Кыргызстан
+4°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика30 января 2020 6:17

«Джеруй»: 20-летний путь к успеху

Второе по величине золоторудное месторождение Джеруй скоро даст первое золото. К этому событию Кыргызстан шел долгих 30 лет, из которых почти 20 лет - до 2010 года - месторождение контролировал «Кыргызалтын»
В период эксплуатации месторождения ежегодные платежи в бюджет Кыргызстана составят порядка 2 млрд сомов.

В период эксплуатации месторождения ежегодные платежи в бюджет Кыргызстана составят порядка 2 млрд сомов.

Фото: «Альянс Алтын»

Четыре попытки госпредприятия начать разработку месторождения с инвесторами, сохраняя госдолю, не увенчались успехом. Государство в итоге еще и получило иски почти на $600 млн.

Единственным правильным решением, как показало время, стало проведение открытого прозрачного конкурса, который выиграла компания «Альянс Алтын». За несколько лет новый оператор Джеруя привел его к успеху, выполняя все обязательства и выплачивая в бюджет существенные суммы еще до начала разработки месторождения. Ни по одному действующему с госучастием проекту в добывающем секторе таких результатов еще не было.

ДЖЕРУЮ - 52 ГОДА

История месторождения Джеруй берет начало в 1968 году, когда геологи Орто-Тауской партии Северо-Кыргызской экспедиции нашли существенные залежи золота в восточной части Таласской области. В 1985-1990 годы на месторождении были проведены проектно-изыскательные работы, разработаны проект технико-экономического обоснования и проект Таласского золоторудного комбината.

С обретением Кыргызстаном независимости месторождение включили в созданный в 1992 году госконцерн «Кыргызалтын». Он объединил крупнейшие предприятия, в том числе «Джеруй». С этого момента и началась почти 20-летняя эпопея с попытками начать разработку месторождения с государственной долей участия.

ПОПЫТКИ №1 И №2

В 1993 году строительство Таласского золоторудного комбината было приостановлено из-за отсутствия государственного финансирования. Чтобы решить эту проблему, правительство и «Кыргызалтын» в 1993 году без какого-либо тендера подписали с американской компанией Morrison Knudsen Gold соглашение на разработку Джеруя.

К 1995 году новое совместное предприятие «Джеруй Голд Компани» представило банковское технико-экономическое обоснование, получившее одобрение кыргызских властей. Но уже через год инвестор Morrison Knudsen Gold стал банкротом, и его активы, в том числе «Джеруй Голд Компани», были проданы SNC Lavalin из Канады. Эта компания переработала ТЭО и потребовала дополнительные налоговые льготы. Кыргызстан от такого сотрудничества отказался.

Здесь стоит отметить, что «Альянс Алтын» никаких налоговых льгот не просил. Компания наоборот вкладывает значительные средства в социальные проекты и поддержку местного населения.

В октябре 1996 года правительство КР подписало мировое соглашение с Morrison Knudsen Gold, и деятельность «Джеруй Голд Компани» была прекращена.

В 1996-1997 годы государство, не имея возможности самостоятельно разрабатывать месторождение, продолжило поиски инвестора. В числе претендентов была работавшая тогда по проекту «Кумтор» канадская Cameco Corporation. Эта крупная компания, обладающая всеми возможностями, хорошо подходила на роль нового инвестора, но даже такая значимая корпорация воздержалась от работ по ТЭО из-за снижения цен на золото и проекта в Узбекистане.

ПОПЫТКА №3

Следующая попытка, и снова неудачная, была в 1998 году, когда «Кыргызалтын» и Norox Mining (100% акций принадлежало группе компаний Oxus Gold) создали новое совместное предприятие Talas Gold Company. Компании Norox принадлежало 66,7% в новом СП, «Кыргызалтыну» - 33,3%.

Созданной компании Talas Gold Company дали право на разработку месторождения Джеруй на 11 лет, но уже в августе 2004 года Госгеология аннулировала лицензию компании из-за невыполнения существенных требований. Во-первых, разработчик не представил техпроект на проведение горных работ и строительство золотоизвлекательной фабрики. Во-вторых, в течение года после восстановления отозванной в 2002 году лицензии компания не приступила к основному этапу строительства рудника.

«Альянс Алтын», несмотря на существенные изменения в законодательстве по промышленному строительству, укладывался в требуемые сроки по разработке документов и по строительству. Там, где это не получалось, компания ответственно оплачивала штрафы.

ПОПЫТКА №4

После отзыва лицензии в 2004 году у Talas Gold Company и революции 2005 года «Кыргызалтын» начал изучать предложения других инвесторов на разработку Джеруя. Среди них были компании Barrick Gold Corporation (Канада), Centerra Gold Inc. (Канада) и Global Gold Holding GmbH (Австрия).

В итоге соглашение на совместную разработку подписали с австрийской компанией Global Gold Holding. В июне 2006 года было создано СП «Джеруйалтын» (40% - «Кыргызалтын», 60% - Global Gold Holding). У совместного предприятия было почти пять лет, чтобы начать разработку месторождения, но этого так и не было сделано.

В то же время Oxus Gold обратилась в международный арбитражный суд с иском к правительству Кыргызстана. Не став дальше разбираться с властями республики, Oxus Gold продала долю в Talas Gold Mining Company казахской компании KazakhGold.

В итоге к 2010 году у Джеруя получилось как бы два разработчика. Но вместо того чтобы каждому из них в свое время заняться фактическими работами по освоению месторождения, они втянулись в судебные тяжбы с правительством Кыргызстана.

Работам на Джеруе дан старт!

Работам на Джеруе дан старт!

Фото: «Альянс Алтын»

КОНЕЦ ПРОВАЛЬНОМУ ГОСУПРАВЛЕНИЮ

Точку в неудачных попытках государственного управления месторождением Джеруй через взаимоотношения с инвесторами, с их многосторонними соглашениями и прочими вытекающими из этого обстоятельствами, удалось поставить только после революции 2010 года, когда Министерство природных ресурсов аннулировало лицензию и у последнего разработчика с госдолей участия - «Джеруйалтын».

Именно тогда закончились почти 20 лет нахождения месторождения под управлением работавших тогда чиновников, которые не смогли начать разработку даже на деньги инвесторов.

Эта история наглядно показала, что поднимаемая отдельными политическими силами как раз перед выборами тема отсутствия госдоли в «Джеруе» далека от интересов страны и каждого гражданина. Госуправление до 2010 года было - и общество видело его результаты. Теперь настала пора заслуженного успеха.

ВРЕМЯ УСПЕХА

Первый настоящий открытый конкурс на право разработки Джеруя был проведен в мае 2013 года - уже после революции 2010 года и смены власти. Тогда конкурсная комиссия установила минимальную стоимость порога цены объекта недр в размере $300 млн. Однако этот конкурс не состоялся, так как была подана лишь одна заявка на участие от британской компании «Контингент финанс».

Следующий прозрачный конкурс проведен правительством в феврале 2015-го. Кабмин объявил конкурс на Джеруй с минимальной стоимостью $100 млн и обязательством по обеспечению защиты интересов Кыргызстана в международных судах с предыдущим лицензиатом либо с его учредителями, включая выплаты по искам.

Тогда в конкурсе приняли участие три компании: «Восток Геолдобыча» (Россия, «Русская Платина», Муса Бажаев), «Алдан Золото ГРК» (Россия, «Полюс Голд», Сулейман Керимов) и консорциум «Кыргызалтын» с Unity Gold Mining (малоизвестная компания, зарегистрированная в Великобритании).

«Алдан Золото ГРК» на втором этапе конкурса отказалась в связи с невозможностью урегулирования спора к правительству КР. Консорциум «Кыргызалтын» с Unity Gold Mining требовал льготное время для уплаты конкурсного платежа - фактически хотел оплатить когда-нибудь потом.

Учредителями британской Unity Gold Mining, претендовавшей на Джеруй, являлись граждане Кыргызстана, Великобритании, Таджикистана и Саудовской Аравии. Unity Gold Mining не имела ни одного актива и была неизвестной компанией. Более того, ее зарегистрировали за два месяца до конкурса по Джерую.

Конкурсная комиссия после нескольких месяцев рассмотрения объявила победителем компанию «Восток Геолдобыча», которая согласно условиям конкурса учредила дочернюю компанию ОсОО «Альянс Алтын» и оплатила $100 млн. Также она подписала мировое соглашение с предыдущими приведенными «Кыргызалтыном» инвесторами об урегулировании спора по месторождению Джеруй на $589 млн.

Теперь компания «Альянс Алтын», выступая разработчиком Джеруя, самостоятельно несет абсолютно все расходы на очень затратную подготовку к разработке месторождения. Добыча золота и поддержание рудника в рабочем состоянии тоже требуют больших вложений - и они обеспечиваются компанией. Государство в этом случае выступает только получателем денег.

Новый оператор Джеруя выполнил все взятые на себя обязательства, запустил рудник, при этом выплачивая в бюджет существенные суммы еще до начала разработки месторождения.

Новый оператор Джеруя выполнил все взятые на себя обязательства, запустил рудник, при этом выплачивая в бюджет существенные суммы еще до начала разработки месторождения.

Фото: «Альянс Алтын»

ОПЯТЬ НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ?

Несмотря на то, что проект «Джеруй» демонстрирует огромные успехи, отдельные личности, называющие себя гражданскими активистами, умалчивая о предыдущих провалах, снова поднимают тему наличия государственной доли в проекте.

Между тем, известные эксперты и экономисты категорически против такого развития событий. Такие позиции ранее озвучили Аскар Сыдыков, Кубан Аширкулов, Денис Бердаков и другие. Так, по словам эксперта Азамата Акенеева, «единственным правильным решением, как показало время, стало проведение открытого прозрачного конкурса, который выиграла компания «Альянс Алтын». Новый оператор Джеруя выполнил все взятые на себя обязательства, запустил рудник, при этом выплачивая в бюджет существенные суммы еще до начала разработки месторождения. Ни по одному действующему с госучастием проекту в добывающем секторе таких результатов еще не было». При строительстве предприятия использована лучшая международная практика. Мы провели конкурс, месторождение досталось победителю. Победила компания, предложившая лучшие условия для страны. С теоретической точки зрения мы и не могли рассчитывать на более выигрышную сделку.

Госдоля в проекте «Джеруй» означает, что государство должно так же, как и инвестор, вкладываться в разработку месторождения, а эта сумма достигает почти $1 млрд. В бюджете таких денег нет, и именно поэтому правительство выбрало самый лучший, по мнению экономистов, вариант передачи обязательств по огромным финансовым вливаниям инвестору, который к тому же будет обеспечивать поступления налогов и прочих платежей.

Ни один зарубежный коммерческий банк или, например, государственный Эксимбанк Китая, такого большого кредита на Джеруй правительству Кыргызстана без государственных гарантий не дал бы.

Займы в $200-$400 млн Кыргызстан ранее как раз и брал только у Эксимбанка КНР под государственные гарантии на такие проекты, как модернизация ТЭЦ Бишкека, ЛЭП «Датка-Кемин» и дорога «Север-Юг». Это привело к тому, что сегодня на Эксимбанк Китая приходится половина внешнего долга страны.

Западные и российские инвестиционные банки никогда не кредитовали бизнес-проекты в Кыргызстане. На это есть множество причин, начиная с того, что у республики нет кредитного рейтинга, и заканчивая тем, что банки не дадут займ, если не будут уверены, что оператор месторождения - надежная компания.

По истории госуправления Джеруем со стороны «Кыргызалтына» до 2010 года видно, что это госпредприятие кредит не получит и никогда его не получало.

А между тем, именно благодаря работе «Альянс Алтына» российский «ВТБ Банк» впервые в своей истории предоставил кыргызстанской компании кредит в $180 млн на разработку месторождения Джеруй. Фактически это первый крупный кредит иностранного инвестиционного банка на бизнес-проект в Кыргызстане. Это произошло благодаря авторитету и масштабу деятельности компании, которая контролирует «Альянс Алтын», - российской «Группе Альянс».

МИЛЛИАРДЫ В БЮДЖЕТ

Инвестиции до запуска Таласского золоторудного комбината и всех необходимых объектов инфраструктуры за 2015-2019 годы составили $273 млн, $171 млн из которых по состоянию на 30 ноября прошлого года уже освоен. Большая часть этих средств, что очень важно, осталась в Кыргызстане, потому что на месторождении работают отечественные компании и местные жители.

Инвестиции в 26-летний период операционной деятельности компании по поддержанию производственной мощности на цели дополнительной замены и капитального ремонта оборудования, в том числе на строительство подземного рудника, составят $223,3 млн, и также большая часть из них останется в КР.

С начала деятельности в 2015 году платежи в бюджет и внебюджетные фонды составили свыше 602 млн сомов. Также дополнительно внесено 450 млн сомов в фонд «Бакубат Талас», за счет которых финансируются социальные проекты в Таласской области и выдаются доступные кредиты с низкой процентной ставкой для развития малого и среднего предпринимательства.

В период эксплуатации месторождения ежегодные платежи в бюджет Кыргызстана составят порядка 2 млрд сомов. Даже имея доли в других проектах, в свои лучшие годы деятельности «Кыргызалтын» приносил в разы меньше доходов в бюджет.

Языком цифр

Языком цифр