Кыргызстан
+21°
Boom metrics
Сегодня:
Общество7 декабря 2015 12:00

Полковник внутренней службы ГСИН о «деле девятерых»: Побег был нужен только Итибаеву, остальные побежали за компанию

Своим мнением с «Комсомолкой» поделился экс-начальник отдела внутренней безопасности ГСИН полковник Ишенбек Мусаев

Фото: Ренат Чикаев

Побег зэков из СИЗО-50 в ночь с 11 на 12 октября шокировал, что там простых обывателей, - всю милицейскую верхушку. Освежим в памяти события той ночи: девять заключенных вышли из своих камер (в тот момент учреждение было обесточено), голыми руками расправились с охранниками - задушили троих и до смерти избили четвертого, через административное здание выбрались на волю и уехали, прыгнув в машину убитого конвоира. На все про все хватило 15-20 минут. Поднятая по тревоге дорожная служба остановила попавший под ориентировку автомобиль в районе села Ленинское. Поймать сразу удалось пятерых «пожизненников». Участь их незавидная - вскоре после задержания трое умерли от «сердечной недостаточности». Оставшихся на свободе силовики выследили и ликвидировали (живьем взяли только одного) в течение десяти дней.

Все побежали, и я побежал

- Не было бы ни этой истории, ни жертв, если бы таких преступников не собрали в одном месте, - рассуждает полковник Мусаев. - Для меня загадка, почему руководство Госслужбы исполнения наказаний дало на это добро. Еще летом от МВД и ГКНБ поступила информация, что в СИЗО-50 готовится побег. Но председатель ГСИН Алик Мамыркулов не обратил на это внимания, точно так же проигнорировал и рапорты Иманкула Тельтаева (покончившего с собой позже, в санчасти СИЗО), предупреждавшего, что в учреждении нельзя содержать радикально настроенных преступников.

- По-вашему, как осужденным удалось провернуть свой план? Помогли охранники?

- СИЗО-50 - это колония камерного типа, ее обитатели не могут свободно расхаживать по территории, они постоянно сидят под замком. По крайней мере, так должно быть. Предполагаю, без помощи контролеров здесь не обошлось. Отключили свет и открыли двери сами сотрудники учреждения. Вопрос в другом - был ли это сговор или команда сверху? Не секрет, что криминальные авторитеты общаются между собой и с конвоирами. Администрация часто идет на переговоры с заключенными, чтобы те не устраивали беспорядки, некоторым зэкам разрешают «ходить в гости» друг к другу. Положенцы часто выбирают себе соседей. Не исключено, что Алтынбек Итибаев (его выследили и уничтожили последним, при задержании он оказал яростное сопротивление и отстреливался почти четыре часа - Прим. авт.) был хорошо знаком с охранниками и мог их подкупить. Ведь именно ему был нужен побег.

- С какой целью?

- Возможно, подтолкнули последние события - возрастающая активность террористов по всему миру. Он был уверен, что найдет единомышленников на свободе, которые помогут скрыться. Остальные пошли паровозом. Итибаев мог выйти первым, убить охранника, а дальше, как говорится, понеслось. Сомневаюсь, что у беглецов был план. В таком случае у ворот их ждала бы своя машина и они смогли бы пересечь кыргызско-казахскую границу. Да и те пятеро так просто милиции бы не сдались. Все говорит о том, что они действовали по ситуации.

По словам полковника, недоумение вызывает и «замедленная» реакция начальства ГСИН, что в такой ситуации недопустимо.

- Тревога в дежурную часть ГСИН поступила только через час после ЧП. Мамыркулов не знал, что ему делать: то ли объявлять план-перехват, то ли принимать другие меры. Пока собирались, пятерых беглых зэков поймали сотрудники МВД. И только через шесть часов в ГСИН дали ориентировку. Дальше - еще больше вопросов. Странные смерти пойманных заключенных, самоубийство бывшего начальника тюрьмы. Тельтаев прекрасно понимал, что даже если докажут его вину по статье «Халатность», ему грозит максимум два года условно. Зачем ему было сводить счеты с жизнью? И еще один нюанс: главврач Госслужбы исполнения наказаний Акыл Асанов, причастный к досрочному освобождению «вора в законе» Азиза Батукаева, с 2011 года проходит как обвиняемый по делу о превышении должностных полномочий. Без его ведома не выписывается ни один медицинский документ…

Дружеский бардак

По мнению Ишенбека Мусаева, резонансный побег особо опасных преступников вне зависимости от того, планировался он или нет, стал следствием бардака и кадровой чехарды в пенитенциарной системе.

- Халатное отношение к обязанностям руководящего состава Госслужбы исполнения наказаний и бардак в уголовно-исполнительной системе привели к побегу этих осужденных. После ЧП ведомство с помпой распространило информацию о том, что несколько начальников пенитенциарных учреждений уволены. Однако почему-то после этого не последовало сообщения о том, что они переведены в другие подразделения, некоторые даже с повышением, - говорит полковник. - В ведомстве налицо круговая порука. Те сотрудники, которые в приятельских отношениях с руководством, могут рассчитывать на его лояльность. И неважно, какое прошлое за спиной того или иного офицера. 20 мая этого года на Совете по обеспечению безопасности и правопорядка при правительстве был представлен список сотрудников ГСИН, имеющих судимость. По закону они не имеют права работать в органах. Но рапорты не были рассмотрены. Все эти люди и сейчас сидят на своих местах. Получается, службу исполнения наказаний никто не контролирует, а пока в системе не будет порядка, побеги и убийства продолжатся…

Есть мнение

«Строй мир, но готовься к войне»

Экс-секретарь Совбеза Кыргызстана, бывший заместитель председателя ГКНБ, возглавлявший некогда Антитеррористический центр страны, Марат Иманкулов считает, что побег радикально настроенных зэков из СИЗО-50 - очень тревожный звонок, который свидетельствует о небывалой активизации террористов в республике.

- Какие колоссальные силы были задействованы в поисках нескольких беглецов, а ведь силовики должны были заниматься другими делами. Наше общество продемонстрировало, что не готово к таким событиям. Представьте, что будет, если, не дай Бог, произойдет теракт? Кыргызстанские силовики абсолютно не скоординированы. С нынешними кадрами в силовых структурах будет сложно преодолеть эти испытания, - считает экс-председатель ГКНБ. - Еще одна проблема - население не знает, как вести себя в подобных ситуациях. Люди даже не имеют представления о сигналах степени угрозы. Пока государство проваливает эту работу, а точнее игнорирует ее. Это большой промах. У нас был Антитеррористический центр, в уставе которого все прописано черным по белому - что, кому, в каких ситуациях делать. Страшные события стучатся к нам в дверь, и мы должны быть к этому готовы. Как говорится, строй мир, но готовься к войне. События в Париже показали, что террористам удалось поставить на колени огромный мегаполис в «сердце» Европы. Жутко представить, что ожидает Кыргызстан, если в самое ближайшее время мы не исправим ситуацию.