Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+7°
Boom metrics
Общество23 декабря 2009 6:27

Почему удэгейцы воюют с экологами и дружат с лесорубами?

Нечестная игра в битве за землю Национального парка «Удэгейская легенда» набирает обороты
Источник:kp.ru

Несколько месяцев назад в Москве случилось событие из разряда сенсаций. Маленькие, но гордые удэгейцы из Красноармейского района Приморья победили в Высшем Арбитражном суде целое Правительство России!

Не верится? Вот факты.

Предметом судебной тяжбы стало правительственное распоряжение двухгодичной давности о создании в Красноармейском районе Приморья Национального парка «Удэгейская легенда». Заявитель – родовая кочевая община «Удэге». Истец настаивал, что Правительство, дав жизнь природному парку, (цитирую) «подорвало правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов».

Казалось бы, что за абсурд? Экологи – не лесорубы. Как они могут всё это этническое богатство «подорвать»? Наоборот. Да и название парка – за малую народность… Но слов из заявления в суд не вырубить топором: правительство и защитники природы «подрывают основы, поскольку ранее отданные общине в пользование участки лесного фонда были переданы национальному парку».

Удэгейское исковое заявление пестрило «труднопроходимыми» фигурами речи: «при установлении правового статуса земель необходим дифференцированный подход, в соответствии с которым…», удивляло узкоспециальными терминами типа «сервитут».

Община «Удэге» требовала правительственное распоряжение отменить. Как, собственно, и весь национальный парк. Но председательствовавшая в том арбитраже судья И.И.Полубенина своим решением отхватила у парка лишь треть территории – 31 тыс. га. В пользу удэге, в назидание кабинету министров.

- На самом деле это никакая не сенсация, - развеял иллюзии создатель и директор Нацпарка «Удэгейская легенда» Федор Крониковский. – Забота о малочисленных народностях – ширма. За ней скрываются интересы браконьеров и тех, кто делает деньги на приморском лесе.

Великая рубка

Бессменный руководитель общины «Удэге», Александр Догдович Кялунзига давно не любит директора парка. Скоро, вслед за правительством, 86-летний удэгеец, судя по всему, победит и его. Федор Крониковский сегодня – кандидат на вылет из кресла директора. Во всяком случае, в этом уверен как он сам, так и его сотрудники. За что накажут? Руководство (Минприроды) не может простить ему проигрыша в Высшем арбитраже и трети утраченной территории. Он уже знает, кем его заменят. Этот кто-то, грустит Крониковский, будет удобен опять же не удэгейцам, а тем, кто рубит тайгу.

Вообще-то в Красноармейском районе не рубит только ленивый. От гоп-бригады какого-нибудь, прости, господи, ООО «Хунда» до крупных лесопромышленников. Рубят нагло и подчистую, в парке и заказниках в том числе.

По данным экологов, схема уничтожения тайги такова.

Управление лесного хозяйства администрации Приморского края выдает разрешения на так называемые рубки ухода. Лесорубы, прикрываясь ими, валят ценную деловую древесину – дуб, ясень, кедр. Контролирующие органы – Приморская межрайонная природоохранная прокуратура, Управление Росприроднадзора, краевое УВД – выявляют беззаконие. Лесники, ОВД по Красноармейскому муниципальному округу получают информацию о нарушениях и …не реагируют. Управление лесным хозяйством администрации Приморского края, отряхнувшись от возбужденных в отношении его сотрудников административных дел, заключает новый контракт на «санитарную рубку» лесов. Итог: дополнительно к уже разграбленным лесосекам десятки (!) новых участков охраняемых лесов идут под трактор, пилу и топор.

Странное дело, но жалоб о том, что данное экологическое безобразие «подрывает гарантии самобытности», от маленькой удэгейской общины и его лидера Александра Догдовича Кялунзиги ни разу не поступало. Более того, «родовые-кочевые» удэге давно не кочуют, живут, как весь народ, по деревням и селам и просто-таки связаны пуповиной с основным хозяином «исконных земель» и их же злостным грабителем – Рощинским лесхозом. Удэге обладают «правом безвозмездного пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства» именно на его, лесхоза, территории.

Хочешь верь - хочешь нет, но бывший директор лесхоза Козлов Д.С., осужденный за незаконные рубки и оштрафованный аж на 13 млн. руб., в отличие от директора парка Федора Крониковского, удэгейской общине, однако, родной. Собственно, ради этих «высоких отношений» маленького народа с несметной армией лесорубов и ковалась великая победа над правительством в залах Высшего арбитражного суда.

Нужные люди

В Красноармейском районе, как везде в глубинке, всё стоит на «отношениях». А если ты, как глава общины, раздаешь, кому пожелаешь, бесплатные круглогодичные лицензии на охоту, то и тебе житуха, и другим. Среди тех, кого осчастливили своими кровными лицензиями удэгейцы, «лица, не относящиеся к коренным народам», но, как говорится, нужные люди - главы местных администраций, сотрудники милиции, работники леспромхоза.

Как сказано в документе, для этих уважаемых граждан «охота является основой существования». Как это понимать? Допустим, поужинает глава таежного поселения Иванов макаронами без котлеты из изюбря, и окажется популяция сельских администраторов под угрозой исчезновения?

Те из удэгейцев, кому из года в год не достается заветных лицензий, давно на сородичей в обиде. Причем настолько, что решительно размежевались, сорганизовались и объединились в параллельную общину под названием «Буа Хони». И назло обидчикам из «Удэге» дружат с Федором Крониковским.

Белая ворона

Директор Национального парка сам родом из этих тигриных мест. Но, удивительное дело, поведения явно нездешнего.

Созданная и лелеемая им особо охраняемая природная территория – как бельмо на глазу у дикого лесоруба. И – у Управления лесного хозяйства администрации Приморского края. Только соберется Управление осчастливить лишним лесным участком главного нарушителя - Рощинский леспромхоз (холдинг «Тернейлес), Крониковский в прокуратуру: «Земли парка! Не имеете права!» Оппоненты в шоке: зачем так сразу в прокуратуру? всегда же можно договориться… Оказывается, не всегда.

Когда в одном из первых своих интервью директор «Удэгейской легенды» выдал один афоризм за другим:

«Нацпарк – локомотив экономики района»,

«Лес можно просто показывать и иметь доход»,

«Пока не проведем учет, об охоте и рыбалке придется забыть», народ подумал - шутит.

Когда по весне инспекторы парка стали штрафовать «отдыхающих на природе» за каждый подснежник (сорвал цветок – плати 50 рублей), все поняли: это всерьез.

И пошло-поехало. Была таежная вольница. Стало – запрет за запретом. Дикоросы по лимитам, кордоны, шлагбаумы. Не говоря уже об административных протоколах за нахождение на территории парка с оружием. Народ – в отказ: «А чего там искать-то без карабина?!»

- Знаете, о чем я мечтаю? - улыбнулся своим мыслям в ходе нашего с ним разговора директор нацпарка. – В селе Дерсу, куда весной из Уругвая приехали несколько семей староверов, взять и создать визит-центр по теме русского старообрядчества.

Кто был в сельце Дерсу, едва различимом среди буйного разнотравья, а зимой средь глубоких снегов - ни фельдшера, ни магазинчика, в трезвости одни староверы, - тот оценит смелость идеи.

- Уволят – буду учить удэгейский язык, - вздохнув, подвел черту Крониковский .

Сомнений нет. Выучит. Но поймут ли они друг друга, маленький народ удэге и сторонники национального парка? Главное, чтоб между ними не встал хитрый «переводчик» из «Тернейлеса» или какого-нибудь «Приморского ЛХО».