Кыргызстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:
Общество20 ноября 2018 12:18

Опасно людям помогать?!

Врачи скорой помощи - люди, спасающие жизни. Но нередко они сами подвергаются нападениям. Поэтому сегодня здесь сложилась буквально патовая ситуация. Работать тяжело, платят мало, да еще и опасно…
Вместо 100 бригад скорой в Бишкеке их всего 38.

Вместо 100 бригад скорой в Бишкеке их всего 38.

Фото: Пресс-служба мэрии Бишкека

На днях в Бишкеке произошел случай, который вновь заставил вспомнить о том, что есть такая служба - «Скорая медицинская помощь».

- О нас вспоминают только тогда, когда плохо. Либо когда происходят такие случаи, - замечает в разговоре с «Комсомолкой» главный врач Центра экстренной медицины Искендер Шаяхметов.

НАПАЛИ, ИЗБИЛИ? - САМ ВИНОВАТ!

А эта служба действительно и опасна, и трудна. И мы сейчас не о правоохранительных органах. Работать в скорой не только тяжело, невыгодно, но еще и опасно.

В ночь с 19 на 20 ноября в «102» поступил вызов, сообщает пресс-служба ГУВД Бишкека. «В одном из домов города сотрудник скорой помощи и мужчина подрались между собой». Именно так интерпретирует милиция этот инцидент.

Главврач Шаяхметов рассказывает, что на фельдшера напал муж пациентки, к которой выехала по вызову бригада скорой помощи. Действительно, скорая приехала с опозданием на 48 минут. Вызов поступил в жилмассив «Калыс Ордо», причем звонили неоднократно и требовали приехать. Хотя случай не требовал экстренной медицинской помощи. Женщина жаловалась на боль в горле и высокую температуру. Когда бригада прибыла на место, выяснилось, что температура у больной 37,5, а она, хоть и обращалась раньше в поликлинику, не последовала советам врача. Больная проигнорировала лечение и ночью, когда стала чувствовать себя хуже, просто вызвала скорую.

- У нас на сегодняшний день работает 35 бригад. Машин всего 30. А вызовов в этот день было 664, в среднем бывает около 500 вызовов. Это очень много, наши бригады не успевают, - рассказывает Искендер Шаяхметов.

Поэтому бригада приехала с задержкой, но главное - приехала. Фельдшер осмотрел больную, дал рекомендации и уже собрался уходить, когда в соседней комнате проснулся муж. Мужчина был нетрезв и агрессивен. Он стал требовать объяснений, почему скорая приехала не так быстро, как того требует ее название, и почему больную не лечат как положено.

Врач постарался вразумить нетрезвого борца за справедливость, но тщетно. Мужчина решил бороться не словом, а делом. Он просто напал с кулаками на человека, который приехал помочь его жене. Фельдшер уже на улице при помощи водителя отбился от нападавшего и вызвал милицию. Наряд милиции забрал в наркологию всех троих - нетрезвого мужчину, фельдшера и водителя скорой. Экспертиза показала, что работники скорой были трезвыми, а вот нападавший, что было видно и невооруженным глазом, - пьян.

И вроде на этом все должно было закончиться для фельдшера, у которого тупая травма грудной клетки и раны кистей, порвана куртка и глубокая психологическая травма, но нет… Уже ночью в Центр экстренной медицины позвонила капитан милиции Жылкычиева и заявила, что медики сами провоцируют скандалы. По сути, переложив вину за случившееся на плечи молодого врача. А на следующий день фельдшера вызвали в милицию. Оказалось, что нападавший мужчина Адилет Орозбеков написал встречное заявление, в котором обвинил сотрудников скорой в том, что это они его избили. Вот такой поворот событий!

Милиция возбудила уголовное дело по статье 234 «Хулиганство» УК КР. И теперь в производстве у них два заявления.

У фельдшера травмы груди и раны кистей. А нападавший написал ответное заявление уже на фельдшера.

У фельдшера травмы груди и раны кистей. А нападавший написал ответное заявление уже на фельдшера.

ВРАЧЕЙ НЕ УВАЖАЮТ, ВРАЧИ РАБОТАТЬ НЕ ХОТЯТ

Такие случаи, когда нападают на врачей скорой, увы, нередки. Как рассказал «Комсомолке» главврач Искендер Шаяхметов, года три назад подобные нападения происходили по несколько раз в месяц. Потом какое-то время нападения прекратились, а в этом году все началось опять. Этот случай уже второй. Первый был весной.

Учитывая, что фельдшерами работают в основном женщины, неудивительна нехватка персонала в этой службе.

- Два года назад нашего фельдшера избили три девушки. До этого они отдыхали, пили, а утром вызвали скорую. Требовали их откапать. Фельдшер отказалась и ушла. Они гнались за ней по лестнице, били ее. Соседка с нижнего этажа просто спасла ее, пустив в свою квартиру. Наша сотрудница потом полтора месяца в больнице лежала, - вспоминает Шаяхметов.

После этого случая, кстати, команда Центра экстренной медицины потеряла сразу четырех врачей. Среди написавших заявление по собственному были и мужчины. Кто ж захочет рисковать своим собственным здоровьем, спасая чужие жизни?..

Сегодня из 210 ставок в Центре экстренной медицины 75 свободны. Здесь острый дефицит кадров. По нормам, в столице должно быть минимум 100-110 бригад. Их всего 38. Детских бригад - 4. Педиатры не хотят идти работать в скорую. Зарплаты маленькие, риск большой.

Молодой врач, которого избил нетрезвый супруг пациентки, уже подумывает о том, чтобы забрать свое заявление. Волокита, да еще ответное заявление нападавшего, непонимание со стороны милиции, которая считает, что врачи сами виноваты. Все это давит и мешает работать.

- Я сказал ему: «Не смей!». Этот случай даже не тебя касается, а всех врачей скорой помощи. Вопрос в отношении к врачам. Этот человек, позволивший себе напасть на сотрудника скорой, который исполнял свои обязанности, должен быть наказан, - считает главврач Шаяхметов.

Про пробки на дорогах, про то, что машину скорой водители не пропускают на дорогах, хотя в последнее время и наблюдаются отдельные попытки, главврач даже не говорит. Это отдельная тема. Но вот про то, что работать в скорой, - это настоящий подвиг, на который решится, увы, не каждый, повторяет с болью и сожалением. Как может врач, не чувствуя себя защищенным, спасать и помогать другим?

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ:

19 ноября мэрия пополнила автопарк Центра экстренной медицины шестью новенькими машинами. Было заявлено, что машины хоть сегодня могут выйти на линии. Однако не вышли. Проблема - номера. В ГРС должны зарегистрировать авто на Управление обеспечения системы здравоохранения мэрии столицы. Когда это будет сделано - неизвестно.