Кыргызстан
+13°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика19 июня 2017 9:30

Зачем партнерам воевать?

Международный деловой совет призвал правительство Кыргызстана и «Центерру» к консенсусу. Глава МДС Аскар Сыдыков рассказал «КП», почему так важно выйти из судебных тяжб и работать в рамках инвестиционных соглашений
По мнению главы МДС, затягивание конфликта только усугубит ситуацию. В том, чтобы урегулировать спор, заинтересованы обе стороны.

По мнению главы МДС, затягивание конфликта только усугубит ситуацию. В том, чтобы урегулировать спор, заинтересованы обе стороны.

«Кыргызстан должен стать раем для бизнеса, для инвестора, для любого предпринимателя: местного и иностранного, крупного и малого», - сказал Алмазбек Атамбаев на V заседании Национального совета по устойчивому развитию. Но чтобы достичь такого результата, нужно попутно решить несколько ключевых задач, в их числе - создание благоприятного инвестиционного климата в стране. Горнорудка - одна из стратегических отраслей экономики республики, и национальная стратегия предусматривает повышение качества делового климата для всех недропользователей - независимо от форм собственности и страновой принадлежности. Причем, как сказано в документе, «привлечение инвестиций предполагает наличие прозрачного и эффективно функционирующего законодательства, реально защищающего права собственности, предоставление преференций, одинаковых правил для иностранных и внутренних инвесторов». На первый взгляд, задача ясна. Но что-то тормозит ее решение.

ПОРА ИДТИ НА КОМПРОМИСС

Это что-то, по мнению членов Международного делового совета, - судебные тяжбы, в которые вовлечены канадский инвестор и правительство Кыргызстана. На сегодняшний день есть ряд исков в международные арбитражные суды к Кыргызской Республике, в частности, арбитражное разбирательство по иску «Центерры» к правительству Кыргызстана по проекту «Кумтор» - его канадский инвестор подал за нарушение условий пересмотренного инвестиционного соглашения от 2009 года. Основанием послужили исковые заявления в местных судах Кыргызстана по экологическим спорам. С 2013 года длится судебная тяжба с Госэкотехинспекцией и Госагентством охраны окружающей среды и лесхоза, которые вкупе требуют от компании более 22 миллиардов сомов в качестве возмещения экологического ущерба, якобы нанесенного с 1996 по 2011 годы.

- Во-первых, по оценкам экспертов, претензии госорганов практически аналогичны - они хотят взыскать с предприятия сумму за возмещение одного и того же ущерба, причиненного, по их мнению, из-за размещения пустой породы в отвалы. Во-вторых, 24 апреля 2009 года правительство и «Центерра» заключили инвестиционное соглашение о новых условиях по проекту «Кумтор». В одном из приложений, стороны договорились отказаться от любых претензий друг к другу по вопросам, возникавшим до даты подписания документа. При этом все требования о возмещении экологического ущерба или иных платежей, имевшие место до 2009 года, уже урегулированы - компания заплатила 22,4 млн долларов, - аргументируют в МДС, подчеркивая, что наличие арбитражных разбирательств никак не способствует улучшению инвестиционной привлекательности нашей страны.

А дальше простые цифры.

В 2016 году платежи крупнейшего налогоплательщика на территории Кыргызстана достигли 238,450 млн долларов. Всего за период работы компании - с 1994 по 2016 годы - выплаты превысили $3 миллиарда 202 миллиона. По предварительным данным Нацстаткома, доля Кумтора в ВВП страны в прошлом году составила 8 процентов, а в общем объеме промышленного производства - 23,4 процента.

- Учитывая важность этого инвестиционного проекта для республики, мы предлагаем правительству и «Центерре» прийти к компромиссному решению, в ближайшее время завершив консультации по урегулированию судебных споров. Это необходимо и нашей стране, и нашим канадским партнерам, - подытоживают в МДС.

ТРИ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА

«Комсомолка» поинтересовалась у исполнительного директора Международного делового совета Аскара Сыдыкова, почему реакция МДС на возобновленный уже более года назад процесс в кыргызских судах против золотодобывающей компании последовала только сейчас.

- Нам нужно было время, чтобы глубже изучить вопрос, разобраться в деталях, услышать и проанализировать мнения обеих сторон, это первое. Почему обращение созрело именно сейчас? Алмазбек Атамбаев поставил задачу - создать и реализовать до 2040 года Стратегию устойчивого развития страны, ключевой компонент которой - общенациональная программа цифровой трансформации «Таза Коом». На волне этих прогрессивных инициатив мы решили выступить с заявлением, ведь, в общем-то, цель у нас с государством общая - создать в стране благоприятный инвестиционный климат. Тем более недавно президент подписал закон, который освобождает недропользователей от обязательств по трансформации земель. Раньше на эту бумажную волокиту с переводом земельного участка из одной категории в другую уходило от года до трех лет, в течение которых компания вообще не могла проводить никаких работ. Теперь процедура упрощена. Поэтому видя такие большие важные подвижки, мы призываем правительство урегулировать споры и по кумторовскому вопросу.

- Считаете, к вам прислушаются?

- Надеюсь на это. Обе стороны устали от судебных тяжб. Кроме того, большинство крупных инвесторов, которые хотят инвестировать в Кыргызстан, прежде всего, смотрят на опыт «Кумтора». Им не интересно слушать красивые лозунги и рассматривать красочные буклеты. Они, в первую очередь, изучают опыт тех, кто уже работает. И когда видят, что происходит с самым успешным проектом, как инвестора втягивают в судебные тяжбы и громкие разбирательства, устраивают бесконечные проверки, «запирают» в стране менеджеров компании, призадумываются: «А что ждет нас?», «Будут ли с нами считаться?», «Сможем ли мы спокойно работать?». Чтобы таких вопросов у будущих партнеров даже не возникало, нам нужно урегулировать имеющиеся споры и не допускать конфликтов впредь. Стабильность, законность и прозрачность - вот три золотых правила для развития бизнеса.

- Известно, что из-за судебных разбирательств суд принял решение заморозить счета компании и сейчас все проекты, которые инвестор реализовывал в Иссык-Кульской области, не финансируются. Страдает не только инвестор и репутация страны, но и простые люди. Какие последствия этого решения известны вам?

- Я знаю, что проекты, которые «Кумтор» спонсировал на постоянной и долгосрочной основе, сейчас в режиме ожидания. Как один из примеров - приостановились программы по развитию малого и среднего предпринимательства. Фонд Евразия Центральной Азии проводил при финансовой поддержке «Кумтора» проекты по обучению молодежи предпринимательству. В селах парни и девушки, к сожалению, зачастую не могут подыскать себе занятие, реализовать себя, нет работы, возможностей для обучения. И такая программа, конечно, была очень кстати. Ребятам рассказывали, как вести бизнес, зарабатывать, какие инструменты можно использовать для достижения цели. Получая знания и поддержку на первых порах, они могли создавать свои мини-предприятия, открывать новые рабочие места, платить налоги в местный бюджет. А здесь мы уже говорим, без малого, о развитии всего региона. И что еще немаловажно, молодежь при деле не будет заниматься какими-то противоправными действиями, а будет работать и вносить свой вклад в семью и в развитие целого государства.

ИНВЕСТИЦИИ НУЖНЫ, ИНВЕСТИЦИИ ВАЖНЫ

Инвестиционных проектов, которые в Кыргызстане обсуждают уже не первый год и которые фактически уже стоят на финишной прямой, много. В сфере туризма на рынок Кыргызстана выходит французская сеть гостиниц Novotel - отель мирового класса появится в центре Бишкека, на Иссык-Куле собираются строить большой развлекательный комплекс с аквапарком. Несмотря на все риски, не угасает интерес инвесторов к горной добыче, потому что это очень доходная отрасль. Есть многообещающий проект по производству поликристаллического кремния в Таш-Кумыре. Большие надежды на Джеруй, к разработке которого готовится приступить российская компания «Альянс-Алтын».

- Аскар, создать благоприятный инвестиционный климат и рай для бизнеса президент Кыргызстана обещает не первый год - что вы, считаете, тормозит процесс? С какими препонами в нашей стране чаще всего сталкиваются иностранные инвесторы?

- С коррупцией - бытовой и на более высоком уровне. Неисполнением законов - они хорошие, они есть... но не работают. Отчасти это связано с тем, что госаппарат не функционален. Нужны структурные реформы, нужно пересмотреть функции госорганов, какие-то упразднить, другие объединить, одним словом, оптимизировать, тем более мы живем в условиях кризиса. Мы ждем с нетерпением, когда в рамках программы «Таза Коом» будет создано электронное правительство - на протяжении 10 лет твердим, что контакт между бизнесом и госорганами необходимо свести до минимума. Предприниматели вообще не должны тратить время сначала на заполнение каких-то бланков, а потом - на стояние в очередях. Очень надеемся, что эта инициатива реализуется. Если многие процедуры будут упрощены и станут прозрачнее - это послужит хорошим сигналом для инвесторов.

- Вы окончили Кембриджский университет со специализацией в коммерческом праве. И можете легко назвать составляющие успеха любого дела. Что нужно бизнесу, чтобы расти и развиваться?

- По традиционной формуле - технологии, капитал и человеческие ресурсы. Но с учетом наших реалий, нужно, повторюсь, обратить внимание на исполнение законов. Инвесторы хотят и готовы работать, но не могут построить даже краткосрочных планов, потому что правила игры то и дело меняются. Второе - это последовательная государственная политика, которая, в свою очередь, обеспечит стабильность в стране. И третье - искоренение коррупции на всех уровнях.

- Чтобы уже поставить точку в спорах между теми, кто ратует за экономику, и теми, кто за экологию переживает, скажите, Кыргызстану нужно открывать двери перед крупными игроками, которые смогут реализовать сложные проекты по примеру «Кумтора»?

- Вне всяких сомнений! 8 процентов ВВП, которые дает тот же «Кумтор» - это огромная цифра для одного предприятия. Благодаря созданию еще 3-4 таких компаний, пусть даже меньшего масштаба, увеличатся вливания в бюджет, откроются новые рабочие места, вырастит экспортный потенциал. Кстати, по статистике, одно рабочее место в горнодобывающей отрасли приносит семь рабочих мест в смежных областях. Это закуп у местных поставщиков товаров и разных видов услуг, санаторное обслуживание и прочее... Да, нам надо стремиться к тому, чтобы быть менее зависимыми от природных ресурсов - весь мир к этому стремится. Но горнодобывающая отрасль очень важна для нашей страны, потому что больше таких вливаний и прямых иностранных инвестиций не даст ни один сектор экономики. Это хороший старт для того, чтобы развить и другие отрасли в республике.