Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Звезды7 августа 2014 13:00

Александр Домогаров: «Я только вживаюсь в роль Зорге, а говорят, что заведу азиатскую жену, как он»

Чертовски привлекательный красавец в шляпе и с бородкой, привстав в несущемся ретро-автомобиле, целился из пистолета в бегущего человека
Александр Домогаров: «Улечу в Шанхай, заведу новую жену? Что за бред!»

Александр Домогаров: «Улечу в Шанхай, заведу новую жену? Что за бред!»

Машина ехала прямо на меня, потом резко затормозила, и режиссер крикнул «Стоп, снято!» Это в одном из замоскворецких дворов снимался исторический сериал «Господа-товарищи» с Александром Домогаровым в главной роли. С тем самым красавцем в шляпе и с пистолетом. Он-то мне и был нужен. Так уж почему-то получается, что каждое событие в его жизни вызывает нешуточный шторм – светские хроникеры понапишут этакое забористое и цветистое, а Домогаров, человек щепетильный, клянет их нещадно в твиттере. Слово за слово, одно другого заковыристее, все растет как снежный ком - в общем, нет согласия.

Очередная буря в стакане разразилась из-за новой роли Александра Юрьевича. Мол, ради съемок в сериале «Зорге», он уходит из театра, уезжает в Китай на полгода, то есть практически навсегда, а поэтому бросает жену с сыном, и вообще, этот «донжуан Домогаров» наверняка заведет себе в Китае любовницу, а лучше сразу трех. Вот "Комсомолка" и договорилась об интервью – чтобы расставить точки. «Я не знаю, откуда что берется. Ну приезжайте, так и быть, на съемки, поговорим», - раздался в трубке хмурый голос.

"В ТЕАТР ВЕРНУСЬ ЧЕРЕЗ ПОЛГОДА"

- Мы уже к финалу подошли – снимаем 16 серию, и даст бог, «Господа-товарищи» осенью пойдут на Первом канале, – поглаживая наклеенную бородку, Александр Юрьевич сел на диванчик в своем персональном съемочном трейлере. - Мой герой – профи царского сыска, а тут пришла советская власть, которую он идеологически не приемлет, и призывает его на помощь. Он берется за дела, показывает людям, которые ничего пока не знают и не умеют, что такое архивы, следы, допросы, отпечатки, как прогнозировать и анализировать поступки - и так постепенно начинает работать на Советы.

- Кажется, это похоже на фильм «Рожденная революцией».

- Да-да. С Евгением Жариковым в главной роли. Насколько эти фильмы можно сравнивать, сложно судить до выхода «Господ-товарищей». Но мне, по крайней мере, это все очень интересно. Какие внутренние причины находит мой герой, чтобы помогать большевикам, «все разрушившим», в том числе и царский сыск - один из ведущих мировых сысков по раскрываемости и профессионализму? Он постепенно понимает, что не все в этой власти плохие люди - есть и хорошие, и у большевиков своя идеология, свои ценности и вера. Но он-то воспитан по-другому, а тут чужой мир - люди по-другому любят, едят и пьют, не говоря уже чуждых ему взглядах на мир.

- И после сыщика вы переключитесь на разведчика - Рихарда Зорге, человека крайне загадочного.

- Съемки «Зорге» еще не начались, а разговоры уже идут. Идея, правда, обсуждалась, еще когда мы снимали «Убить Сталина». И вот теперь проект принят, и я уже читал сценарий. Рихард Зорге, или Рамзай – действительно одна из величайших фигур разведки, причем мировой! Человек по крови - суть от разведки. Человек, который не был бы рассекречен никогда, он был и «неберучкой» и везунчиком, был вхож в Генштаб, правил документы для Рибентроппа, но его сгубило стремление достучаться до Сталина, когда он узнал, что 22 июня начнется война. Его уже обкладывали со всех сторон, ему бы ноги уносить, а он упорствовал: ребята, 22 июня, передайте еще раз, 22 июня.

- Но Сталин ему не поверил. А все потому, что Зорге работал на два фронта, обычное в общем дело для хорошего шпиона.

- Хотя есть мнение, что он был двойным и даже документы какие-то есть, но прямых доказательств нет. Берия докладывал Сталину, что Зорге каждую неделю отсылал письма в Германию. И конечно, Сталин до конца ему не верил, поэтому и Жуков, убеждавший генералиссимуса в «чистоте» Рамзая, был сослан на дальневосточный фронт. И еще несколько высокопоставленных людей лишились постов из-за защиты Зорге и его резидентской группы, хотя документы из Германии, Америки и Англии совпадали в одном: да, готовится нападение. В то же время есть версия, что интрига Рамзая была одной из причин нападения японцев на Перл-Харбор. Будем с режиссером (Сергей Гинзбург – прим. КП) думать, как показать Рамзая без ретуши и в то же время не перегнуть палку – он все же был советским разведчиком уровня Абеля и умным человеком при всей своей неоднозначности. Будем искать пластические решения – он же прихрамывал, менялся как хамелеон. Зорге - потрясающий актер, привыкший менять маски в одну секунду, прикидываться пьянью будучи абсолютно трезвым. Он идеально маскировался. И ни одна к нему не прирастала – он был слишком сильным и убежденным человеком, свято верящим в свое дело, несмотря на все провокации.

- Люди этой профессии становятся известны, если они провалены или уже мертвы...

- … а те, кто прошел этот адов круг и выскочил живым – о них никто никогда ничего не узнает. Говорят, что Хрущев, посмотрев французский фильм «Кто вы, доктор Зорге», спросил: «это все правда?» и запросил в Генштабе секретные документы разведки - просто генсек был не особо-то в курсе, кто такой Рамзай – и после этого распорядился дать Зорге посмертно звание Героя Советского Союза.

- Работой над архивом Зорге, кстати, тогда руководил один из моих дедов Алексей Косицын, он в войну и после нее был военным атташе в Токио, занимаясь, кроме прочего, и атомными разработками японцев. Он-то был в курсе всех дел Рамзая, так что приукрашенные бабушкой истории о нем – часть наших семейных преданий. Александр, а вам близок психологически такой авантюрный персонаж?

- Могу сказать одно: это сумасшедше интересный человек. Он вел экстремальный образ жизни, был вхож везде абсолютно. Он был как бы выпивоха и дамский любимец, и сам донжуан - веселый парень, к которому не подкопаешься. Пьяным разбился чуть не насмерть на мотоцикле у ворот американского посольства – он же был заядлый байкер-гонщик. Всегда разный, очень коммуникабельный, он выкручивался из самых невероятных ситуаций, несмотря на серьезные подозрения японцев. Наши слили Рамзая еще в 41-м отчасти именно из-за его отчаянной рисковости и непредсказуемости. Когда его арестовали, Сталин сказал: «нет, это не наш человек». Японцы повесили его в 44-м, в тюрьме. Но опять-таки вопрос, повесили ли? Доктор, констатировавший смерть от асфиксии, не видел Зорге живым, те, кто его хорошо знал, не видели его мертвым. Никаких доказательств, кроме того, что его опознала по челюсти Исии Ханако, его японская любовь.

- А в москве его ждала русская, законная жена…

- Вот и про меня теперь пишут, что кину, мол, семью свою, брошу жену и сына в Москве. Уедет, мол, Домогаров в Китай, и там, как Зорге, заведете себе новую, азиатскую. Ну во-первых, и Зорге никого не бросал, а уж я-то с чего бы? Я праведника я из себя не корчу, но у меня все в порядке с чувством долга перед близкими. Где этика элементарная, чтобы стоить такие предположения?

- Может, из-за внешней схожести? И не только внешней – говорят, Рамзай был резким на поворотах. А вы?

- Рамзай был не просто резкий – он был неприятным и жестоким человеком. На нем же при всем при том много человеческих жизней. Убить человека ему не составляло труда. В картине есть момент, когда он выкидывают агента-предателя из окна. Я никого не выкидывал, хотя, как и Рамзай, люблю хорошую езду с долей адреналина – но трезвым, - видно было, что Домогаров заражен своим персонажем не на шутку. Говоря о Зорге, Александр каким-то волшебным, ртутным образом «перетекал», перевоплощался – и мне казалось, что вот этот человек с холодным взглядом и бешеным темпераментом и есть Зорге.

"НЕЛЬЗЯ МЕНЯ СТРАВЛИВАТЬ С СЫНОМ"

- Ради роли вы уходите из театра? Вы писали в твиттере, что покидаете сцену…

- Писал, но никто внимательно не прочитал мой пост. Я уеду на время, и говорил об этом директору театра Моссовета, где я служу, и после съемок – через полгода - вернусь в родной театр. До отъезда я еще сыграю пару спектаклей «История мистера Джекила и доктора Хайда», а потом вместо меня будет играть Алексей Анохин. Я сейчас помогаю ему входить в роль, подсказываю все нюансы, придуманные нами за 10 лет. Но в постановках Кончаловского я остаюсь по-прежнему. До съемок «Зорге» надо закончить «Господа-товарищи», начать театральный сезон, озвучить 18 серий «Марьиной Рощи 2».

Отъезд предположительно будет в середине октября. И до мая жить мы все будем в Шанхае – там хорошие студии и огромные натурные площадки. Съемки в Китае экономичнее, чем в Японии. Часто прилетать домой я не смогу, конечно, но у нас дважды будут большие каникулы - на наш и на китайский Новый год. То есть комментарии «Домогаров улетит и всех бросит» - ложь и бред! Гнусно, когда пишущие люди начинают кроить и кромсать жизнь актера, придумывая то, чего нет. Нельзя меня стравливать с сыном, с которым у меня замечательные отношения который живет практически со мной. Нельзя писать, то я потеряю всех любимых и оскорблять моих родных людей. Никто никого не потеряет. И уж тем более за полгода и в эпоху интернета, скайпа и прочих средств общения. Меня, мягко говоря, раздражают беспардонные высказывания типа «Турецкий собрал чемоданы». Я нелегкий человек, это правда. У меня, может, и тяжелый характер, но это не основание говорить про меня всякую чушь.

- Помните как в песне – «потому, что нельзя быть красивой такой». Ну а если серьезно, то отчего эти нападки?

- Сам не знаю. Может, от зависти? Уже лет 15 меня полощут, ковыряют мою подноготную, а я все иду своей дорогой, работаю в кино, театре и просто живу. Я недавно выложил штук 15 фото с моего дня рождения, где мы все улыбающиеся и счастливые. Отмечали в ресторане, разъехавшись оттуда после закрытия глубоко ночью – и я уехал позже всех, ведь было почти сто гостей, за веселье которых я, как именинник, отвечал – с каждым надо пообщаться, посидеть, с детьми поиграть, так что и не выпил ни грамма. Ночью понял, что я падаю. Жена Ира с сыном Сашей, забрав подарки, уехали домой чуть раньше, а я уж вслед за ними, когда музыкантов проводил. А нутро я читаю про «одиночество Домогарова»! С чего вдруг, спрашивается? Не знаешь, не пиши. Зачем сочинять гадости? А потом журналисты удивляются, что не зову и интервью не даю.

- А бывает, что какая-нибудь женщина говорит или пишет о вас что-то негативное просто от отчаяния, то вы не обратили на нее внимания? По принципу «так не доставайся же ты никому».

- Такие женщины мне безразличны. Если уж девушка падает до такого, то она никогда и никому не будет интересна, вместо внимания она в итоге получит брезгливое презрение. Если ты не можешь найти общий язык с мужчиной – ну, прости меня, какая же ты женщина? Ну жила б ты со мной в коммуналке и сыпала мне гвозди в борщ – ну зачем? Кому нужно такое счастье? Коммуналка, кстати, хорошая проверка личности. Я помню, как мы с женой жили в 23-метровой квартирке, я получал зарплату 75 рублей в месяц, а она 45. и при этом у нас все было хорошо, и Саша там родился. Мы все прошли вместе, огонь и воду, и я не избалован фортуной, как кто-то может подумать.

Я тяжелый и взрывной человек, да.

- Наговариваете вы на себя, Александр Юрьевич.

Закончив разговор, Домогаров еще раз пригладил сыщицкую бородку, одернул шелковый интеллигентский жилет, и мы вышли из трейлера на площадку: Александр - в авто, гоняться за разными сволочами, а я прямиком к оператору, спросить, что за человек такой, Домогаров.

Мне-то самой показалось, что даже пятиминутное общение с Домогаровым рушит все нагромождение мифов вокруг него. Он просто и честно ненавидит сплетни. Воюет против них как Дон Кихот с ветряками - яростно, отключая инстинкт самосохранения. Печальный опыт чужих передергиваний заставляет его видеть в каждом журналисте врага. Журналистам это не нравится, конечно, - и дальше идет цепная ядерная реакция. Так может продолжаться до бесконечности. Но ведь не хочется. Куда интереснее слушать его темпераментные рассказы – он много что знает. И куда интереснее видеть, как в лице Александра Юрьевича вдруг появляется что-то детское и озорное, тщательно скрываемое под суровой маской «ух, как щас дам, больно будет».

Виктор Макаров, оператор:

- Александр ответственный человек, профессионалам с ним легко. И он очень-очень хороший актер. Когдав Польше вышел фильм «Огнем и мечом» - его там чествовали как национального героя. По характеру Саша сангвиник и холерик – напополам. И он очень честный и порядочный. Никогда я не слышал такого, чтобы он как-то влиял на оператора – ты, мол, давай, сними меня повыгоднее.

Наташа, ассистент по работе с актерами:

Александр Юрьевич – тяжелый?! Да что вы! Он добрый и отзывчивый. А его «резкость» - это защитная реакция такая. Он же маскирует свою романтическую душу этаким цинизмом. Да и то в самых редких случаях. Он очень обходителен на самом деле – он вообще романтик!