Кыргызстан
+14°
Boom metrics
Сегодня:
Политика26 января 2023 6:58

«Надо быть аккуратными в процессе дерусификации»: Политический обозреватель Ильяев – о том, что происходит в Кыргызстане

По мнению эксперта, использование только государственного кыргызского языка в ключевых сферах для тотальной смены элит использовал еще первый кыргызский президент Аскар Акаев в начале девяностых годов прошлого века.
Процесс для Кыргызстана завершился в 2005 году. Но дерусификация продолжилась, и языковые реформы нового времени имеют политическую подоплеку.

Процесс для Кыргызстана завершился в 2005 году. Но дерусификация продолжилась, и языковые реформы нового времени имеют политическую подоплеку.

Фото: Владимир БАННИКОВ

На круглом столе в Бишкеке «Роль русского языка в продвижении интеграционных образовательных процессов в СНГ на примере Кыргызстана», который организовал Центр экспертных инициатив «Ой Ордо», политический обозреватель Александр Ильяев коснулся не только роли русского языка как важного посредника интеграции. Но и политических новшеств, связанных с его употреблением в Кыргызстане в виде принятого парламентом страны в первом чтении проекта нового конституционного закона о государственном языке. Документ после его принятия вытеснит русский язык из многих сфер употребления.

– К сожалению, языковая политика государства имеет политическую подоплеку. На мой оценочный взгляд, она коренным образом связана с политикой государства. Аскар Акаев [первый президент Кыргызстана, при котором появилась первая редакция закона о государственном кыргызском языке – прим.авт.] решал этот вопрос дерусификацией и сменой элит. На место классическому кыргызскому партхозяйственному активу должны были прийти другие лица, старый партхозактив и кыргызская интеллигенция должны были быть заменены на сельские. Препятствием к этому был русский язык. Мы помним этапы обсуждения и попыток введения статуса государственного языка еще в 1989 и 1990 годах, когда выдвигался тезис «Чиновник должен говорить на понятном народу языке!». Тогда Киргизская ССР была намного независимее, чем сегодняшняя ФРГ, – напомнил он собравшимся. – Далее нужна была смена элит. Помните Конституцию 1993 года и [ее требования к элите в виде] возраста до 65 лет Масалиева, и абсолютного знания кыргызского языка? К тому же, вся партийная и советская элита закончила советские вузы – Харьковский политехнический, Киевский политехнический, МГУ и прочие. Естественно, они были русскоговорящими. Процесс для Кыргызстана завершился в 2005 году. Но дерусификация продолжилась – если называть вещи своими именами, то это именно она. Этот этап прошли в той или иной мере все постсоветские республики,

Что касается же проекта конституционного закона о государственном языке и выступлений спикера Нурланбека Шакиева последнего времени об официальном языке, то они, по мнению Ильяева, не принесут республике ничего хорошего.

В ноябре 2022 года на первом Народном Курултае Шакиев заявил, что необходимо переименовать все четыре района столицы Кыргызстана Бишкека: Ленинский, Первомайский, Свердловский и Октябрьский. И не только их, потому что «в большинстве регионов географические местности названы на другом языке», и их «в кратчайшие сроки должны переименовать». Высказался он и о том, что прежняя политика развития государственного кыргызского языка оказалась неэффективной.

– Каждый кыргызстанец должен знать кыргызский язык. Мы должны жить с девизом, что два кыргыза должны общаться между собой по-кыргызски. Не знать другие языки не стыдно, стыдно не знать родной язык, – сказал Шакиев с трибуны Курултая.

Позже в начале декабря 2022 года он запретил выступать на официальном русском языке в парламенте главе Минэкологии Динаре Кутмановой. Хотя по действующему закону о госязыке это еще можно было делать. Но вот по новой редакции, которую принял в первом чтении кыргызский парламент, говорить и выступать можно будет только на кыргызском языке.

– В свете проекта закона, и высказывания спикера – судя по социальным сетям, не очень уважаемого – с тем сегментом российской интеллигенции, с которым я общаюсь, сейчас любой выпад в эту сторону в Российской Федерации воспринимается как русофобия. Поэтому надо быть особенно осторожным с поднятием [таких вопросов]. Я не думаю, что после таких слов и инноваций с переименованием наш спикер будет рукопожатным в Российской Федерации. Сейчас Россия становится председателем в ЕАЭС и президент России Владимир Путин уже обозначил острые, магистральные направления развития евразийского пространства, – сказал политический обозреватель.

Призвал Ильяев быть бережнее и к общей исторической памяти, заключенной в топонимике. Той, которую в Бишкеке и по всему Кыргызстану призвал как можно скорее изменить Шакиев.

– Есть понятие исторической памяти. И это не какие-то мифы, а научный факт. Алтайская цивилизация – она наша, там есть кыргызские топонимы, не татарские, не казахские, а кыргызские. Есть и наш город Фрунзе, теперь Бишкек, построенный при советской власти, и это тоже историческая память о том, что был в нашей истории такой советский период. И что его стыдиться? Да, у нас до сих пор есть Ленинский район. Да, уже переименовали все улицы –произошла декоммунизация. Но зачем убирать остальное, зачем делать манкуртов? Нас Чингиз Торекулович предупредил о последствиях [манкуртизма] еще 35 лет назад! Это наши исторические топонимы, наша история, общая, объединяющая. Ладно, мы умрем, но наши дети и внуки должны знать, что был такой период. Надо быть очень аккуратным в процессе дерусификации, – заключил он.