Влюбленные подростки, по словам знакомых, часто ссорились, но быстро мирились.
- Им не надо было сходиться снова, – говорит 15-летняя девушка о ребятах, погибших накануне в Стругах Красных (Псковская область).
Наша собеседница учится в параллельном с Катей и Денисом классе. Она даже какое-то время встречалась с этим мальчиком. Новость о гибели ребят узнала по пути к репетитору. Расплакалась.
- Денису все друзья говорили, что не надо общаться с этой девочкой. Он нормальный. Абсолютно нормальный. Добрый. А Катя слишком взбалмошная, - говорит девушка.
Вечером тайком от родителей ее одноклассники искали в интернете видео, которое снимали Денис и Катя. А потом обсуждали в чатах. Многие до сих пор не верят, что юных Бонни и Клайда, как ребята себя называли, нет в живых.
Этим утром сотрудники школы следят за тем, чтобы в здание не входили журналисты и посторонние люди. Учителя молчаливо отворачиваются.
Старшеклассники же о Денисе снова и снова говорят только хорошее. Парень общительный, добрый, открытый. Никто и подумать не мог, что жизнь озорного паренька закончится так, а за его последними часами жизни будут наблюдать сотни незнакомых людей – пользователей соцсетей.
- Он никогда не говорил про суицид и какие-то проблемы. Не говорил, что не хочет жить, хотя со мной был открытым человеком. Последнее, что он мне писал, это «прости» и то, что расстался со своей девушкой, - рассказывает другая знакомая Дениса.
В начале ноября молодой человек написал на своей страничке, что расстался с Катей. Многие общие знакомые вздохнули с облегчением.
- Катя сложная девочка. Не могу сказать, что она конфликтная, но что-то около того, - признается девятиклассница, учившаяся в параллельном с ребятами классе. – Она часто ссорилась с родителями. Говорили, что мама ее ругала и даже поколачивала.
Как оказалось, расставание с любимой продлилось недолго, всего несколько дней.
Буквально за пару дней до побега влюбленные, видимо, поссорились.
- Мы с ней больше ссорились, чем хорошо общались. Я была против нее, - рассказывает одноклассница. - Я знала, что с ней что-то не так, но остальные относились хорошо.
После того, что произошло в Стругах Красных, многие друзья ребят стали размещать на своих страницах посты. В них сквозит непонимание: никто из подростков, а среди них были и лучшие друзья погибших, не понимает, что их толкнуло на такой поступок.
КОНКРЕТНО
14 ноября два подростка прятались в частном жилом доме в поселке Струги Красные. Оба из Пскова. Сбежали из дома после ссоры девушки с родителями. Около обеда к зданию подъехала полицейская машина. Стражам правопорядка стало известно, что в доме могут находиться дети, объявленные в розыск. Как только автомобиль остановился у калитки, по нему был открыт огонь.
На снятом подростками видео они умело управляются с найденным оружием.
Несколько часов подростки «держали оборону». А точнее, ждали штурма дома и транслировали происходящее в соцсети. В доме 15-летние Катя и Денис нашли пистолет, два ружья, патроны. Подростки время от времени стреляли из окон дома по машине полиции, по собакам, бегающим в соседних дворах, попали в окно дома напротив. Расстреляли юные Бонни и Клайд, как они себя называли, и телевизор, стоявший в одной из комнат.
Когда подростки перестали выходить на связь с переговорщиками, силовики начали штурм здания с использованием свето-шумовых гранат. Тела подростков были найдены в одном из помещений со следами огнестрельных ранений. В пресс-службе СУ СК России по региону подчеркнули, что Денис вначале выстрелил в свою возлюбленную, а потом в себя.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Румия Калинина, семейный психотерапевт, кандидат психологических наук:
- Как и в любой жизненной ситуации, произошедшее - результат самых разных факторов, сошедшихся в одной точке. Кажется, не было бы этого, или этого, и трагедии удалось бы избежать.
В данном случае, сошлись социальные (на уровне общества), семейные, возрастные и личные факторы.
Социальные - это, увы, обесценивание жизни как таковой, большое количество насилия, смерти в СМИ. А ведь если о чем-то много говорят, значит, это становится "нормальным", нет больше барьера, страха, "табу". Также к социальным факторам я бы отнесла "сетевую мораль", т.е. те правила, которые установились в сети, а именно возможность стать известным, "лайки" как ценность, когда уже способ их получения становится неважным (достаточно вспомнить регулярное шоу на центральном ТВ-канале о людях, которые в пьяном угаре падают, фальшиво поют и совершают другие "выдающиеся" вещи).
Семейные факторы трагедии - отсутствие взаимопонимания между родителями и подростками. С одной стороны, эта проблема существует не одно поколение (если говорить о конфликте отцов и детей, то можно смело утверждать - всегда). Родители подростков не всегда умеют строить взаимоотношения со своими детьми, которые претендуют на взрослость, требуя взрослого к себе отношения, оставаясь, в общем-то, детьми. Именно поэтому у подростков (вспомните себя в подростковом возрасте!) нередко возникает ощущения, что их не понимают, не любят, формируется обвинительная позиция по отношению к родителям при полном снятии ответственности с себя за свое поведение ("во всем плохом, что есть в моей жизни, виноваты родители").
Возрастные факторы - это сам подростковый возраст, когда ребенок "пробует на вкус" взрослую жизнь. Это как освоение неизведанной территории, что ведет за собой категоричные оценки и неверные выводы, ошибки, растерянность и недостаток ресурсов.
Ну а личные факторы - это личности самих подростков, которые посчитали, что лучший способ отстаивания своей позиции - это побег из дома, которые посчитали для себя возможным забрать не принадлежащую им карту, влезть в дом без ключа, вскрыть чужой сейф, стрелять по живым людям и т.д. и т.п. Согласитесь, что не каждый подросток выберет именно такой путь даже в самой трудной жизненной ситуации.
Если же задуматься над вопросом "что делать?", то мои слова родителям подростков: это, в первую очередь, ваша задача (не государства, и не школы) помочь вашим детям расти, взрослеть, учиться понимать нашу жизнь.
Делать это можно по-разному: разговаривать с подростком или организовывать совместные дела. Главное не форма, а содержание: проявлять интерес к жизни подростка, к его интересам и его мнению. "Проявлять интерес" - значит, не оценивать с высоты взрослого опыта: "это глупости", "это ерунда", "это неважно", а поставить себе задачу понять свое родное чадо: "почему это для тебя интересно", «что самое важное для тебя". Важно рассуждать вместе с подростком: "а мне кажется, что может быть и так...", "я думаю, что это можно понимать и так". Только общение, построенное на доверии и уважении, общение, где мнение каждого важно и весомо, помогает подростку взрослеть, т.е. анализировать свои поступки, задумываться о своих желаниях, соотнося их с интересами и чувствами других людей.
Подросток будет вам очень благодарен за эту помощь и поддержку.... при одном условии: если он вас любит и уважает.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Появилось видео с места гибели псковских Бонни и Клайда
Кадры были сняты в момент осмотра здания силовиками после завершения штурма (подробности).