Что означает загадочное название, ходил выяснять наш корреспондент
Фото: Сергей СЕЛЕДКИН
Два года назад художник Дмитрий Хворостов нашёл на пляже мертвого дельфина и решил его похоронить. Пока он закапывал дельфина, на помощь подоспел смотритель пляжа. В процессе "похорон" неожиданный помощник рассказал страшную историю. В годы войны его дед нашел на пляже мертвого казака в отличных хромовых сапогах. Сапоги были такие хорошие, что желание обладать ими затмило все остальные чувства. Сапоги не снимались с разбухших ног утопленника и тогда дед отрубил ноги. Похоронив то, что осталось от казака, дед повесил отрубленное на шелковицу. Когда плоть высохла, он почистил сапог изнутри и долго потом носил "казачьи" сапоги.
История слишком "жирная", чтобы в нее поверить, но не поверить нельзя: и рассказ черкеса, и процесс "похорон" дельфина зафиксированы на видео.
Дельфин, казак, хромовые сапоги и соединились в работе "Натюрморт-рыба": сделанном на заказ сапоге в виде дельфина.
Работа «Натюрморт-рыба» Дмитрия Хворостова
Фото: Сергей СЕЛЕДКИН
Посмотреть на эту и другие работы 17 молодых художников, учащихся института современного искусства "База", можно на открывшейся 20 октября "Закрытой рыбной выставке". Парадоксальное сочетание сразу трех прилагательных - открытая "закрытая", да еще и "рыбная" - привлекает внимание, однако, сказать по справедливости, остальные экспонаты громоздкими и неочевидными метафорами сильно уступают и метафорам самого Вознесенского, и яркому "Натюрморту-рыбе". Без бутылки, без объясняющего человека разобраться в том, что расположено в белых залах Центра Вознесенского, не представляется возможным. А жаль, ведь идея выставки прекрасна и поэтична.
Куратор Дмитрий Хворостов на фоне работы «Прорези»
Фото: Сергей СЕЛЕДКИН
Однажды полвека назад художник Игорь Макаревич обнаружил чуть ли не на помойке необычный каталог, выпущенный в 1935 году. Название - "Закрытая рыбная выставка" - сразу привлекло внимание художника. Судя по всему, выставка с таким названием проходила в 1935 году в Астрахани. Правда, что именно там экспонировали и почему экспозиция назвалась "закрытой" - оставалось загадкой. В каталоге не было никаких репродукций и описаний работ.
Можно ли воссоздать работу, зная только ее название? В 1990 году Макаревич вместе с Еленой Елагиной попробовали это сделать. Взяв за основу каталог никогда не виданной выставки, они концептуалистскими методами создавали свои "шедевры" на рыбную тему. Получалось что-то типа "глухого телефона". Так, экспонат "Прорези" художники представили как прорези тупым ножом на клеенке. Откуда им было знать, что так называется специальное устройство в лодке, куда кладут улов.
Фото: Сергей СЕЛЕДКИН
Нынешняя выставка - это, по сути, еще один виток эксплуатации идеи, предложенной Елагиной и Макаревичем. Теперь, к примеру, "Прорези" в исполнении Максима Новикова выглядят как каркас лодки с сеткой и -- крылья, приделанные к лодке. ("Что-то вроде "Летатлина", - объясняет художник).
А была ли выставка 1935 года вообще? А не придумали ли ее Макаревич с Елагиной? Никто не знал ответа на этот вопрос, но случилось чудо, и на ловца прибежал зверь. Сначала - нашелся пригласительный билет на выставку 1935 года, а буквально за неделю до открытия - в запасниках ГМИИ отыскалась одна-единственная работа участницы первой "Рыбной выставки" Зои Куликовой. Графика "На приемном моторе" запечатлела ловлю осетровых.
Среди экспонатов мне на глаза попалась книга Крыловой "Ловецкое слово" - словарик рыболовецких терминов. На ум сразу пришло свежее стихотворение поэтессы Ольги Ермолаевой про то, как она читала "Словарь ветров":
Тогда всю осень горевала,
слезами растравляла веки,
один «Словарь ветров» читала
из всей своей библиотеки.
Один-единственный, любезный,
где всех ветров сошлись обличья: —
«пылкой», «сладимый» ли, «небесный»,
«хохлачий», «ледниковый», «птичий»…
И «брамсельный», и «восходящий»,
и вихорь — «дервиши пустыни»,
«женатый» и «руководящий»,
и ветр по имени «Косыня».
Фото: Сергей СЕЛЕДКИН
Руки потянулись к книге и как ни пытался один из молодых и важных художников доказать, что словарик - часть его экспозиции, мне все же удалось полистать книгу и выписать несколько потрясающих слов, которые, в совокупности с дельфином-сапогом, составили мощное впечатление о происходящем.
АННА, АНЮТКА, НЮСЯ - название щуки
АСТРАХАНКА - селедка
БАЗАНИТЬ - двигать лодку одним веслом
ЗАЧАМРИТЬ - говорится о погоде, когда она портится, налетает сильный ветер
КАРБОВАТЬ - резать рыбу поперек спинки перед засолом
КИРСАНСТВО - обман, обвешивание и обсчет рыбаков на рынке
Фото: Сергей СЕЛЕДКИН
Билеты: 100-150 рублей
Адрес: Центр Вознесенского, Большая Ордынка, д. 46, стр. 3.
График работы: среда – пятница: 13:00 – 21:00; суббота – воскресенье: 12:00 – 20:00
Выставка продлится до 21 ноября