Кыргызстан
+17°
Boom metrics
Сегодня:
Политика13 октября 2010 22:00

Эксперты: На построении коалиций отразятся личные амбиции политиков, а союз «Ата-Журта» и «Ар-Намыса» не очень вероятен

Ведущие эксперты страны и СНГ пытаются спрогнозировать, каким будет коалиционное строительство в новом парламенте.
Источник:kp.kg

В раскладах политологов и журналистов, правда, не учитывается вероятность вхождения в парламент «Единого Кыргызстана».

«Главный по Киргизии» в последнее время – Александр Дубнов, обозреватель «Времени новостей», имеющий доступ к закрытым источникам информации и лично знакомый со многими местными политиками: «На сегодня, пока партия Мадумарова еще не вошла в парламент, рассматриваются две наиболее вероятные конфигурации, каждая из которых может состоять из трех партий. Поскольку никакая двухпартийная коалиция не может обеспечить даже простое большинство в 61 мандат в 120-местном парламенте», - пишет Дубнов в материале «Конфигурация власти с пророссийскими очертаниями». Первый его вариант – это «Ата-Журт», «Ар-Намыс» и «Республика». Переговоры между второй и третьей названными партиями, по сведениям журналиста, уже идут. Общее у двух программ в принципе есть: и там, и там есть силовики и экономисты, а безопасность и развитие – приоритеты для внутреннего курса республики. «Как стало известно «Времени Новостей», условием вхождения «Ата-Журт» в коалицию станет предоставление ее представителю поста спикера парламента, который в парламентской системе власти выглядит ключевым. Это важно для партии, представляющей юг страны. С другой стороны, это обстоятельство может стать гарантией устойчивости коалиции. В таком случае кто кому уступит пост премьера, будут решать между собой лидеры «Ар-Намыс» и «Республики». Итог выборов – победа России Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин рассказывает в интервью BPC, что его занимает не только вопрос коалиционного строительства, но и сами выборы, в которых он сделал для себя три открытия. «Победа «Ата-Журта» - событие неоднозначное. Многие в Кыргызстане, да и не только в Кыргызстане, воспринимают эту партию как главную партию юга, которая, несмотря на жесткий прессинг, который в отношении нее применялся, смогла, тем не менее, продемонстрировать достаточно серьезные результаты. До выборов многие сомневались, что ей удастся преодолеть региональный порог именно в северных областях Кыргызстана. Не совсем понятно, насколько конструктивно эта партия будет взаимодействовать, во-первых, с официальной властью, а во-вторых, не совсем ясно, как она будет позиционировать себя в будущей коалиции, с кем она будет входить в круг и против кого будет работать, как она будет продвигать свою позицию относительно назначения кабинета министров и спикера Жогорку Кенеша. Именно распределение ролей: кто будет спикером, кто будет премьером, кто будет его первым заместителем, как распределятся наиболее интересные, во всех смыслах, должности в будущем кабинете министров - это сейчас, наверное, основной вопрос. То есть, региональное голосование, на мой взгляд, в Кыргызстане состоялось, и это де-факто, потому что именно южный электорат, в первую очередь, продемонстрировал свою консолидированность, несмотря, повторюсь, на давление, которое осуществлялось и на «Бутун Кыргызстан», и на «Ата-Журт» с разных сторон. Другой фактор, который, на мой взгляд, тоже высветился достаточно четко на выборах - это влияние России на избирательный процесс в Кыргызстане. Потому что результаты, которые продемонстрировали «Ар-Намыс», «Республика» и «Ата-Мекен», демонстрируют влияние российского информационного поля и, очевидно, влияние российских политтехнологий. Ясно, что результаты, с которыми пришел к финишу предвыборной кампании Феликс Кулов - это во многом заслуга не только «Ар-Намыса», но заслуга и Дмитрия Медведева, и «Единой России», и российского телевидения в том числе. А те неосторожные высказывания господина Текебаева, которые прозвучали по НТВ и дошли и до российского избирателя, и до российской элиты, тоже во многом сказались на том, что партия еле-еле переползла пятипроцентный барьер. Притом, что 10 сентября, когда начиналась избирательная кампания, все говорили о том, что именно «Ата-Мекен» станет фаворитом будущих выборов и возьмет не менее трети голосов в будущем парламенте. А господин Текебаев, я думаю, всерьез рассчитывал стать спикером парламента. Теперь, наверное, это дело не ближайшего времени. Третий, достаточно неожиданный для меня момент, во всяком случае, - это очень слабое выступление господина Сариева. Я не думал, что «Ак-Шумкар» не преодолеет пятипроцентного барьера. Надо отметить вообще слабое выступление провластных партий, даже социал-демократов, несмотря на российскую поддержку. Второе место «СДПК» смотрится, мягко говоря, достаточно слабо, особенно в сравнении с «Ата-Журтом». То есть, провластные структуры – это «СДПК», «Ата-Мекен» и «Ак-Шумкар» – явно выступили гораздо слабее, чем рассчитывали на это люди, которые выступали за эти партии, как минимум, месяц назад. Очевидно, это не столько «заслуга» России, Запада или кого-то еще, это вопросы, которые следует задавать непосредственно тем политическим структурам, которые взяли власть в апреле 2010 года». Неэффективный парламент с неуверенным правительством… «Во-первых, - продолжает Грозин, - то, что всегда обычно и влияет на провал всевозможных договоренностей между теми или иными кыргызскими элитариями – личные амбиции и недоверие по отношению друг к другу. То есть, теоретически, если бы мы имели расклад, как в любой западноевропейской стране, можно было бы сказать, что оппозиционные партии создадут мощный блок. «Республика» плюс «Ата-Журт» плюс «Ар-Намыс» - получаем, как минимум, не просто блокирующий, а по сути, контрольный пакет голосов. А провластные партии остаются в меньшинстве и пытаются путем парламентской борьбы перетянуть на свою сторону колеблющихся из оппозиционного лагеря. Но Кыргызстан - не Италия, и здесь такой вариант не пойдет, потому что объединение по принципам политических предпочтений и неприятие той или иной политической модели, скорее всего, не сработает. То есть, предполагать, что «Ата-Журт» объединится с «Ар-Намысом» и с «Республикой» или, по крайней мере, с одним «Ар-Намысом» для того, чтобы бороться с новой конституцией и новой политической конфигурацией власти, наверное, преждевременно. Все-таки региональные интересы, а также личные амбиции будут во многом нивелировать возможность реализации «цивилизованного» сценария построения партий, конфигурации коалиций в будущем парламенте. Я полагаю, что какой-то устойчивой системы разделения депутатов по группам мы, скорее всего, не увидим. То есть, они будут постоянно перетекать, это будет система гибких, рассыпающихся и создающихся альянсов. То есть, будет постоянное неустойчивое зыбкое брожение различных депутатов между различными группами. Безусловно, будут какие-то ядра, но они, скорее всего, будут находиться во взаимодействии, это будет напоминать некое неупорядоченное броуновское движение… К сожалению, скорее всего, система очень не скоро начнет демонстрировать некую эффективность, если вообще начнет это делать. Ясно, что те же министры, которых назначат сейчас, никогда не будут чувствовать себя людьми, назначенными на свой пост на достаточно долгое время. Они будут меняться в зависимости от настроения тех или иных депутатов, депутатских групп, коалиций, которые будут складываться или распадаться. Этих людей тоже будут периодически передвигать. По сути дела, сейчас в Кыргызстане мы получаем два неполноценных центра власти: один - это временный президент, которому осталось править чуть больше года, а другой – это парламент, про который все знают, что это будет внутренне неустойчивая и неэффективная структура, которая будет бороться внутри себя. … или ещё одно временное правительство За эту идею высказывается известный местный политтехнолог Валентин Богатырёв. В интервью всё тому же BPC он предположил, что партии могут договориться все вместе, кучей: «Нет ни одной такой партии, без которой нельзя было бы обойтись, включая лидера - «Ата-Журт». Коалиция без «Ата-Журта», так же как и без другого лидера, «СДПК», - дело вполне реальное. Более того, возможна коалиция и без «Ата-Журта», и без «СДПК». Обе эти партии могут оказаться в оппозиции к парламентскому большинству. Что уж тут говорить о «Республике»! Обойдутся и без нее. Заметьте, что мы пока рассуждали о логике создания коалиции из минимального числа партий. Но вполне возможна коалиция из, скажем, четырех партий. Причем в роли изгоя может оказаться любая партия: как «СДПК», так и «Ата-Журт» и даже «Ар-Намыс». В конце концов, есть и еще один подход, когда все партии, попавшие в парламент, договариваются о формировании правительства и участвуют в нем. Это тоже вполне реальный вариант. Во всяком случае, для страны в той ситуации, которая у нас сейчас, это было бы наилучшим вариантом. Принципом распределения могла бы быть, скажем, пропорциональность числу мандатов. Тот факт, что подобное предложение прозвучало из уст одного из лидеров партии «Ата-Журт», имеющей наибольшее число мандатов, свидетельствует о понимании, по крайней мере, этой партией своей ответственности за ситуацию в стране. Если их поддержат другие, то мы можем получить парламент, где все партии отвечают за результаты работы правительства, а не так, что одни отвечают, а другие только критикуют. Более того, можно было бы включить в состав правительства и сильных профессионалов из тех партий, которые не прошли в Жогорку Кенеш, например, Темира Сариева или Мирослава Ниязова. В ходе выборов мы увидели и много других интересных лидеров. Но, на мой взгляд, самым ответственным вариантом было бы создать, по крайней мере, на полгода, правительство вовсе не коалиционное, а наоборот, правительство-команду. Партии-победители, распределив места в парламенте, могли бы договориться, что они кому-то одному поручат сформировать правительство по его усмотрению. Этим одним может быть вовсе не лидер победившей партии и даже вовсе не человек из партийных списков. Важно, чтобы он потенциально мог выдернуть страну из кризиса, в котором она оказалась сейчас, пройти без потерь зимний период, укрепить государственную машину, которую с таким трудом запустило профессиональное переходное правительство. А после этого уже можно было бы и делить портфели. В конце концов, гражданам Кыргызстана сейчас не важно, как поделятся постами партии-победители, важно, как будет жить страна».