Премия Рунета-2020
Краснодар
+28°
Boom metrics
Происшествия26 декабря 2016 12:25

Как пропал с радара Ту-154

«Комсомолка» послушала записи переговоров диспетчера с пилотом самолета [аудио, видео, инфографика]
Экипаж самолета перестал выходить на связь через минуту после взлета.

Экипаж самолета перестал выходить на связь через минуту после взлета.

Фото: Тимур ХАНОВ

В Сеть попала запись переговоров диспетчеров аэропорта Сочи с пропавшим Ту-154, а далее с вертолетами, первыми отправившимися на поиски борта.

Как следует из аудио, связь с самолетом Минобороны исчезла через минуту после взлета. Все диспетчеры на протяжении нескольких минут безуспешно вызывали борт 85572. Но тщетно.

До этого момента переговоры проходили штатно. Диспетчер сообщил данные о погоде и другие условия вылета, а также дал командиру судна разрешение на взлет. Спустя несколько минут после пропажи Ту-154 с радаров, диспетчеры просили пилотов заходящих на посадку рейсов следить за водной поверхностью.

По тревоге был поднят в воздух вертолет Ми-8 для поисков обломков на поверхности Черного моря. По словам диспетчера, последняя отметка Ту-154 на радаре была в четырех километрах от побережья.

Авиакатастрофа под Сочи

Авиакатастрофа под Сочи

Пилоты вертолета сначала приняли за обломки самолета за ржавую трубу, плавающую в Черном море. К поискам присоединился пограничный катер. Позднее пилот сообщил об ошибке и нашел большое масляное пятно, рядом плавал мусор и спасательный жилет.

Спустя несколько минут к работе присоединились еще два вертолета, которые сообщили, что видят авиационные колеса, а мусор приняли за вещи пассажиров и игрушки, которые хотели подарить детям в Сирии.

Диспетчер: 85572, полоса 24, ветер 20 градусов, 5 метров в секунду, взлет разрешаю.

(Неразборчиво - прим.ред.)

Д.: Траектория 2,8

Самолет вылетел, пилот вышел в эфир, (неразборчиво - прим.ред.), после этого тишина.

85572, Сочи-подход

Д. … можете позвать 85572, на встречном.

(Неразборчиво - прим.ред.)

Диспетчеры вызывают пропавший борт в течение нескольких минут. В ответ тишина.

85572, Сочи подход

85572, Сочи старт

85572, Сочи круг

85572, Сочи старт

85572, Сочи вышка

85572, Сочи подход

85572, Сочи вышка

85572, Сочи старт

85572, Сочи старт

Диспетчер обращается, по всей видимости, к заходящему на посадку гражданскому лайнеру:

Д.:…, вы по бортовому не наблюдаете борт нигде?.. Понял.

85572, Сочи старт

85572, Сочи подход

85572, Сочи круг

85572, Сочи круг

85572, Сочи вышка

85572, Сочи подход

Д:… Сейчас будете производить заход на посадку, проявляйте осмотрительность и по возможности посмотрите, нет ли вокруг обломков.

85572, Сочи старт

Д.:…3, вы когда на заходе были, так ничего и не увидели, да?

(Неразборчиво - прим.ред.)

Д.:Я вас поняла

85572, Сочи подход

На связь выходит пилот вертолета Ми-8:

Ми-8: Готов к запуску по сигналу «Тревога»

Д:.25650, запуск разрешаю

Д.: (обращается к пилоту заходящего на посадку лайнера), Просьба по выходу из облачности, просмотреть водную поверхность и доложить.

По всей видимости пилот судна, стоящего в аэропорту просит документы о завершении посадки, но из-за начала спасательной операции. Он настойчив, диспетчеру пришлось повысить голос.

П.:Транзит Россия, (неразборчиво - прим.ред.), Багаж заканчивают грузить, документы бы нам.

Д.:Прошу прощения, у нас внеплановое АСК, поэтому придется немножко подождать. Хорошо?

П.:Вчера тоже было внеплановое? … ждали документы.

П.:Вчера не знаю.

П.:Это, наверное, фирменное – документы ждать.

Д.:У нас реально все на АСК находятся, послать некого, документы на руках у парней!

П.:Как расшифровывается АСК?

Д.:Аварийно-спасательная команда.

П.:Серьезно…

Поисково-спасательная операция в районе крушения Ту-154

Поисково-спасательная операция в районе крушения Ту-154

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Аварийный вертолет поднимают, далее переговоры с ним.

Д.: 650, Сочи старт

Ми-8:Взлет курсом 240.

Д.: Следуйте курсом взлета, удаление 2-4 километра.

Ми-8:Понял

Д.: 25650, вы будете взлетать на какой высоте?

Ми-8:200-300 метров

Д.:Я вас поняла. Ничего не наблюдаете, немного правее, удаление 4-5 километров

Ми-8:Пока ничего не наблюдаю

Д.:25650, удаление …Он ближе был.

Ми-8:Понял, выполняю разворот.

Д.:25650, примерно на удалении от 2 до 10 километров

Ми-8:От аэропорта, да?

Д.:650, да от аэропорта

Д.:25650, Азимут 210, удаление 4 километра

Д.:Сейчас будет вылетать борт, находитесь там, где сейчас находитесь

Ми-8:Понял, выполняю левый

Д.:25650, на Азимуте 210, удаление 4 километра начинайте осмотр

Д.:25650, Сочи старт, что наблюдаете?

Ми-8:Корабль наблюдаю

Д.:Пройдите сейчас вправо курсом 150 до рубежа 8-10 километров, потому что метка последний раз была видна на азимуте 210 на удалении 4 километра

Пилот садящегося: Пересекаю посадочный, ничего не наблюдаю, чистое море

Д.: Вас поняла... 25650, выполните разворот, уходите влево

Д.:Магнитный 218, уходите туда

Ми-8:Пока ничего не наблюдаю.

Д.:Примерно на курсе 330-340.

Ми-8:Занимаю 340

Д.:Выполняйте правый разворот

Ми-8:Выполняю правый, море чистое, кроме корабля не наблюдаю ничего

Д.:Продолжайте осмотр.

Ми-8:Вижу масляное пятно длинное, возможно наш след

Пилот вертолета в сумерках ошибочно разглядел пятно и принял плавающую трубу за части Ту-154.

Д.:Вас поняла

Ми-8:Над пятном нахожусь, но сложно сказать оно-не оно

Ми-8:Наблюдаю в воде пятно, похоже на самолет. Делаю вираж левый

Д.:650, вас поняла. В этом районе, где сейчас находитесь?

Ми-8:Нет, сейчас возьму курс обратный. Оно видно, когда идешь со стороны моря.

Ми-8:Пятно на курсе

Д.:Вас поняла, подходите к пятну

Ми-8:Делаю вираж. Похоже на крыло или на бревно, не понятно. Делаю вираж по курсу взлета.

Д.:25650 вас поняла, выполняйте вираж.

Ми-8:Надо корабль подогнать. Оно просматривается, но вокруг ничего не наблюдаю

Ми-8:Есть связь с пограничным катером, который рядом находится?

Д.:Вас поняла, передали уже

Ми-8:25650, сложно сказать, но мне кажется лежит самолет на дне, но идет рассвет и птиц много над этим местом, сложно сказать. На корабль передали?

Д.:Да, передали

Ми-8:Пятен нету, мусора нету. Наши действия какие?

Ми-8:Выполняйте пока полет над пятном, чтобы катер мог подъехать в этот район

Ми-8:Наблюдаю предмет – большая труба, но считаю, что обознались. Выполняю виражи.

Д.:25650, по возможности, наблюдайте, передавайте, если будет точная информация

Ми-8:25650, предмет определил – большая длинная ржавая труба.

Д.:Он плавает или на дне лежит?

Ми-8:Сложно сказать. Цвет ржавый место не меняет

Ми-8:Корабль подходит к трубе, сделаю виражик, чтобы он видел куда

Д.:Вы на какой высоте?

Ми-8:100 метров, над трубой висел 30 метров, считаю, что труба - ошибочно. В сумерках ошибочно приняли за самолет трубу.

Д.:Увеличивайте высоту и занимайте азимут 218.

Пилот вертолета продолжает поиски. Его действия координирует диспетчер. Голоса спокойные, паники нет, все действия выполняются четко.

Ми-8:Море чистое, пока ничего не наблюдаю

Д.:АРП говорит, ваше руководство предлагает увеличить высоту до 500-600 метров, чтобы увеличить радиус обзора. Оцените возможность, может, подниметесь.

(Неразборчиво - прим.ред.), облачность

Ми-8:Понял

Д.:Набирайте 300 метров, выполняйте правый вираж и к удалению 8-10 километров

Ми-8:25650, большое сильно масляное пятно, выполняю вираж

Д.:В данный момент над ним?

Ми-8:Да, над ним нахожусь, большое масляное пятно.

Ми-8:Вижу большое масляное пятно, больше ничего не наблюдаю

Д.:К вам подъезжает катер?

Ми-8:Пока не вижу. Мусор вокруг масляного пятна, и кажется один жилет желтый, пытаюсь зайти

Д.:Вас поняла

Д.:Масляное пятно на удалении 4 километра – ошибочно? Там никакого пятна не было, да?

Ми-8: Масляные пятна были, район берега. Наблюдаю, конечно. Вокруг пятна наблюдаю мусор.

Д.:А желтый жилет наблюдаете?

Ми-8:Нет

Д.:Приняла, не наблюдаете...26650, какая на данный момент высота?

Ми-8:50 метров.

Д.:Приняла.

Д.:Сколько еще можете работать?

Ми-8:1,5 часа

Д.:Поняла

Ми-8:Нахожусь, возможно, над масляным пятном... Сочи старт, 25650. Кроме масляного пятна какие-то предметы.

Д.:25650, поняла

Д.:Россия 5501 для информации на 11 часов вертолет, удаление 30 километр по курсу полосы 06 производятся поисково-спасательные работы. На высоте сейчас 50 метров - вам не помешает.

Ми-8:25650, Пытаюсь увидеть какие-нибудь вещи.

Д.:Подскажите высоту.

Ми-8:От 50 до 100

Д.:Вас поняла. На 121,5 вызывают

Ми-8:Перейду на частоту... У меня вторая станция, второй пилот перейдет (неразборчиво - прим.ред.),

Д.:25650, поняла, смещайтесь к взлетному курсу 24, на полосу 02 заходит борт, удаление 40 км

Ми-8:Понял

Д.:На высоте 50 метров по возможности оставайтесь над этой точкой, на вас будут катер наводить. Выше не подниматься и вправо не смещаться. С вами спасательное судно не может связь установить. Его позывной «Вельбот-252». На аварийной частоте вас вызывает. Если связь установить не можете, действуйте визуально.

Ми-8:Понял

Ми-8:25650, катер наблюдаю, жду, когда подойдет... Корабль и катер прибыли на место, наши действия?

Д.:Ждите

Ми-8:Пока выполняю вираж вокруг предполагаемого пятна

Д.:Топливо на сколько у вас в часах?

Ми-8:На час 30

Д.:Поняла

Ми-8:Расход топлива небольшой в связи с малым режимом и малыми скоростями

Д.:Принято. Поступила команда - 50 минут вам еще работать. Поиск расширить, может, подняться выше и докладывать об изменениях

Ми-8:Понял, до пятна больше 300 метров и небольшая облачность мешает вести поиск

Д.:25650, работа до 300 метров 50 минут, изменения докладывать

Ми-8:Понял

Д.:Поступила команда спасательного центра - вернуться к концу полосы и от торца по этой схеме пройти галсами по схеме выхода. Пятно рассасывается, может, что-то новое увидите

Ми-8:В район прибыл, начинаю поиск

Д.:Поняла

Д.:25650, аварийная частота включена на прослушку? Суда просят связаться.

Ми-8:Включена

Д.:Попробуйте их вызвать

Ми-8:Понял, проверит второй пилот

Д.:25650, два борта собираются заходить на 02. Сообщите на каком удалении собираетесь выполнять разворот, вправо или влево?

Ми-8:Собираюсь на удалении 20 км вправо выполнить

Д.:25650, слева от вас на 10 часов борт боинг на удалении 20 км заходит на полосу 02

Ми-8:Принял

Д.:25650, на восток не смещайтесь для интервала с самолетом.. С кораблем на связи на 121, 5?

Д.:(Неразборчиво - прим.ред.), восьмерка работает, 25650 сейчас ушел, с конца Сочи от береговой черты находится на удалении 15 км, в районе масляного пятна работают 2 морских судна с курсом 240, на удалении 15 км было обнаружено пятно от торца. По моим данным 100 метров у него высота, будет уменьшать, выходить на взлетно-посадочный.

Еще один вертолет подняли для поиска и спасания - К-32, на девять часов от вас. На триста метров следует, вы работаете - на 150. Для интервала с ним.

В небо поднимается второй вертолет К-32.

К-32:(32807, Сочи старт на связи) На высоте 300 метров

Д.:32807, наблюдаю вас, ниже не спускаться, работает еще один вертолет Ми-8 на сто метров в этой же зоне

Ми-8:25650, запишите координаты - 432801 северный 394809 восточный. В этот квадрат следуйте, там что-то нашли, вы там необходимы для производства работ. Самолеты гражданские — зону освободили

К-32:32807 старт. Что нам дальше делать?

Д.:Ожидайте, сейчас согласую... 32807, команда такая - от азимута 218 от нашей контрольной точки аэродрома от удаления 4 км до 20 км пройти галсами на высоте 300 метров и посмотреть.

Д.:32807, сейчас по локатору вас не наблюдаю, все изменения и новости докладывайте. Вы ответчиком оборудованы?

К-32:Конечно

Д.:Установите сквок 2423. 807, вы Ми-8 и 650 наблюдаете?

К-32:Сейчас наблюдаю

Д.:Принято. 32807 пока не снижайтесь, ждать. 650 на 100 метров работы вам. Выше не подниматься

К-32:Понял

Д.:32807, на 200 метров снижайтесь, Ми-8 вас видит.

К-32:Понял

Д.:650, ваш остаток в час?

Ми-8:Еще могу час работать

Д.:поняла

Ми-8:Прибыл в предполагаемое место поиска, вижу кучу мусора, плавающее колесо

Д.:Поняла, 25650, колесо самолета или просто покрышка?

Ми-8:Похоже на колесо самолета, 5 катеров наблюдаю.

Д.:Поняла вас, новости сообщать. К-32 видите визуально?

Ми-8:Да, погода хорошая.

Ми-8:(25650) То, что вижу, очень похоже на место крушения.

Д.:Я вас поняла, 650.

К-32:(32807) вещи плавают, какие-то матрасы

Ми-8:(25650) Наблюдаю два колеса, внутри покрашены серым цветом

Д.:Они находятся на поверхности?

Ми-8:Так точно, плавают на поверхности... Подтверждаю два колеса авиационных, мусор похож на вещи пассажиров.

Д.:25650, вас поняла

К-32:(32807) У заключительного корабля плавают оранжевые плоты и белая обшивка, возможно, нет. Местами то ли игрушки, то ли вещи. Пройду вдоль берега, может, там, чего увижу

Ми-8:25650, на высоте 20 метров подтверждаю, вижу кучу чемоданов, вещи, также колеса самолета. Очень похоже на место падения. Людей не наблюдаю.

Д.:25650, конец работ. Возвращайтесь на аэропорт. 32807, работа до 100 метров

К-32:(32807), вижу обшивки самолета, пусть подплыву суда и посмотрят. Координаты - 432825 северный 0394827,7 восточный. Перемещаются вещи, первоначально были другие координаты.

Д.:43698, все работы по поиску и спасания осуществляются через Центр СПАС. Вам следовать на аэродром.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Десять лет спустя: две крупные авиакатастрофы произошли в одном и том же месте в Сочи

Ранним утром воскресенья, 25 декабря, стало известно о том, что авиадиспетчеры в Сочи не видят на своих радарах вылетевший в Сирию военный самолет Ту-154. На борту судна находились 92 человека - члены экипажа, артисты ансамбля имени Александрова, журналисты «Первого канала» и телеканала «Звезда».

Вскоре появились данные о том, что самолет потерпел крушение в районе Сочи. Авиалайнер рухнул в Черное море.

Эта история во многом напоминает катастрофу десятилетней давности. В ночь со 2 на 3 мая 2006 года в том же районе Сочи потерпел катастрофу Airbus A320-211 авиакомпании Армавиа. При заходе на посадку самолет рухнул в Черное море в шести километрах от береговой линии. На борту находились 113 человек, все они погибли (читайте далее)