Кыргызстан
+10°
Boom metrics
Сегодня:

С августа трасса М11 стала дороже для водителей

Как рассчитываются тарифы на проезд по платным дорогам, мы выяснили у представителей Северо-Западной концессионной компании, которые пришли в гости на Радио «Комсомольская правда» [аудио]
С августа трасса М11 стала дороже для водителей

С августа трасса М11 стала дороже для водителей

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Алфимов:

- Мы с вами обсуждаем самые насущные темы. Сегодня вопрос один: быть или не быть платным трассам. Вы платными трассами пользуетесь или нет?

У нас в гостях Олег Завьялов, менеджер «Северо-Западной концессионной компании».

Завьялов:

- Здравствуйте! Я менеджер по связям с общественностью компании. Действительно, тема очень актуальная как для автомобилистов, так и для нас. И мы бы хотели донести до всех пользователей автомобилей преимущества платных дорог, которые они получают в России.

Алфимов:

- Уверен, что наши слушатели будут говорить, что никаких преимуществ нет. А, может, будут говорить, что все хорошо и нравится пользоваться. Я признаюсь честно: пользуюсь платными дорогами. Мне это нравится. Но я это делаю очень редко.

Еще у нас в студии Антон Беляк, директор по маркетингу «Северо-Западной концессионной компании».

Беляк:

- Здравствуйте!

Алфимов:

- Итак, мы тут небольшую справочку подготовили. Сколько стоят у нас в стране платные дороги, а их, оказывается, у нас достаточно много.

Справка Радио «Комсомольская правда»

Стоимость платной дороги зависит от типа транспортного средства, а в некоторых случаях от времени суток. На трассе М4 Дон плата взимается на семи отдельных участках общей протяженностью 340 километров: в Московской, Тульской, Липецкой и Воронежской областях. Общая стоимость проезда по всем платным участкам для легковых автомобилей и мотоциклов от 305 до 490 рублей. Установка транспондера дает скидку от 4 до 10 процентов.

После первых участков М4 платными в 2002 году стали четыре дороги в Псковской области общей протяженностью 226 километров. Стоимость проезда для легковых автомобилей и мотоциклов по каждой из них составляет от 150 до 300 рублей.

С 1 января 14-го года была введена плата за проезд на участке трассы М1 Беларусь – северный обход города Одинцова. Проезд от столичной кольцевой дороги в обход города до Можайского шоссе стоит 100 рублей. До трассы М1 Беларусь – Москва 150 рублей, ночью, соответственно 50 и 80.

В настоящее время ведется строительство скоростной автомагистрали М11 Москва – Санкт-Петербург, которая будет платной на всем протяжении. Движение по первому участку было открыто 28 ноября 14-го года. Плата за проезд была введена 21 сентября 15-го года. Стоимость проезда для легковых автомобилей и мотоциклов от 150 до 240 рублей. Транспондер дает скидку на проезд в 10 процентов.

23 ноября 15-го года введена плата на участке от 15 до 58 километра в Московской области. Стоимость проезда от Москвы до Солнечногорска для легковых авто и мотоциклов от 200 рублей ночью и до 500 рублей в часы пик. Предусмотрены скидки для пользователей транспондеров и водителей, которые совершают много поездок в течение месяца.

Алфимов:

- Я смотрю, что гости мои что-то тут не согласны с тем, что тут говорилось.

Завьялов:

- Прозвучало, что стоимость поездки до 200 или 250 рублей. Минимальный тариф на нашей дороге 100 рублей.

Алфимов:

- Я даже вижу, что за 50 рублей можно проехаться у вас.

Завьялов:

- Да. Москва – Шереметьево-2, например.

Алфимов:

- Самое популярное направление. Но все же у нас в справке говорилось о том, что у вас можно и за 500 рублей проехаться. Это чистая правда.

Завьялов:

- Да, есть один редкий тариф, который действует только с 16 до 24 часов в пятницу вечером. Это максимальный тариф только в направлении Солнечногорска. Полный путь 500 рублей. Если вы разовый клиент, не пользуетесь уже озвученными до этого транспондерами, которые с первой поездке дают скидку от 20 процентов и более.

Беляк:

- Я не стал бы сравнивать все платные дороги, потому что на каждой своя специфика. Если мы берем наш участок от Москвы до Солнечногорска, то надо понимать, что этой дороги изначально не существовало. Было подписано концессионное соглашение между государством и концессионером, по условиям которого только треть средств вложило в дорогу государство, остальные средства – это средства частных инвесторов, кредитные средства. И надо понимать, что были вложены деньги в строительство сложных объектов, как, например, мост через московский канал. И несмотря на то, что да, у нас есть такой тариф как 500 рублей в пятницу вечером, но мы так же предоставляем большие скидки по транспондерам. В этом плане наша задача состоит в том, чтобы пользователь получал практически бесплатно транспондер, по нему получал скидки и быстро проезжал через пункты оплаты.

Алфимов:

- Вы начали свой ответ со слов о том, что государство почти в это не вложилось и так далее. Компания, которая взимает деньги за проезд, просто пытается отбить свои вложения?

Завьялов:

- Это бизнес. Есть инвесторы. И так же кредитные средства. Есть проценты по кредитам, надо понимать, что надо платить оператору, который обслуживает дорогу, поддерживает ее в шикарном состоянии. Все эти расходы включены в стоимость проезда.

Алфимов:

- А зачем нам нужна платная дорога? Почему платная должна быть. Она платная, а пробки там все равно есть.

Завьялов:

- По закону у каждой платной дороги есть своя бесплатная альтернатива. Платную дорогу никто не навязывает. У автомобилиста всегда есть выбор.

Платная дорога – это альтернатива бесплатной. Ее задача разгрузить бесплатную. Дать возможность автомобилисту быстро доехать до пункта назначения. То, что вы говорите про пробки, поэтому основная наша стратегия заключается в том, чтобы пересадить наших пользователей на транспондеры. Это выгодно и нам, это создает меньше заторов на пунктах оплаты. И пользователь теряет меньше времени и экономит денежные средства.

Я бы не сказал, что пробки у нас большие. Может, в часы пик, когда все пользователи едут на дачу. Но, повторюсь, мы с этим боремся. Максимально предоставляем выгодные условия для получения транспондеров. Например, сейчас человек, если хочет его получить, это такое электронное устройство, которое крепится на лобовом стекле и автомобилисту не надо искать деньги, рыться в сумке. Он просто подъезжает к пункту оплаты, транспондер издает звук, открывается шлагбаум и он проезжает. Все это занимает примерно три секунды. Это гораздо быстрее по времени и выгоднее, чем если платить банковской картой или наличными. И пробки сводятся к минимуму.

Мы призываем наших клиентов не стесняться, заезжать в офисы, получать транспондеры. Он бесплатный.

Алфимов:

- Для владельцев транспондеров сделали скидку 20 процентов. Если даже раз в год ездишь, все равно скидка у тебя уже есть. Не только у вас на трассе, на М4 платная, на всех других, объезд Одинцова платная трасса. Там тоже все: транспондеры берите! А почему вы так всех призываете? Неужели о людях заботитесь, чтобы они в пробках не стояли?

Беляк:

- Это выгодно и для нас. Транспондер, я не договорил, бесплатный на шесть месяцев. А потом пользователь платит 50 рублей…

Алфимов:

- Вот в чем собака порылась!

Беляк:

- Он платит 50 рублей только тогда, если он им пользуется. Если это дачник, он может взять транспондер на летний период, положить зимой его на полку. И за это платить он не будет.

Транспондер. Почему мы призываем? Таким образом мы боремся с заторами на дорогах. Если все наши пользователи, если мир будет идеален, все наши пользователи будут использовать транспондеры для оплаты, то заторы сведутся к минимуму.

Алфимов:

- И вам не придется платить зарплату тем тетенькам, которые собирают деньги. И у вас просто останется больше денег.

Завьялов:

- Если мир будет идеальным. Но все равно находятся люди, для которых проще, наверное, или он использует дорогу всего один раз в жизни, он заплатит либо банковской картой, либо личными средствами.

Алфимов:

- Одна платная дорога, другая, везде одно и то же.

Завьялов:

- На каждой платной дороге своя специфика. Но то, над чем работает государственная компания, что сейчас у многих пользователей вызывает вопросы, это один транспондер на все платные дороги. Потому что в настоящий момент на каждом платном участке действует только свой транспондер. И госкомпания вплотную с этим работает, чтобы к концу года уже пользователи могли проехать по всем платным участкам с одним транспондером.

Алфимов:

- Если я, условно, еду из Воронежа в Солнечногорск, я должен проехать по одной трассе, а у меня есть транспондер, я с него плачу. Потом доезжаю до трассы М11. И по тому же транспондеру я проехать уже не могу, значит, мне нужно искать второй, клеить его на лобовое стекло. И у нас платных трасс только в окрестностях Москвы, как минимум, три штуки.

Завьялов:

- Пока да. Но не стоит забывать, что этот процесс называется интероперабельность, когда одним транспондером можно расплатиться на всех трассах. Но не стоит забывать историю платных дорог на Западе. Если у нас это недавно случилось, то на Западе это работает с 70-х годов. И все это шло постепенно. И мы ускоренными темпами хотим достичь уровня Запада и так же подняться выше.

Алфимов:

- Есть идея сделать постоплатную систему. Проехал – плати.

Беляк:

- У нас по сути в моменте она постоплатная. Наша система сбора платы является закрытой. Есть еще открытая. Это когда вы проезжаете кусок платной дороги и когда вы на него въезжаете, вы сразу оплачиваете. Потом возникает перед вами снова барьер, и чтобы ехать дальше, вы опять оплачиваете по новому тарифу следующий кусок. И так вы постепенно продвигаетесь к концу маршрута.

Наша трасса М11 относится к закрытой системе. Там нет промежуточных барьеров. И нет как будто бы предоплаты. Вы въезжаете на трассу, и если вы без транспондера, который автоматически все учитывает и со счета списываются средства, то вы, а тут очень похоже на парковку у вокзала или у аэропорта. Вы получаете некий магнитный талончик на въезде. Мы маркируем точку въезда, допустим, Москва. И едете, допустим, в Солнечногорск. И дальше вы едете по дороге, ни разу не останавливаясь, не снижая скорости. И уже на выезде просто предъявляете данный талончик к оплате. И тогда мы берем с вас плату. Система постоплатная в любом случае.

Завьялов:

- Хочу добавить, что оплата взимается по факту выезда, а не въезда.

Алфимов:

- И внутри-то можно ездить хоть круглый год!

Завьялов:

- Если мы берем случай: житель Москвы едет встречать кого-то в аэропорт, он въезжает на дорогу, останавливается на нашей площадке отдыха, оборудованной бесплатным туалетом, потом мы будем оборудовать эту площадку всякими кафе, он ждет прилета самолета. То есть, скажем, он может въехать в пиковый час, а выехать по несниженному тарифу и заплатить сниженный тариф.

Алфимов:

- Можно доехать до Солнечногорска, подождать до нуля часов ночи, выехать и заплатить не 500 рублей, а 250.

Завьялов:

- Например. Да.

Алфимов:

- Удобная штука. Звонок у нас есть.

- Здравствуйте! Я за платные дороги. Я считаю, что их должно быть больше и больше. Я пользуюсь. Единственная претензия – плата достаточно высокая. Относительно наших зарплат и кошельков.

Я пользуюсь этими дорогами не только у нас, но и в Европе. И в Америке. И там это значительно дешевле. И значительно безболезненнее.

Хотел задать вопрос. Когда у нас появятся безостановочные пункты пропуска по транспондерам? Как в Америке и в Европе. Я снижаю скорость до 40-50 километров и проезжаю, у меня считывается налету. Что это, технически невозможно? Почему надо останавливаться?

Завьялов:

- Начну со второго вопроса. Эта система называется «фри флоу». Эта система очень популярна на Западе. У нас дорожные операторы начинают постепенно думать, но надо понимать, что есть еще и законодательная база. У оператора должны быть полномочия как-то взимать плату либо штрафовать в случае неоплаты. Поэтому сейчас госкомпания работает над этим вопросом. Когда введутся, я вам пока сказать не могу. На данный момент мы можем предложить именно безостановочные системы оплаты и транспондер, потому что есть полосы, оборудованные специальной антенной, где не надо останавливаться, просто снизить скорость до 30 километров, проехать пункт оплаты. И продолжать свой маршрут.

Алфимов:

- Относительно удобно, скорость все-таки надо сбрасывать.

Второй вопрос: почему так дорого? Я тоже удивляюсь. В Польше я ездил. За участок в 30-40 километров платил несколько злотых. Даже ста рублей не получается! Хорошая дорога. А у нас иногда 500 рублей.

Завьялов:

- Экономить можно и достаточно серьезно. И ценник, озвученный в 500 рублей, действительно, это максимальный тариф во время пятницы в область до Солнечногорска из Москвы. Даже в это время можно оплатить 230 рублей за поездку в этом же направлении, одновременно с тем, кто платит 500.

Как работает транспондер и что это за коробочка? Почему мы призываем использовать транспондер? Это не только автоматический проезд, что удобно. Это единая система интегрированных скидок.

Вы получаете транспондер. Вы автоматом подключаетесь к программе лояльности «Моя дорога». Дальше любые поездки в любые направления и по любым маршрутам начинаются со скидкой. Первая поездка – это 20 процентов скидки. Если вы будете много ездить, вы можете дойти до 70 процентов скидки по любым маршрутам. И куда бы вы ни поехали, учитывается скидка.

Например, вы житель Подмосковья, живете в городе Солнечногорске. Или житель Москвы, но в Зеленограде. Вы вынуждены ездить на работу с утра, допустим, в Москву. Мы заботимся о таких жителях. И именно для таких граждан мы создали специальный продукт. Он называется «абонемент». Это очень похоже на систему метро, когда вы покупаете абонемент на 20, 60 поездок и так далее. Вы заранее оплачиваете. Берем Москва – Зеленоград. Допустим, абонемент на 30 поездок. Выбираете маршрут с транспондером. И в этом случае вы будете платить 150 рублей вместо 300. Максимальный тариф так допускает иногда.

Алфимов:

- Можно дешевле, просто надо искать вот эти ништячки.

Пишет нам слушатель: «Добрый день! Пользуюсь редко. Считаю, что должны быть. Претензий к ним нет, даже зимой сухие и чистые». А у нас на связи Михаил!

- Здравствуйте! Я думаю, что платные дороги должны быть дополнительно к бесплатным. Потому что это актуально сейчас для Центральной России. Что касается Сибири и Дальнего Востока, не знаю, как тут делать платные дороги. Тут и бесплатных-то очень мало!

Алфимов:

- Хоть какие-то надо сделать! Спасибо!

Беляк:

- Поддерживаем, чтобы была альтернатива.

Завьялов:

- Это по законодательству есть. У каждой платной есть своя бесплатная альтернатива. И такого не может быть, чтобы была только платная.

Алфимов:

- «Я не житель Москвы и Подмосковья. Я живу в 670 километров южнее Москвы. Не надо мне говорить, как экономить! Скажите, почему М11 дороже в несколько раз, чем М4». Радиослушатель не подписался.

Завьялов:

- М11 строилось с нуля. М4 – это деньги бюджетные. М11 – деньги частных инвесторов. Другие стоят задачи. У нас есть кредит, обязательства, которые мы должны возвращать. И цена складывается из всех тех кредитных обязательств, которые мы должны вернуть.

Алфимов:

- Снизить цену – будет больше машин. И будет больше выручка.

Завьялов:

- Да. Я углублюсь в нашу историю. Мы с конца ноября того года ввели платный режим. И сделали небольшой анализ. И 4 февраля мы снизили цены до 30 процентов на часть направлений. Для чего мы это делаем? Мы ищем идеальный компромисс между желаниями автомобилистов и идеями бизнеса. Это должна быть золотая середина. Концессионер никогда не будет работать в убыток. Он не позволит, чтобы дорога была пустой. Поэтому мы и сделали снижение, мы вводим скидки по транспондерам, сейчас ввели абонементы. Мы хотим дать понять, что мы слушаем наших пользователей, понимаем их задачи, их необходимость.

Алфимов:

- Лайфхак для наших слушателей: хотите, чтобы стали ниже цены, перестаньте ездить. Они совсем упадут, и будете ездить по низким ценам. Судя по вашим словам.

Завьялов:

- Нет. Платная дорога должна выполнять свою функцию. Есть бесплатная альтернатива и хорошая. Кто ездил по Европе, тот поймет, что такое М10 и бесплатная альтернатива в Европе. Платная дорога должна выполнить свою функцию. Если пользователю надо быстро добраться из пункта А в пункт Б, он пользуется дорогой, то дорога должна выполнять эту функцию.

Алфимов:

- Вы сказали, что в феврале снизили цену. А еще снижать не собираетесь?

Завьялов:

- Мы сейчас говорим про базовый тариф. Если взять грубо, то мы снизили цены, введя абонементы. Это те же тарифы. Просто кто-то думает, что базовый тариф 500 рублей. Поймите, у нас не цена 500 рублей. У нас цена начинается от 50, может, и меньше. Если мы берем скидку от 50 рублей, то это будет и 30. Просто в головах сложился максимальный тариф. На самом деле, цены достаточно актуальны. И то, что мы видим сейчас по трафику, а трафик сейчас немалый на М11, вполне устраивает он пользователей.

Алфимов:

- Нам дозвонился Федор.

- Здравствуйте!

Алфимов:

- Вы пользуетесь платными дорогами?

- Нет. Так как у нас в округе их нет. Я против платных дорог, так как думаю, что автомобилисты платят немаленькое количество налогов государству. И оно должно строить новые дороги, а не вводить в эксплуатацию платные. Если оно вводит платные, значит, государство должно отказаться от части налогов на автомобили. Автомобилист проезжает туда-сюда по дороге платной каждую неделю в течение месяца. Это уже рублей 800 выйдет где-то, пусть тогда с налогов каких-то автомобильных это снимается.

Алфимов:

- Кстати, хорошая идея! Спасибо большое! Мне она нравится. У нас есть и транспортный сбор, и топливные акцизы и так далее. Почему бы так не сделать?

Завьялов:

- Это распространенный вопрос по поводу транспортного налога. Транспортный налог выплачивается государству, а дорога строилась на частные средства. На кредитные средства. И до 2040 года мы будем управлять данным участком трассы, и в 40-м году будем обратно передавать государству.

Алфимов:

- Либо государство продлит с вами контракт.

Завьялов:

- Да. И за дорогу транспортный налог на наш участок не распространяется. За дорогу платит только тот, кто ей пользуется. Если человек ездит по М10, он не платит за нее. А кто едет по нашей дороге, он платит. Это все честно.

Алфимов:

- Вадим, здравствуйте!

- Здравствуйте! О трассе М4 Дон. Участок, который находится рядом с Москвой. 22 километра примерно. Я часто езжу на дачу по этому участку. Он в ужасном состоянии, несмотря на то, что дорога относительно новая. Если вы водитель, то знаете: как стиральная доска. По ней невозможно ездить!

Алфимов:

- Я вам больше скажу. Я там ездил совсем недавно. Да.

- Выезжаете с нее, сразу дорога лучше. Есть альтернативный участок по Старокаширскому шоссе. И мне сейчас выгодно ездить в объезд. И хотел бы порекомендовать ездить в объезд людям, потому что по бензину будет выгодно.

Алфимов:

- Кстати, да, а кто отвечает за покрытие на вашем участке? На участке платной дороги вообще?

Завьялов:

- Хотел бы порекомендовать уважаемому слушателю, хоть это не наша дорога М4 Дон, тут, знаете, дорога – это сервисный продукт. Проезд – это сервис. Не всегда оператор дороги может быстро заметить неисправность. Клиенты могут помочь компании, сообщив на сайт или позвонив, обратиться с предложением, с конструктивной критикой, что что-то надо улучшить. Как правило, компания достаточно оперативно реагирует на это. В том числе и в нашей компании мы активно отвечаем пользователям.

Алфимов:

- В общем, кто деньги берет, тот и должен чинить.

Завьялов:

- Да.

Алфимов:

- Что я могу получить на участке платной дороги, кроме того, что это просто широкий кусок асфальта, по которому можно ехать и по которому половина нашего населения не едет, потому что это дорого?

Завьялов:

- Дорога, с одной стороны, это отрезок из точки А в точку Б, вы можете доехать быстро и с комфортом. Это свойственно всем…

Алфимов:

- Убедите меня, чтобы я ночью, когда самые низкие тарифы, поехал к вам, а не по соседней дороге.

Завьялов:

- Ночью, действительно, самый дешевый тариф. Не потому, что это ночь. А потому, что вы данный момент мало людей ездят.

Алфимов:

- Что я получу за свои деньги?

Завьялов:

- Вы получите безопасность езды. Трасса соответствует уровню безопасности. Комфорт. У нас есть площадки отдыха и в одну сторону, и в другую. Туалеты. Есть офисы продаж. Если вы едете по дороге и у вас что-то случилось с машиной, кончился бензин, вы либо обратитесь по телефону поддержки или в сервис, который поможет вызвать нашего аварийного комиссара. Или мы сами заметим в камеры или во время патрулирования трассы, что у вас что-то не так. И вам помогут. Нальют бензин, помогут завести машину. Определенный сервис в рамках разумного. Это входит в стоимость проезда по трассе.

Алфимов:

- Приятно. Спасибо.

У нас звонок от Александра.

- Добрый день!

Алфимов:

- Пользуетесь платными дорогами?

- По роду моей профессии приходится ездить, но в основном пользуюсь М4 Дон, потому что на большегрузах ездить по объездной одинцовской и по новой М11 довольно-таки по карману сильно ударит.

У меня другой вопрос. Платная – хорошо. Но дублирующие сразу поставили знаки ограничения: больше 40 нельзя. И везде сплошные нарисовали. Получается, это выжимание на платную?

Алфимов:

- Спасибо! Вас только что пытались уличить в сговоре! Опровергнете!

Завьялов:

- Нам сложно сказать про Дон и объездные. Я сам езжу по М11 регулярно. И часто по М10. Параллельная – Ленинградское шоссе. Так я по М10 когда еду, считаю, что прекрасная дорога. Там всегда было две сплошные. Разделитель – бетонные заграждения железные. И там нет ограничений «40».

Алфимов:

- На условной дороге другой может ли быть сговор хозяина дороги с властью?

Завьялов:

- Исключено! Любой сговор запрещен законодательно в нашей стране.

Алфимов:

- Михаил, здравствуйте!

- Я слушаю вашу передачу. Я два года прожил в Южной Корее, работал. И ездил по платной дороге Суона – Сеул. Это примерно что из Зеленограда в Москву. Я платил 1800 бон вне зависимости от того, утром я еду или вечером. С транспондером или без. Это составляет полтора доллара. Бетонная отличная дорога!

Здесь я заплатил входные 400 рублей. Понятно, что это большое воровство и мошенничество. Очень надеюсь, что люди по возможности будут не ездить. Они, конечно, говорят, что сами строили. Но ведь это государственная земля. И когда все это строилось…

Алфимов:

- Спасибо. Ваше мнение услышали. Насчет воровства и так далее?

Завьялов:

- Все тарифы проверялись. Когда было подписано концессионное соглашение между государством и нами, там стояла цена – это средне взвешенный тариф был. Когда мы в конце ноября прошлого года запустили, все тарифы были сверены с учетом цены средне взвешенной . И все соответствовало. И даже ниже.

Мы 4 февраля еще снизили цены. И у нас большие скидки по транспондерам. Но когда нас начинают сравнивать с Западом, какие там цены и уровень доходов. Да, логика в этом есть. Повторюсь, не стоит забывать, что на Западе платные дороги существуют очень давно. И мы запустились буквально год назад.

И еще. Все платные дороги строятся по-разному. Есть дороги, которые строятся в чистом поле. И на них затрачивается определенное количество средств и те, которые строятся тоннель в горе.

Алфимов:

- Смс: «Если платная дорога, то будет хозяин и обслуживание. Может, это выход для нашей бездорожной страны?». «Слушаю ваших гостей. Красиво говорят. Реальность: в воскресенье Ленинградка в сторону Москвы стоит на несколько километров. Стоимость проезда днем от Зеленограда до Москвы 300 рублей, пустая трасса. Прошло столько времени, а очередей за транспондерами все-таки нет!». «Мы не в Европе, а в России. Зарплата не как там. О чем они говорят?».

Сообщение разделились 50 на 50. Спасибо!