Кыргызстан
+22°
Boom metrics
Сегодня:
Общество4 мая 2016 5:00

Художник-модельер Укей Мураталиева: «Я - феминистка кыргызского разлива»

Накануне Международного дня борьбы за права инвалидов, который отмечают 5 мая, «Комсомолка» встретилась с руководительницей «Назик - Кыз» - общественного объединения девушек с ограниченными возможностями здоровья
Укей своим примером она доказала, как важно не сдаваться в любых обстоятельствах, активно работать и полноценно жить.

Укей своим примером она доказала, как важно не сдаваться в любых обстоятельствах, активно работать и полноценно жить.

Фото: Ренат Чикаев

«Пусть маленькие, но все же победы»

С Укей мы встретились в Музее ИЗО, куда пришли полюбоваться работами мастеров из «золотого» фонда музея, а заодно побеседовать о том, насколько доступен культурный досуг для людей, которым сложно самостоятельно передвигаться.

Укей - девушка по своему уникальная, своим примером она доказала, как важно не сдаваться в любых обстоятельствах, активно работать и полноценно жить. В свое время Зийнагуль Мураталиеву - маму маленькой Укей, у которой врожденные нарушения опорно-двигательной системы, уговаривали отдать дочь в спецшколу для детей с ограниченными возможностями. Но она решила, что девочка будет учиться в обычной школе среди сверстников. Сегодня Укей - известный художник-модельер. На днях состоялась ее персональная выставка в столичной галерее «Дубовый парк».

- Я всегда планирую свой маршрут так, чтобы была возможность присесть, - начинает нашу беседу Укей, располагаясь на скамье в фойе музея. - Порой приходится делать по пять-восемь пересадок, чтобы присесть и отдохнуть. В автобусах и маршрутках место уступают редко, наверное, думают: молодая, может и постоять. А я никогда не прошу. Хорошо уметь жить тем, что имеешь в настоящем. Никогда не нужно сожалеть, что не обладаешь теми возможностями, которые даны другим людям. Когда у человека есть здоровье, ему ничего не помешает достичь поставленных целей. Но даже если здоровье «подкачало», то и с этим можно научиться жить. Главное - не замыкаться в себе, двигаться вперед. Это не значит, что все получается так, как планировал. Обязательно будут неудачи, но без них не поймешь и не оценишь свои маленькие, но все же победы. И не бывает так, что остаешься один на один с проблемой. Выход всегда есть.

- Вы верующий человек?

- Я верю в высшие силы. Мне близки каноны и правила религии бахаи. В них есть отголоски гендерного равенства. Там говорится, что если в семье растут сын и дочь, то получить образование в первую очередь должна девочка, ведь она будущая жена и мать. Ей воспитывать детей, поэтому образование необходимо. Если спросить меня, кто я, отвечу: феминистка кыргызского разлива.

- Сложно было поступить в университет?

- Были определенные сложности, потому что не добрала баллы по результатам Общереспубликанского тестирования. Я не сразу узнала, что инвалиды первой и второй категории имеют право поступить на бюджет без учета баллов ОРТ. А тогда, в 2004 году, когда ОРТ считалось экспериментальным проектом, я сдавала тесты наравне со всеми выпускниками школ. Не добрала немного. Два с половиной месяца обивала пороги Министерства образования, чтобы добиться справедливости. Знаете, для меня было принципиально важно поступить учиться на художника. Не на технолога, не на конструктора швейных изделий, а именно художника.

Художник: «Я достигаю цели так, как это возможно. Для меня важно быть независимой».

Художник: «Я достигаю цели так, как это возможно. Для меня важно быть независимой».

Фото: Ренат Чикаев

«Инвалидность - это не проклятье»

- Как давно вы рисуете?

- Лет с пяти-шести. Я тогда посещала центр Ассоциации родителей детей инвалидов (АРДИ). Сотрудники центра проводили для нас различные выставки и конкурсы. Мы с ребятами рисовали, пели. Не сказать, что были талантливыми артистами, но сам факт того, что нужно выступать перед зрителями, показывать свои рисунки, стимулировал нас, мы готовились к концертам и выставкам. Помню, как домой приходила руководительница АРДИ Тамара Джумабекова, приносила мне бумагу и карандаши. Говорила: «Укей, у тебя десять дней, рисуй, что хочешь. Я жду от тебя результатов». Я рисовала все подряд. На одном листке бумаге могли появиться руки, ноги, изображения животных. Но к назначенной дате рисунки были готовы.

- Насколько важна социализация «особых» детишек?

- Это крайне важно. Во-первых, помогает привыкнуть к тому, что мы не подходим под так называемые «гостандарты», и это вполне нормально. Нормально, что окружающие люди смотрят на тебя. Кто-то со снисхождением, кто-то с жалостью. Социализация учит нас, как вести себя в сообществе, разговаривать или даже молчать. Я научилась не реагировать на взгляды людей, настраиваться на другую волну. Если начну вслушиваться в разговоры окружающих, анализировать сказанное, то, скорее всего, впаду в депрессию. А кому это нужно? Мне не нужно. Понимаю, что должна сделать так, чтобы люди узнали больше об инвалидности. Инвалидность - это не проклятье. С ней можно жить.

- Но, согласитесь, это понимание пришло к вам не сразу?

- О, да. Нужно было «дозреть». Очень повезло, что в моей жизни были люди, которые помогли работать над самооценкой. У многих есть проблемы с оценкой самого себя. Просто когда она занижена, то становишься гиперчувствительным ко всем интонациям, взглядам и прочему. Думаешь о том, что кто-то не так взглянул, вздохнул.

- Вас дома жалеют?

- Нет. Есть определенные занятия, которые делаю очень медленно, и меня не торопят. Всегда говорю своим невесткам и маме, что важен конечный результат, а не скорость, с которой выполняю работу. Я достигаю цели так, как это возможно. Для меня важно быть независимой. Я благодарна маме за то, что с детства учила меня быть самостоятельной. Мама поддерживала и до их пор поддерживает меня в любых начинаниях, и это важно. Когда врачи заявили ей, что одному Богу известно, выживу я или нет, она подумала, что обязательно буду жить. Другого не дано. Я была долгожданным ребенком, родители очень хотели дочку. Поэтому мама сразу решила, что будет бороться за меня. Три месяца я пробыла в больнице, а после выписки мама сразу начала искать врачей, которые, помимо традиционных витаминов группы B, могли рекомендовать другие методы лечения. Конечно, многие не понимали, зачем она тратит столько времени и сил, ведь результатов практически нет. Но они были, только заметны они были для нее. Прошу родителей, оказавшихся в подобной ситуации, не сравнивать своих детей с другими. У каждого ребенка свой максимум.

«В мире столько красоты, а мы ее не замечаем»

- Как вам удается совмещать волонтерство и творчество?

- Я, как и мама, всегда поступаю по-своему. Мне хочется нести людям добро. Порой времени катастрофически не хватает. Когда задумала организовать выставку, пришлось уйти из дома, чтобы писать картины. Художник должен быть немного отшельником, ведь вдохновение приходит внезапно.

- Что вас вдохновляет?

- Мир, он очень разный, в нем много красоты. Он переливается как бриллиант разными искрами. Часто мы просто этого не замечаем.

- А досуг как проводите?

- Иногда выбираемся с подружками в кафе или на природу. Конечно, в нашем городе очень мало мест, где люди с ОВЗ могут почувствовать себя комфортно. Мне известны только два: кафе «Уголек» и «Москва». Но цены там на порядок выше, чем в других. А еще недавно выезжали за город кататься на лошадях. Нам очень понравилось! И в первую очередь потому, что не было родительской опеки, ведь мамы постоянно просят быть осторожнее.

- В музее давно были?

- Еще в студенчестве. Старалась посещать каждую новую выставку. Почему сейчас выбираюсь редко? Нет сопровождающих. Одной сложно передвигаться по залу. Подняться по лестнице на второй этаж - тоже проблема. Неудобные перила. Но здесь они, по крайней мере, есть. В самом городе не хватает скамеек. Порой приходится садиться на бордюры, чтобы отдохнуть. Поначалу я стеснялась, а сейчас думаю: главное - чтобы мне было удобно.

Укей одной сложно подняться, к примеру, на второй этаж музея, но здесь, по крайней мере, есть перила.

Укей одной сложно подняться, к примеру, на второй этаж музея, но здесь, по крайней мере, есть перила.

Фото: Ренат Чикаев

В тему

Равные возможности для всех

В Бишкеке два года назад открылся социальный центр «Равные возможности». Здесь незрячие и слабовидящие люди могут пройти курсы повышения квалификации и получить юридические консультации. Среди клиентов - люди разных возрастов и с разными проблемами зрения. Всех их объединяет стремление жить полноценной жизнью.

Выпускники чаще всего трудоустраиваются в частные call-центры.

Центр находится по адресу: улица Токтогула 43, 1а. По всем интересующим вопросам можно обращаться по телефону: (0312) 43-44-16.

Языком цифр

По данным 2015 года, в Кыргызстане проживают более 168 тысяч человек с ОВЗ, что составляет почти 2,9 процента от всего населения республики. При этом число инвалидов растет ежегодно, отмечают в Минсоцразвития. Если в 2012-м в республике проживало 149,7 тысячи человек с инвалидностью, то в 2013-м это число увеличилось на 8,6 процента, а в позапрошлом году - на 3,5 процента. Ежемесячное соцпособие получают около 62 тысяч кыргызстанцев с ОВЗ.