоциации операторов потенциально может усугубить ситуацию. Нельзя думать сегодняшним днем, только о собственных коммерческих выгодах. Прибыль важна для любого бизнеса, но нужно учитывать и интересы страны.

- В противовес предлагаемым НБКР поправкам оппоненты приводят мировой опыт, современные тенденции. Говорят о полной остановке имеющихся сервисов. Что вы на это скажете?

- Это также не соответствует действительности. Безусловно, НБКР выступает за развитие и следование современным тенденциям, за реализацию национальной программы цифровой трансформации «Таза коом». Коммерческие банки также развивают решения по безналичным платежам. На рынке существуют альтернативные прогрессивные технологии интернет-банкинга, мобильного банкинга, электронные кошельки ряда банков. Более того, НБКР изучил мировой опыт. Ни одна из существующих изученных схем в мире не подразумевает возврат денежных средств с лицевого счета абонентов в обход банковской системы. В развитых странах мобильные кошельки привязаны к банковским картам пользователей. Возможность перевода с баланса мобильного счета на банковский счет была распространена в России. Но сейчас по факту негативной практики готовится законопроект о запрете и ограничении подобных операций. Так зачем нам наступать на те же грабли?

Мобильные операторы нарушают закон КР в вопросе идентификации клиентов. Это создает угрозы мошенничества и террористических действий

- Госфинразведка дала следующее заключение по действиям мобильных операторов в этом вопросе: «нарушение закона». Это связано с отсутствием должной идентификации всех клиентов (регистрация сим-карт). Госорган будет требовать исполнения закона. На этот процесс операторам было выделено больше года, если не ошибаюсь...

- Все верно. Согласно закону, клиента надо знать в лицо, как говорится. А при распространенной на практике схеме регистрации на одного человека большого количества сим-карт появляется благодатная почва для мошеннических действий. Это также касается терминалов сотовых операторов. Через них по факту транзакции осуществляются, но не попадают под надзор НБКР. Все это может привести страну к попаданию в черный список и угрожать национальной безопасности. Поэтому принимаются очевидные меры регуляции.

В общем, операторам связи необходимо у себя навести порядок, выполнить требования закона в своей нише, прежде чем начинать осваивать новую. Мы со своей стороны открыты к сотрудничеству и взаимодействию в интересах потребителей и в соответствии со стратегией развития нашей страны.