+10°
Boom metrics
Политика17 декабря 2018 22:00

Бункер в молдавском лесу: В случае ядерного взрыва здесь могла спрятаться вся политическая элита Советской Молдавии – с семьями, собачками и попугайчиками

Корреспондент «Комсомолки» побывал на необычном объекте, который уходит в землю на глубину 12-ти этажей [фото, видео]
Картина апокалипсиса в молдавском лесу.

Картина апокалипсиса в молдавском лесу.

Фото: Наталья СИНЯВСКАЯ

Алексей Русанов, военный историк по призванию, физик по образованию и айтишник по нынешней специальности, нарисовал мне несколько подробных карт – как найти огромный бункер, спрятанный под землей, в лесу, близ села Олишканы Шолданештского района. Впрочем, поворот к бункеру мы нашли сразу: это была не обычная асфальтированная или грунтовая дорога, а с бетонным покрытием. Бетонка в лесу - такое нечасто встретишь в Молдове.

Алексей не смог поехать со мной, чтобы провести эту странную экскурсию, но сопровождал на расстоянии, поясняя, где, что и как, - благо, современные технологии это сегодня позволяют.

Красивый поздне-осенний лес, со ставшим уже деревьями боярышником, на котором ягоды величиной с виноград, яблонями с мелкими плодами, такие заросли с фруктово-ягодным уклоном. Только портят картинку какие-то громадные валуны бетона, плиты, разбросанные повсюду. Перед машиной промчались пять косуль, - хорошо, что мы до этого притормозили ненадолго, иначе от неожиданности куда-нибудь вляпались.

Один из модулей недостроенного бункера.

Один из модулей недостроенного бункера.

Фото: Наталья СИНЯВСКАЯ

И после всей этой красоты, после частично уже растащенной ушлыми военными бетонкой, вдруг открывается такая... картина апокалипсиса. Две большие бетонные площадки, те самые бункеры, - самая масштабная стройка времен СССР в Молдове.

- Вообще-то, бункеров не два, а один, просто состоит он из двух модулей, - поясняет Алексей. – Они сообщаются между собой.

Один, так один. Но выглядят как два огромных, размером с 11-12-этажные дома, бетонных стакана, которые вкопаны в землю.

Глубина «стакана» - с 12-этажный дом.

Глубина «стакана» - с 12-этажный дом.

Фото: Наталья СИНЯВСКАЯ

Почему в молдавском лесу?

Как пояснил Алексей, строился бункер в Молдове не из большой любви России к нашей республике, а исходя из вполне практичных, вернее, военно-стратигических целей. Стройку здесь начали в 1984-м. В Молдавской ССР тогда располагался Штаб войск юго-западного направления Советского Союза, - благодаря ему, кстати, мы получили бетонки, дороги и много еще чего важного, чем пользуемся до сих пор. Специально для ставки построили военный городок в Кишиневе, на Телецентре, - сегодня в его корпусах находится Минобороны.

Внутри бункера – коридоры, переходы, помещения – все обшито металлом.

Внутри бункера – коридоры, переходы, помещения – все обшито металлом.

Фото: Наталья СИНЯВСКАЯ

- Если есть штаб, должен быть запасной командный пункт, - рассказывает Алексей, - поэтому по типовому проекту начали строить комплекс в лесу под Олишканами. – Всего в Союзе было три таких мощных бункера – у нас, в Беларуси и в Азербайджане. В Беларуси бункер до 2002 года был на балансе Минобороны, поэтому он в лучшем состоянии, чем молдавский. А наш и азербайджанский давно уже заброшены, их растаскивают, и они в опасном для посещения туристами состоянии.

По всему бункеру – «трубы» для коммуникаций.

По всему бункеру – «трубы» для коммуникаций.

Фото: Наталья СИНЯВСКАЯ

Почему выбрали место именно близ Олишкан? Во-первых, лесная зона – маскировка. Во-вторых близко к крупным аэропортам, и, в третьих, - к железной дороге.

Строили довольно-таки быстро. Технологии держались в секрете. Оба модуля собирали на месте из привезенных, сделанных где-то элементов.

Толщина внешней оболочки составляла почти 1 метр.

Толщина внешней оболочки составляла почти 1 метр.

Фото: Наталья СИНЯВСКАЯ

- Материалы по этим бункерам до сих пор засекречены, - сетует военный историк. – Мы обращались в архивы, но нам было отказано, именно из-за того, что документы находятся под грифом секретности. Поэтому информация по молдавскому командному пункту – это то, что удалось собрать по крупицам, кое-что – предположения.

Кстати, у военных строителей был график пролета американских спутников. И когда из космоса могли «видеть» стройку, работы прекращались.

Бункер в стаканах

Запасной командный пункт в Шолданештском районе – это целый комплекс. Кроме бункера, там был жилой городок. Алексей говорит, что построили три пятиэтажных дома, каждый – по 4 подъезда. Я обнаружила только один, который был очень даже ничего, только без окон и дверей. Лишь в одной квартире, на первом этаже, было застекленное окно и фанерная дверь. Видно, там и сейчас кто-то живет или совсем недавно обитал.

Предположительно из жилых домов к бункеру вели подземные ходы.

Рядом с заброшенной пятиэтажкой – десятки бетонных оконно-балконных блоков. Неподалеку – котельная. Это высоченная кирпичная башня. Внешне она выглядит безупречно: как ни странно, кирпич еще не растащили. В городке должен был быть еще обширный автопарк и какие-то корпуса-здания.

Из трех пятиэтажек жилгородка осталась одна.

Из трех пятиэтажек жилгородка осталась одна.

Фото: Наталья СИНЯВСКАЯ

Весь этот городок был рассчитан на проживание там офицеров, которые должны были обслуживать бункеры. Преполагалось и строительство антенного поля.

Сами модули бункера представляли собой тьюбинговые стаканы из бетона, установленные на «ножки». То есть, они почти не соприкосались с землей. Эти «стаканы» находились в бетонной оболочке примерно метровой толщины. А между «стаканами» и оболочкой» - зазор, воздушное пространство.

Строили, используя новейшие технологии, надолго обогнавшие время. Все было рассчитано до мелочей – ничего лишнего.

- Модуль А – 12-этажный, модуль В – в 11 этажей, - говорит Алексей. – Модуль В должен был служить для технических нужд: там по плану располагались генераторы, усилители, фильтры, склады для продуктов и многое другое. В модуле А тоже были резервные генераторы, но он планировался для организации там пункта связи, расположения самого штаба, кабинеты, комнаты отдыха и т.п. Между модулями были технологические патерны – ходы. И в каждый модуль было по два г-образных входа с санпропускниками.

Одна из странностей комплекса: чудом сохранившаяся кирпичная высоченная труба котельной.

Одна из странностей комплекса: чудом сохранившаяся кирпичная высоченная труба котельной.

Фото: Наталья СИНЯВСКАЯ

Сегодня бункеры производят мрачное впечатление: лестницы уже посрезали, правда почти везле осталась металлическая обшивка. Полов уже тоже нет, и трудно переступать через высокие «пороги». А когда смотришь с высоты вниз, в пространство между «стаканом» и защитной стенкой, становится страшно от этой погибающей мощи. И слышно журчание воды. Это грунтовые воды потихоньку уничтожают сооружение. Насосы для их откачки были предусмотрены, но их, конечно, уже нет.

По предположениям Алексея бункер может вместить 1000 человек, а автономно работать около суток. То есть для жизни он не предусмотрен. Но тогда ученые рассчитали, что в случае ядерного удара уже через 24 часа можно будет выйти на воздух.

Не для туристов, для разрухи

В 1989-м работы по строительству запасного командного пункта у Олишкан в связи с нестабильной обстановкой в Молдавии были остановлены. Но еще до 1992-го года в пятиэтажках жили люди. И до сих пор военные растаскивают «ценные» бетонные плиты, железные лестницы и все, что можно «оторвать» и вывезти.

Возле заброшенного дома – десятки бетонных блоков, странным образом не вывезенных «деловыми» людьми.

Возле заброшенного дома – десятки бетонных блоков, странным образом не вывезенных «деловыми» людьми.

Фото: Наталья СИНЯВСКАЯ

Минобороны этот комплекс кому-то передало. Скорее всего, он сейчас находится в частных руках.

- Лет 5 назад этот комплекс еще можно было превратить в туристический объект, сейчас – слишком много надо вложить средств, - считает Алексей.

Сам он узнал о существовании бункера где-то годах в 1996-1997.

Потрачены были на стройку миллионы рублей.

- Говорят один «стакан» - 20 миллионов рублей, - рассуждает Алексей. – Но только сельхозинститут в Кишиневе обошелся в 40 миллионов. А это несравнимые по масштабу стройки. Думаю, в этот комплекс вложили более 100 миллионов рублей.

А неплохо было бы вернуть в бункер лестницы, установить там макеты разного оборудования, оснастить пару помещений – как они должны были быть, и открыть для туристов. Валом бы пошел интурист. Наш бункер - единственный в бывшем Союзе и в странах соцлагеря, пока белорусский и азербайджанский закрыты.

Можно было бы организовывать там разные квесты, тренинги, интересные мероприятия. А пятиэтажку превратить в гостиницу. Но мы же в Молдове. Мы не будем пользоваться страшным советским наследием... потому что выгоднее растащить металл и плиты. А «стаканы» пусть себе тонут в грунтовых водах. Миллионы-то не наши.