+13°
Boom metrics
Политика18 сентября 2019 22:00

Лентяи мы или трудяги: Почему граждане Молдовы перерабатывают, а толку от этого нет ни им, ни работодателю

Молдавские работники работают в разы больше европейских, но работать много — не значит хорошо
Почему граждане Молдовы перерабатывают, а толку от этого нет ни им, ни работодателю

Почему граждане Молдовы перерабатывают, а толку от этого нет ни им, ни работодателю

В России эксперты Высшей школы экономики провели исследование «Влияние нестандартных трудовых графиков на баланс между работой и жизнью», где сравнили трудовые привычки россиян с жителями других европейских стран.

Согласно данным исследования, 64% россиян работают и вечерами, и в выходные, причем для них это норма.

Согласно рейтингу, еще больше работают сверх нормы в Хорватии, Греции и Польше. В последней нет четко нормированной недели, а в первых двух это связано с тем, что люди подстраиваются под свободный график отпускников на курортах.

Меньше всех перерабатывают в Голландии и Израиле. Рабочая неделя в Нидерландах — всего 27 часов. А в Израиле, как известно, нельзя работать в субботу, а число ночных смен строго регламентируется.

При этом, несмотря на то, что россияне работают вроде бы много, производительность труда там самая низкая в Европе. И на зарплатах переработка почти не сказывается. То есть на работе люди находятся долго, а толку от этого — мало.

В Молдове — не лучше

Такое ощущение, будто речь идет о Молдове! У нас работники тоже жалуются на то, что перерабатывают, задерживаются на работе, пашут в выходные, но это, что и обидно, не приносит пользы ни им, ни компаниям, где они трудятся.

- Речь идет о неэффективности нашего труда, - объясняет «КП» экономист Татьяна Ларюшина. - Молдаванин может работать во много раз больше, чем какой-нибудь средний скандинав, но эффект его в несколько раз ниже скандинава в силу ряда объективных и субъективных факторов.

Среди факторов она называет, в том числе, качество образования, которое не дает нам никаких преимуществ. Кроме того, речь идет о деловом и инвестиционном климате в стране, который не содействует повышению конкурентоспособности и привлечению инвестиций, которые бы дали возможность модернизировать рабочие места, трансформировать среду в более конкурентную и за счет этого оптимизировать издержки.

- Для того, чтобы была высокая производительность труда, предприниматели должны довкладывать, доучивать, доиструктировать и все равно риски остаются большими. Это комплексная проблема. Она характерна тому статусу, который Молдова имеет - статус одной из самых бедных стран Европы. Бедность это не просто нехватка денег на развлечения. Бедность это намного более комплексный и удручающий феномен, который ударяет по всему: и по рождаемости, и по бизнесу. Какой-то бизнес делает здесь своих проекты, исходя из этой бедности, но нам, конечно, не хватает производительности труда, поэтому приходится за то же самое работать во много раз больше, во много раз в более худших условиях, с очень условным эффектом и это очень обидно, - отметила Татьяна Ларюшина.

Кстати, исследования о трудовых привычках наших граждан, производительности, эффективности работы в Молдове практически не проводятся. Ситуация на рынке труда у нас аховая, это длится десятилетиями, но менять ее, судя по всему, никто пока не собирается.

Но существуют данные международных организаций. Так, Организация экономического сотрудничества и развития представила рейтинг стран по производительности труда в 2017 году. Его лидерами стали Люксембург ($67,41 в час), Норвегия ($51,69 в час по продуктивности) и Швейцария ($49,31 в час). Молдова в него не вошла. Выяснилось, что в 2017 году час труда по продуктивности стоил в Молдове $2,58.

Средний молдавский работник проводит на работе на треть больше, чем работник в Евросоюзе. При этом ценность его труда на 300% ниже среднеевропейской!

КСТАТИ

Почему руки опускаются и работать не хочется

Согласно Трудовому Кодексу, рабочая неделя в Молдове составляет не больше 40 часов, а длительность рабочего дня — не больше 10 часов. В случае если рабочий день длиннее, сверхурочные часы должны быть оплачены, а от работника нужно письменное согласие. Но кто у нас соблюдает трудовое законодательство? Да почти никто! Кроме того, почти половина населения Молдовы занята в неформальном секторе экономики. В результате нормы трудового кодекса не соблюдаются — ни восьмичасовой рабочий день, ни оплата сверхурочных.

В одном из главных столичных супермаркетов заметно сократился ассортимент выпечки. На мое удивление продавец объяснила, что печь некому? «Почему?» - спрашиваю. - «Работать некому, все ушли. А как тут можно работать? За копейки, да еще и в таких условиях — перерабатывать приходится, отношение плохое».