Кыргызстан
+19°
Boom metrics
Сегодня:
Интересное17 апреля 2013 13:00

Эллочка Людоедка и времена Интернета

Наш колумнист о том, каким должен быть «великий, могучий» и как им владеть

Ну кто теперь помнит рассказ Валентина Распутина «Уроки французского»? По аналогии эту статью следовало бы назвать «Уроки русского». Сколько посуды перебито по поводу того, каким должен быть «великий, могучий», учить или не учить ему, знать или не знать его.

Русский язык в республиках бывшего Союза сегодня не только и не столько знак культуры, сколько предмет политических спекуляций по принципу: «Вы - нам, а мы у себя русский язык».

Оставим богу богово, а политикам политиково и зададимся вопросом, почему сократилось количество знающих русский язык и в последние годы повысилось количество изучающих его. Со вторым понятно. Проблемы миграции и трансформации в инонациональную среду невозможны без знания языка. И как только в Российской Федерации вводятся языковые испытания, на разных уровнях власти с серьезным видом начинается обсуждение «языкового вопроса»: «А почему бы нам не ввести экзамен по госязыку для желающих работать?!».

Посмотреть бы, в связи с этим, сколько прибывает народу в нашу страну, а сколько из нее убывает. И кто в итоге работает.

Язык, его функционирование, его изучение, обучение ему наитеснейшим образом связаны с психологией. Поэтому, каков психологический настрой, так мы и воспринимаем мир, а язык этому способствует. Ну, например, если кто-то напишет слово «Киргизия» через «и», как вы это оцените. Одни обвинят в антипатриотизме, другие увидят в нем грамотного человека. И те, и другие будут правы. Измените написание ЖКХ на ЖК-х - и вместо «жилищно-коммунального хозяйства» появится «плохой парламент». Главное - психологическая установка.

Когда на страницах газет я встречаю затертую фразу «жизнь стремительно мчится», вспоминаю, как студент-первокурсник на вопрос о причинах его неграмотности уверенно ответил: «У меня в компьютере плохой редактор». Сегодня на экзаменах отбирают у сдающих сопутствующую технику: сотовые телефоны и прочее. Ответы на задания студент ищет в Интернете (главное, чтобы он не паразитировал, а находил своеобразный компас в море знаний). Буквально свежий пример: веду занятия по «манасоведению» - есть такой обязательный для школы и вуза предмет. Студенты включают телефоны и находят и текст эпоса, и ответы на разнообразные вопросы.

Чтобы язык функционировал и развивался, носители его должны научиться читать художественную литературу. И если несколько десятилетий тому назад существовал принцип: читаю роман - смотрю фильм, поставленный по его мотивам, то в последнее время: сначала телесериал, а уж затем книга. Тиражи и «Идиота» Достоевского, и «Московской саги» Аксенова резко возросли после демонстрации одноименных телефильмов.

Сегодня популярны и различного рода ремейки, и художественные произведения, созданные в разное время на определенную тему. Уже не ошарашивают комиксы и «Войны и мира», и «Анны Карениной», и «Мастера и Маргариты». Принцип «что бы ни делать, только бы заинтересовать и приобщить к книге» сегодня в действии. Свежий пример: в героической литературе о Гражданской войне не было более популярного героя, нежели Василий Иванович Чапаев.

Вот та самая пресловутая красная нить: Фурманов со своей книгой и позже частично опубликованными и неопубликованными дневниковыми записями времени пребывания в чапаевской дивизии, позже братья Васильевы с одноименным фильмом с неподражаемым Борисом Бабочкиным в главной роли, еще позже лава (по другому не назовешь) анекдотов о комдиве, далее роман Пелевина «Чапаев и Пустота» и, сегодня, телефильм «Страсти по Чапаю», сценарий для которого написал выдающийся сценарист Эдуард Володарский. Неслучайно в названии фильма - Чапай», а не «Чапаев». Несколько поколений советской детворы играли в Чапая, в шашках (на доске, а не в ножнах) появилась игра «Чапай» и т.п. Фильм, актеры, режиссер и, в первую очередь, сценарист попытались подчеркнуть легендарность, стихийность и народность заглавного героя…

Школа, а позже вуз никак не определятся, какую литературу надо читать, чтобы овладеть красотами и глубинами языка.

В 60-е годы ХХ века школяры для учителей читали Фурманова - Фадеева, а для себя Булгакова, а так как школа, как правило, раз и на всю жизнь отбивает охоту к чтению, то определенно можно сказать, что как раньше Толстых проходили только на уроках, сегодня то же самое происходит с Булгаковым - Платоновым и прочими.

У нечитающего (хоть на бумажных, хоть на электронных носителях, а возможности здесь безграничны) язык - как у Эллочки Людоедки. Он, конечно, экономный (одно слово на все случаи жизни), но язык (в данном случае, русский) - то безграничное богатство, которое мы обязаны сохранить и передать внукам и правнукам.

Не мы его придумали, не нам его упрощать и выхолащивать, даже если сегодня в словарях узаконен «Интернет» с заглавной буквы, а «литература» - со строчной.