Премия Рунета-2020
Екатеринбург
-2°
Boom metrics
Общество8 февраля 2014 14:08

Как екатеринбуржцев учили толкать 20-килограммовый камень и тереть шваброй лед

В первые дни зимней олимпиады для жителей уральской столицы устроили мастер-класс по керлингу
Камни для керлинга производят в Шотландии и в Канаде.

Камни для керлинга производят в Шотландии и в Канаде.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

"НЕ СБЕЙТЕ ПРОТИВНИКОВ, КАК КЕГЛИ!"

На льду очень скользко, ступни разъезжаются в стороны, я с большим трудом сохраняю равновесие, но меня все равно заставляют надеть белый, тефлоновый тапок.

– В нем можно проскользить гораздо дальше, чем на подошве обычного ботинка, – объясняет Сергей Шамов, тренер команды Свердловской области по керлингу.

Теперь левая нога, обутая в спецобувь словно живет своей жизнью: от малейшего дуновения она выскальзывает из-под меня со скоростью артиллерийского снаряда. И как будто этого мало, в одну руку мне дают «швабру», а ко второй подкатывают 20-килограммовый булыжник. Со всем этим надо выкатиться вперед, а затем прицельно попасть камнем в так называемый «дом». Принимаю исходное положение: сажусь на левую ногу, а правую ставлю на металлический упор, который для надежности вморозили в лед с помощью кипятка. Чтобы не потерять швабру, прижимаю ее к плечу. Правой рукой берусь за красную рукоять на булыжнике. Мышцы напряжены. Я невольно заваливаюсь на бок и представляю, что разлей кто на пол боулинг-центра подсолнечное масло, ощущения были бы примерно такими же. И, похоже, такое сравнение приходит в голову не мне одному.

– Прежде чем запустить снаряд, убедитесь, что люди впереди смотрят в вашу сторону, – говорит Сергей Шамов. – А иначе он подкатится к ним незаметно и посбивает, как кегли.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

"Когда смотришь керлинг по телевизору, там вроде все просто", - думаю я и отталкиваюсь правой ногой от упора. Два метра спустя случается катастрофа. Сосредоточившись на снаряде – только бы ни в кого не улетел – я забываю крепко держать швабру, и она давит мне на плечо. Из-за этого я теряю равновесие и, пытаясь исправить ситуацию, забываю про булыжник. Он в итоге перестает катиться и попадает мне под ноги. В этот момент ступня в тефлоновом тапке решает откатиться куда-то влево. Финиш. Всего два метра, а я уже лежу. Кажется, даже первая попытка прокатиться на коньках была более удачной.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

НЕТ ХОККЕИСТАМ И ФИГУРИСТАМ. ТОЛЬКО КЕРЛИНГ

Впрочем, я не единственный, кому не повезло. На мастер-класс по керлингу, который проводился в Таганском парке, пришло несколько десятков человек. В Сочи вот-вот начнутся соревнования по этому виду спорта, и всем опять стало интересно, а как же в него играть.

– Суть проста – надо поставить свой камень ближе к центру «дома». Сделать это пытаются две команды, поэтому во время игры образуются определенные тактики и азарт, – объясняет Сергей Шамов. – Игра состоит из 10 эндов. В течение одного энда команды по очереди выпускают по восемь камней. Обычно игра делится на три этапа. Во время первых трех эндов не столько играешь, сколько присматриваешься к сопернику. Во время четвертого, пятого и шестого энда уже идет сама игра. Ну, а дальше концовка. Там уж как получилось.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Мастер-класс проходит на обыкновенном корте, залитом водой. Крепкие морозы превратили его в настоящий каток. Для керлинга нужна всего одна не очень большая полоса. Прежде чем разрешают катать снаряды, по ней проходится человек с водяным баком за спиной. С помощью специального шланга он орошает лед крохотными капельками воды.

– Вскоре они заледенеют и превратятся в «пейблы», – рассказывает Илья Медведев, спортсмен, играющий в керлинг. – Так называются замерзшие бугорки на ледовой поверхности. Они образуют воздушный карман, благодаря которому тяжелый снаряд и скользит.

На улице мороз такой, что от пара изо рта брови моментально покрываются инеем. Ждать, когда каток обрастет пейблами, приходится не долго. Но даже когда это, наконец, происходит, корт все равно не становится полноценной площадкой для керлинга.

– Лед для керлинга должен быть из «мертвой» воды, то есть из воды без солей, без минералов, – говорит Саргей Шамов. – Дело в том, что примеси влияют на то, как камень будет скользить. Вообще лед для керлинга готовится индивидуально. На нем не должны кататься ни фигуристы, ни хоккеисты. У нас в России почти нет керлинг-холлов. В Москве есть два или три. В Челябинске вот тоже обещают построить. Мы сейчас с руководством Екатеринбурга тоже общаемся, чтобы нам хоть пару дорожек сделали.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

СНАРЯДЫ ДЕЛАЮТ В ШОТЛАНДИИ И КАНАДЕ

Снаряд для керлинга изготовлен из полированного гранита. Он очень тяжелый, оторвать от земли непросто. Но что удивительно, когда камень лежит на льду, кажется, что он и вовсе ничего не весит. Стоит легонько толкнуть, и он откатывается на полметра.

– Все камни производят в Шотландии и Канаде, – рассказывает Сергей Шамов. – Мы пробовали под Режом делать из режевского гранита, но качество у таких снарядов было неважное. Все камни весят одинаково, с небольшой погрешностью в пять грамм.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Член команды, который запускает снаряд, называется «скип». Им я уже пробовал играть, причем неудачно, поэтому в этот раз хочу взяться за «швабру». Они, кстати, бывают разные. На одних и, правда, щетка, как у швабры, а на других просто мягкий материал, завернутый в грубую ткань.

– Они выполняют одну и ту же задачу, но вот те, которые из ткани, часто забиваются снегом и тереть ими уже тяжело, – объясняет Илья Медведев.

«Тереть» на язык керлинга переводится, как «свиповать».

– Когда камень выбрасывают, он идет с вращением, – объясняет Сергей Шамов. – И если есть ошибка в траектории, то за счет свипа игроки стараются камень держать на той линии, на которой он должен быть. При трении образуется тонкий слой воды, и камень лучше скользит.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Взяв в руки швабру, и, как учили, оперевшись на нее всем телом, я жду, когда скип запустит снаряд. Прошло минут сорок с начала мастер-класса, поэтому с тем, как правильно стартовать, люди уже разобрались. Булыжник выкатывается вперед, и я начинаю изо всех сил тереть лед перед ним, стирая в ледяную пыль замороженные капельки воды. Плечи уже болят, а я все тру-тру-тру. Наконец, камень останавливается, так и не доехав до "дома". Эх!

– Керлинг чем универсален: он не имеет возрастных ограничений, – говорит Сергей Шамов. – В Европе вообще семьями в него играют. И бабушки, и внучки. Но, разумеется, могут быть и травмы. Часто игроки повреждают себе колени, потому что на них идет очень большая нагрузка. Мышцы можно потянуть. Нагрузка идет также на руки, на спину, так как за одну игру с щеткой около двух километров протираешь.

Теперь буду смотреть, как в этот необычный вид спорта играют настоящие профессионалы на Олимпиаде. Глядишь, добавлю себе мастерства. И на следующие зимние игры уже сам окажусь в сборной. Ведь в керлинге нет ничего невозможного!

Смотрите фотогалерею:«Мастер-класс по кёрлингу»